оспаривание действий УФАКОН



Дело № 2- 2976/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 мая 2010 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Тютькиной З.А.,

при секретаре Черняевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Ананьиной Т.Б. о признании неправомерными действия Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по отказу в осуществлении кадастрового учета,

У с т а н о в и л:

Ананьина Т.Б. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в осуществлении кадастрового учета земельного участка, постановке на кадастровый учет земельного участка. Свое заявление мотивировала тем, что 19.03.2010г. она обратилась с заявлением в Кадастровую палату по вопросу постановки на кадастровый учет земельного участка, расположенного под принадлежащим ей на праве собственности магазином по адресу: г. Ульяновск, ..., .... Данный магазин был приобретен ею на основании договора купли- продажи, заключенным с конкурсным управляющим ОГУП с-за им. Матросова, утвержденного. протоколом заседания комиссии о результатах открытых торгов в форме аукциона по продаже имущества. Договор купли- продажи зарегистрирован в УФРС по Ульяновской области 22.08.2008г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Номер обезличен. 06 апреля 2010 года было получено решение об отказе в осуществлении кадастрового учета. В доводах, излагаемых Федеральным агентством недвижимости (Роснедвижимость), при вынесении отказа, излагалось, что межевой план, оформленный заявителем не соответствуют Требованиям, а именно п. 58 Требований вид разрешенного использования образуемого земельного участка указывается в реквизите 4 раздела « Сведения об образуемых земельных участках» в соответствии с декларацией заинтересованного лица, о выбранном виде разрешенного использования участка на основании градостроительного регламента либо на основании иного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (заверенная кадастровым инженером). Для устранения указанных причин рекомендовалось представить: заверенную кадастровым инженером копию документа, в соответствии с которым сведения о разрешенном использовании земельного участка внесены в межевой план. Считает данный отказ в осуществлении кадастрового учета недействительным по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 27 ФЗ РФ от 24.07.2007 г. № 221 - ФЗ « О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается если:

имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим ФЗ;

заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы не соответствуют требованиям Федерального Закона.;

объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется в результате преобразования объекта недвижимости или объектов недвижимости и внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о таком преобразуемом объекте недвижимости или таких преобразуемых объектов недвижимости носят временный характер;

с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:

размер такого земельного участка не соответствует установленным земельным законодательством требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков;

такой земельный участок образуется в результате преобразования земельного участка, и размер последнего в связи с этим преобразованием не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным минимальным размерам земельных участков;

доступ к такому земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута не обеспечен.

Орган кадастрового учета сослался в своем отказе на несоответствие разделов межевого плана требованиям законодательства, а именно Требованиям Приказа Минэкономразвития России № 412 от 24.11.2008 г.

Считает данные доводы необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 38 ФЗ № 221 от 24.07.2007 г., межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

П. 4 ст. 38 установлено, что межевой план состоит из графической и текстовой частей.

П. 9 указанной статьи установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактического землепользования.

Считает, что таким документом, представленным заявителем в орган кадастрового учета, явилось постановление Мэра г.Ульяновска об утверждении схемы границ земельного участка № Номер обезличен от 18.11.2009 г., где указано, что данные земли являются земли населенных пунктов».

Кроме того, повторно заявителем предоставлялись письмо заместителя Главы города Садретдиновой А.М. о том, что земельный участок по ... в с. ... Засвияжского р-на расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства (с содержанием скота и птицы) Ж 8с.

Считает данный документ правовым актом, дающим основание для постановки на кадастровый учет земельного участка заявительницы, по адресу: ..., .... Требования закона при подаче заявления о постановке на кадастровый учет заявителем были соблюдены, что является основанием для удовлетворения заявленных ею требований.

Согласно ст. 25.2 п. 7 ФЗ РФ № 122 «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования и по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание, строение и сооружение, осуществляется по ст. 25.2, при этом предоставление документов о праве на наследство, документов, удостоверяющих право собственности не требуется, если право собственности на указанное здание или сооружение зарегистрировано в установленном настоящим федеральным законом порядке.

