Дело №2-2552/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2010 года г.Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Тютькиной З.А.,
при секретаре Кобылкиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлевой Т.Н. к мэрии города Ульяновска об обязании выдать сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Яковлева Т.Н. обратилась в суд с иском к мэрии г.Ульяновска об обязании предоставить ей жилищный сертификат для выделения субсидии на приобретение жилого помещения, в обоснование указав следующее.
Она, Яковлева Т.Н. осталась без попечения родителей и воспитывалась в государственных учреждениях для детей-сирот. После выпуска в 1989 году из Майнского детского дома, ее направили на обучение в Сурский техникум, в котором она обучалась до 1992 года. Для трудоустройства ее направили в г. Ульяновск с предоставлением комнаты в общежитии по ..., где она проживает до настоящего времени. При помещении ее в государственное учреждение жилье за ней не закреплялось. О том, что она имеет право на получение субсидии узнала случайно в 2009 году от своего соседа Трубицина, также выпускника детского дома. При обращении в отдел по учету и распределению жилой площади ее не признали нуждающейся в улучшении жилья, несмотря на то, что она снята с регистрационного учета в общежитии по .... Какого-либо жилтя на праве собственности она не имеет. Просит в судебном порядке обязать мэрию г. Ульяновска выдать ей сертификат о выделении субсидии для приобретения жилого помещения.
В судебном заседании истец Яковлева Т.Н. поддержала исковые требования и дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что родилась в Ульяновске в 1975 г., ее девичья фамилия Федина. До 1980 года проживала со своей матерью в доме по ..., в настоящее время - ..., статус жилья ей неизвестен. В 1980 году ее родителей лишили родительских прав, после чего она была помещена в Майнский детский дом. После детского дома в 1989 году она была направлена на учебу в Сурское училище, на время учебы ей выделялось место в общежитии. По окончании училища в 1992 году ей была временно, на период до 2002 года предоставлено комната в общежитии медицинского училища по .... По указанному адресу она была зарегистрирована до 26.10.02 г., но проживает по настоящее время. Она не знала о действии Закона, предоставляющего льготы для детей-сирот, узнала о нем лишь в 2009 году от знакомых. Она была замужем, но по месту жительства мужа право на жилое помещение не приобрела, сейчас ее муж умер. На ее иждивении находятся двое несовершеннолетних детей, а также она взяла опеку над ребенком умершего соседа Трубицина.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался судом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора- Министерства образования Ульяновской области Лысова М.И. в судебном заседании не участвовала, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. В представленном в суд отзыве указала, что в компетенцию Министерства образования не входит наделение детей-сирот жилищными сертификатами и определение права на его получение. Дети-сироты обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Полагает надлежащим ответчиком муниципальное образование, в котором проживает истец.
Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора- Правительства Ульяновской области и Министерства финансов Ульяновской области Гордеева О.Ю. в судебном заседании оставила решение на усмотрение суда, указав, что в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006 №60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» Ульяновская область наделила органы местного самоуправления на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями данной категории лиц. Также Ульяновская область ежегодно в бюджете области предусматривает на указанные цели финансовые средства для муниципальных образований.
Представитель 3 лица Управления образования мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явился, извещался судом о времени и месте рассмотрения дела.
С учетом мнения участников судебного заседания, суд определил рассмотреть гражданское дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца, представителя 3-их лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Яковлева Т.Н. (до замужества Федина) родилась Дата обезличена года в .... Согласно свидетельству о рождении ее родителями являются Федин Н.И. и Федина Т.С.
Решением Засвияжского народного суда г. Ульяновска от 06.08.80 г. ее родителей Федина Н.И. и Федину Т.С. лишили родительских прав.
После решения суда Федина (в настоящее время Яковлева) Т.Н. была помещена в ОГОУ «Майнский детский дом «Орбита», где находилась на воспитании и полном государственном обеспечении с 1980 г. по Дата обезличена г., что подтверждается справкой от Дата обезличена г.л.д.45).
С Дата обезличена г. по Дата обезличена г. она обучалась в ОГОУ СПО агротехнологический техникум в р.п. Сурское. Во время учебы находилась на полном государственном обеспечении.
07.08.99 г. Федина Т.Н. зарегистрировала брак с Яковлевым П.В., после брака ей присвоена фамилия Яковлева Т.Н.