Переход права на объект недвижимости- магазин, произошел с момента государственной регистрации, т.е. с 25.10.2008г.

Согласно ст. 304 ГК РФ.

Отказ Управления Росреестра по Ульяновской области в постановке земельного участка под магазинной на кадастровый учет препятствует распоряжаться принадлежащей ею собственностью, владеть, отчуждать домовладение, поскольку земельный участок, на котором расположен магазин, не оформлен.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения и сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ст. 11 ГК РФ заявитель может воспользоваться судебной защитой своего нарушенного права.

Просит суд признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в осуществлении кадастрового учета земельного участка незаконным с возложением на указанное юридическое лицо обязанности по постановке на кадастровый учет земельного участка под магазином, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ..., ..., ....

Заявитель Ананьина Т.Б. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

Представитель заявителя Романова Л.Н. в судебном заседании поддержала доводы жалобы Ананьиной Т.Б. Привела доводы, аналогичные изложенным в жалобе.

Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по Ульяновской области Скобеев А.М. просил отказать Ананьиной Т.Б. в удовлетворении заявленных ею требований. В обоснование возражений указал, что в соответствии с п. 9 ст. 22 ФЗ от 24.07.2007г. № 221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы:

Копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.

Форма кадастровой выписки о земельном участке утверждена приказом от 19 марта 2008г. № 66 «Об утверждении форм кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории».

Данные сведения необходимы для внесения в ГКН. Сведения не представлены, в связи с чем, отказ в осуществлении кадастрового учета земельного участка является правомерным.

Заявитель указывает на то, что в представленном им постановлении мэра от 19.11.2009г. указано на принадлежность- земли населенных пунктов. Однако это- категория по целевому назначению - ст. 7 Земельного кодекса РФ.

На основании п. 70 Приказа Минюста России от 20.02.2008г. № 35 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Градостроительные регламенты утверждены Правилами землепользования и застройки в городе Ульяновске, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, иные объекты, независимо от форм собственности.

Орган кадастрового учета не устанавливает вид разрешенного использования земельного участка, а вносит сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости. Так, в соответствии с п. 14 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» вносятся сведения о земельном участке- вид разрешенного использования. На основании п. 1 (пп.9) ст. 22 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены документы: копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.

На основании п. 9 ст. 22 Закона от 24.07.2007г. № 221- ФЗ при изменении вида разрешенного использования необходимо предоставление копии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.

Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004г. № 90 «Об утверждении правил землепользования и застройки в городе Ульяновске» выделены территориальные зоны, к которым приписаны градостроительные регламенты по видам разрешенного использования земельных участков.

Состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах определен ст. 10 ФЗ от 24.07.2007г. № 221- ФЗ.

Порядок предоставления сведений определен п. 6 ст. 15 ФЗ от 24.07.2007г. № 221- ФЗ.

Сведения о местоположении границ таких зон, в порядке и объеме предусмотренном действующим законодательством, органами МСУ Управлению не переданы. Письмом Роснедвижимости от 07 апреля 2008г. определен необходимый формат сведений о территориальных зонах. Таким образом, опубликования в средствах массовой информации Решения Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004г. № 90 недостаточно для определения границ территориальных зон (нет графики и координат границ зон).

Выслушав мнение участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 19 марта 2010г. Ананьина Т.Б. обратилась с письменно оформленным заявлением в Управление Росреестра по Ульяновской области по вопросу постановки на кадастровый учет земельного участка, расположенного под принадлежащим ей на праве собственности магазином, распложенным по адресу: г. Ульяновск, ..., ....

Согласно представленных документов здание магазина по вышеуказанному адресу было приобретено заявителем на основании договора купли- продажи от 01.08.2008г., заключенным с конкурсным управляющим ОГУП совхоза им. Матросова, утв. протоколом заседания комиссии о результатах открытых торгов в форме аукциона по продаже имущества. Договор купли- продажи зарегистрирован в УФРС по Ульяновской области 22 августа 2008г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № Номер обезличен

06 апреля 2010 года Управлением Росреестра по Ульяновской области было вынесено решение об отказе в осуществлении кадастрового учета.