05.05.09 г. муж Яковлевой Т.Н. Яковлев П.В. умер, о чем имеется свидетельство о смерти.
С 1995 г. по настоящее время истец занимает (без регистрации) одну комнату площадью 12,61 кв.м в общежитии по адресу: ..., .... Вместе с ней проживают ее двое несовершеннолетних детей и опекаемый Т.Д.В.
В соответствии со ст.92-94 ЖК РФ общежитие относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначенного для временного проживания граждан в период их учебы или работы.
Иного жилья за истцом не закреплялось.
Согласно сведениям УОГУП БТИ и УФРС по Ульяновской области Яковлева Т.Н. на территории Ульяновской области в собственности жилья не имеет.
По мнению суда, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно статье 147 СК РФ (в редакции, действовавшей до 01.09.2008г.) детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в учреждениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Защита прав выпускников учреждений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, возлагается на органы опеки и попечительства.
Несмотря на то, что в настоящее время Яковлева Т.Н. уже достигла возраста 23 лет, суд считает, что она имеет право на обеспечение жильем вне очереди как лицо из числа детей-сирот.
Как было установлено в ходе судебного разбирательства дела, истица после окончания образовательного учреждения ОГОУ СПО агротехнологический техникум имела право на обеспечение жилой площадью по месту жительства вне очереди. Вместе с тем, ей не было известно о данном ее праве.
Не обеспечение Яковлевой Т.Н. жилым помещением вне очереди в установленные законом сроки, не обращение в соответствующие органы с заявлением о постановке на учет, в настоящее время не лишает ее права на предоставление ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей.
Органы опеки и попечительства не приняли мер по постановке Яковлевой Т.Н. на учет, не разъяснили ей его права на получение жилья как ребенку-сироте, хотя обязанность по защите прав выпускников учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства.
Согласно ст.8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение и тот факт, что истица на сегодняшний момент не имеет закрепленного за ней жилого помещения, которым она могла бы пользоваться на законных основаниях.
В соответствии со ст.3 Закона Ульяновской области 06.05.2006 №60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с нормативом общей площади жилого помещения, установленным Правительством Ульяновской области.
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определяется Правительством Ульяновской области в соответствии с положениями федеральных законов, а также настоящего Закона.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2008 №1-П утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области.
В соответствии с указанным Порядком право на обеспечение жилыми помещениями имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения на территории Ульяновской области.
Право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья.
Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом о выделении субсидии на приобретение жилья (далее - сертификат), срок действия которого не превышает шести месяцев с момента его выдачи.
Сертификат является именным документом, подтверждающим право на обеспечение жилыми помещениями по месту жительства детей-сирот.
Согласно п.6 названного Порядка для получения сертификата дети-сироты лично или их законные представители представляют в любое время после возникновения права на внеочередное предоставление жилых помещений в органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области (далее - органы местного самоуправления) по месту жительства следующие документы:
заявление о выдаче сертификата по форме, установленной Министерством образования Ульяновской области (далее - Министерство);
копию паспорта;
копию военного билета либо документа из образовательного учреждения об окончании (прекращении) обучения в образовательном учреждении, либо документа об освобождении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
копии документов, подтверждающих принадлежность к лицам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка;
справку, выданную органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере образования, по месту первичного учета детей-сирот, подтверждающую отсутствие закрепленного жилого помещения;
выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии жилых помещений в собственности.
Орган местного самоуправления:
осуществляет прием и регистрацию документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;
принимает решение о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче в течение 10 календарных дней с момента подачи документов;
направляет лицу, подавшему заявление, уведомление о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче не позднее 5 календарных дней с даты вынесения решения.
Поскольку, суд пришел к выводу, что истец Яковлева Т.Н. относится в настоящее время к лицам из числа детей-сирот и лицам, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, является нуждающейся в жилом помещении, то ее требования о выдаче сертификата на получение субсидии для приобретения жилого помещения подлежат удовлетворению.
При этом сертификат истцу подлежит выдаче вне очереди с учетом нормы предоставления площади и за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Ульяновской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Яковлевой Т.Н. - удовлетворить.
Обязать мэрию города Ульяновска выдать Яковлевой Т.Н., Дата обезличена года рождения, уроженке г. Ульяновска, вне очереди сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения с учетом нормы предоставления площади за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Ульяновской области.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней.
Судья З.А. Тютькина