Суд находит данный отказ законным и обоснованным, а заявление Ананьевой Т.Б. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 9 ст. 22 ФЗ от 24.07.2007г. № 221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы:

копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.

Форма кадастровой выписки о земельном участке утверждена приказом от 19 марта 2008г. № 66 «Об утверждении форм кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории».

Сведения, содержащиеся в представленном заявителем межевом плане не соответствуют установленным законом требованиям, а именно: в соответствии с п. 58 Требований вид разрешенного использования образуемого земельного участка указывается в реквизите 4 раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» в соответствии с декларацией заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка на основании градостроительного регламента либо на основании иного акта органа государственно власти или органа местного самоуправления (заверенная кадастровым инженером копия документа, в соответствии с которым сведения о разрешенном использовании земельного участка внесены в межевой план, включается в состав Приложения).

В рассматриваемом случае заверенную кадастровым инженером копию документа, в соответствии с которым сведения о разрешенном использовании (под магазин) внесены в межевой план заявителем представлено не было, что является основанием к отказу в постановке земельного участка на кадастровый учет.

Доводы заявителя Ананьиной Т.Б. о том, что таковыми документами являются: постановление Главы города Ульяновска Номер обезличен от 18.11.2009г. об утверждении схемы расположения земельного участка по ..., ... в ... района г. Ульяновска на кадастровом плане; а также письмо, подписанное заместителем Главы города Ульяновска № 13232-4/3 от 01.12.2008г., в котором указано на то, что спорный земельный участок расположен в хоне застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства (с содержанием скота и птицы) Ж8С, суд находит несостоятельными.

В постановлении Главы города Ульяновска № 8834 от 18.11.2009г. об утверждении схемы расположения земельного участка по ..., ... в ... района г. Ульяновска на кадастровом плане указано только на принадлежность земельного участка к землям населенных пунктов (т.е. указана категория земель), вид разрешенного использования в данном постановлении не указан.

Письмо, подписанное заместителем Главы города Ульяновска № 13232-4/3 от 01.12.2008г. представляет собой лишь разъяснение- информацию, и не является актом органа местного самоуправления, которым установлен вид разрешенного использования земельного участка.

В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса РФ право выбора основных и дополнительных видов разрешенного использования земельных участков принадлежит их правообладателям.

В рассматриваемом случае заявитель Ананьина Т.Б. правообладателем земельного участка, за постановкой на кадастровый учет которого она обратилась, не является. Правоустанавливающих документов, подтверждающих владение заявителем спорным земельном участком на каком-либо вещном праве, ни в материалы настоящего гражданского дела, ни в Управление Росреестра по Ульяновской области не представлялось. У предыдущего владельца земельного участка- совхоза имени Матросова земельный участок, площадью 4862 га находился на праве бессрочного пользования. При продаже заявителю объекта недвижимости - магазина, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ..., ..., ... земельный участок, на котором данный объект расположен, из общей массы не выделялся, формирование участка не производилось ни прежним владельцем, ни продавцом. Ранее земельный участок под зданием магазина по адресу: г. Ульяновск, ..., ..., ..., площадью 300 кв.м. на кадастровом учете не стоял, является вновь образуемым земельном участком.

На основании п. 70 Приказа Минюста России от 20.02.2008г. № 35 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Градостроительные регламенты утверждены Правилами землепользования и застройки в городе Ульяновске, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, иные объекты, независимо от форм собственности.

Орган кадастрового учета не устанавливает вид разрешенного использования земельного участка, а вносит сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости. Так, в соответствии с п. 14 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» вносятся сведения о земельном участке - вид разрешенного использования.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действия(бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено нарушения Закона Управлением Россреестра по Ульяновской области, форма, сроки, основания, процедура рассмотрения обращения Управлением соблюдены, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Ананьиной Т.Б.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 12, 56, 193-198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Жалобу Ананьиной Т.Б. о признании неправомерными действия Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по отказу в осуществлении кадастрового учета оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

Судья З.А. Тютькина