обязание обеспечить средствами реабилитации



Р Е Ш Е Н И Е Дело-2-2843/10

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2010 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе

судьи Гафуровой С.И.,

С участием помощника прокурора

Заволжского района г. Ульяновска Сакун А.В.,

При секретаре Курсановой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах Тимофеева В.Н. к ГУ Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования и Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области о возложении обязанность обеспечить средствами реабилитации

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд иском в интересах Тимофеева В.Н. к ГУ Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования (далее ГУ Ульяновское РО ФСС РФ) о возложении обязанности обеспечить Тимофеева В.Н. памперсами и абсорбирующим бельем, креслом-коляской с ручным приводом комнатной и креслом-стулом с санитарным оснащением. Свои требования прокурор Заволжского района г. Ульяновска мотивировал тем, что после обращения Тимофеева В.Н., являющегося инвалидом I группы, с заявлением об оказании содействия, была проведена проверка соблюдения ответчиком законодательства о социальной защите инвалидов.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 7, 22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 №2347-р, кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные, абсорбирующее белье, памперсы относятся к техническим средствам реабилитации, предоставляемым инвалиду с освобождением от платы.

Согласно п.4,5 Правил, инвалид либо лицо, представляющее его интересы, подает в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства заявление о предоставлении технического средства, которое подлежит рассмотрению в 15-дневный срок с даты его поступления. После рассмотрения заявления инвалид в письменной форме уведомляется о постановке на учет по обеспечению техническим средством. Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства в отобранные уполномоченным органом организации, обеспечивающие техническими средствами.

Вместе с тем прокурорской проверкой установлено, что Тимофеев В.Н. является инвалидом I группы и Дата обезличена года ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» ему оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида с указанием перечня технических средств реабилитации, в которых он нуждается.

25.01.2010 года Тимофеев В.Н. обратился в Министерство труда и социального развития Ульяновской области с заявлением об обеспечении средствами индивидуальной реабилитации. В последующем Тимофеев В.Н. получил уведомление о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, однако до настоящего времени средствами реабилитации он не обеспечен.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Заволжского района г. Ульяновска Сакун А.В. уточнил исковые требования и пояснил, что поскольку с 01 января 2010 года полномочия по обсечению инвалидов техническими средствами реабилитации возложены на Правительство Ульяновской области, просит обязать Департамент социальной защиты населения Ульяновской области обеспечить Тимофеева В.Н. памперсами и абсорбирующим бельем, креслом-коляской с ручным приводом комнатной и креслом-стулом с санитарным оснащением. При этом представитель истца изложил доводы, указанные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования, в судебное заседание не явился, о дне слушания был извещен. Из отзыва на исковые требования следует, что в силу Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Ульяновской области о передаче Правительству Ульяновской области осуществления части федеральных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации по их заявлением с 01.01.2010 года относится к полномочиям правительства Ульяновской области в лице Департамента социальной защиты населения. Поскольку ГУ Ульяновской региональное отделение Фонда социального страхования РФ является ненадлежащим ответчиком, в удовлетворении иска просит отказать.

Определением суда от 11.05.2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.

Представитель ответчика - ДСЗН Ульяновской области Трошина Н.А. иск не признала и пояснила, что обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации возложена на Департамент социальной защиты населения Ульяновской области с 01.01.2010 года.

Во исполнение Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и правительством Ульяновской области Департаменту были перечислены денежные средства, были собраны сведения по количеству инвалидов, нуждающихся в технических средствах реабилитации, сформировано техническое задание. Были объявлены конкурсы и аукционы по закупке (поставке) средств реабилитации.

Тимофеев В.Н. состоит на учете с 05 февраля 2010 года и в соответствии с планом будет обеспечен креслом-коляской с ручным и креслом-стулом с санитарным оснащением в срок до 30 июня 2010 года. К этому же сроку планируется обеспечить Тимофеева В.Н. памперсами и абсорбирующим бельем. В удовлетворении иска просит отказать.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика ДСЗН Ульяновской области, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.10.2003 N 132-ФЗ) реабилитация инвалидов – это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, санаторно-курортное лечение; социально-бытовую адаптацию и т.д.

В силу ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Отказ инвалида от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение

Судом установлено, что Тимофеев В.Н. 04.11.1954 года рождения, является инвалидом I группы, инвалидность установлена бессрочно, причина инвалидности общее заболевание.

03.08.2009 года ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» ему оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее ИПР) №2003, которая разработана на бессрочный период.

В разделе «технические средства реабилитации и услуги по реабилитации» (далее ТСР) указан перечень ТСР, в которых нуждается Тимофеев В.Н.: кресло-коляска с ручным приводом комнатная, кресло-стул с санитарным оснащением, памперсы в количестве 365 штук в год и абсорбирующее белье (пеленки) в количестве 730 штук в год.

05 февраля 2010 года Тимофеев В.Н. поставлен на учет в Департаменте социальной защиты населения Ульяновской области по обеспечению средствами реабилитации.

В соответствии с п.п. 7, 22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 №2347-р, кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные, абсорбирующее белье, памперсы относятся к техническим средствам реабилитации, предоставляемым инвалиду с освобождением от платы.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 утвержден Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Из пункта 4,5 Правил следует, что заявление о предоставлении технического средства подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в уполномоченный орган, который должен рассмотреть заявление в 15-дневный срок со дня его получения. После чего инвалид в письменной форме уведомляется о постановке на учет по обеспечению техническим средством. Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства в отобранные уполномоченным органом организации, обеспечивающие техническими средствами.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009г. №2101-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Ульяновской области «о передаче Правительству Ульяновской области осуществления части федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов…», из статьи 2 которого следует, что предоставление инвалидам технических средств реабилитации по их заявлениям с 01.01.2010 года относится к полномочиям Правительства Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.02.2010 года также утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, из которых следует, что заявление об обеспечении техническими средствами реабилитации подается инвалидом в государственное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области по месту жительства (пребывания) инвалида.

Из вышеизложенных обстоятельств следует, что надлежащим ответчиком по делу является Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.

Судом установлено, что обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации возложена на Департамент с 01.01.2010 года, для исполнения возложенных полномочий Департаменту перечислены денежные средства. 18.03.10 года победителем аукциона на поставку кресел-колясок, кресел-стульев с санитарным оснащением объявлен Владимирский завод спецоборудования. 02 апреля 2010 года с победителем аукциона заключен государственный контракт на поставку кресел-колясок для обеспечения ими инвалидов в 2010 году.

Анализ доказательств свидетельствует о том, что Тимофеев В.Н. нуждается ежедневно в использовании одного памперса и в использовании двух пеленок (абсорбирующего белья). Однако, необходимым количеством памперсов и абсорбирующим бельём Тимофеев В.Н. по настоящее время не обеспечен.

Тимофеев В.Н. имея I группу инвалидности и III степень ограничения способности к самообслуживанию и передвижению, в силу свой физической немощности нуждается в использовании кресла-коляски, кресла-стула с санитарным оснащением. Однако, данными средствами, на сегодняшний день Тимофеев В.Н. также не обеспечен.

Доводы представителя ответчика о том, что Тимофееву В.Н. было выдано абсорбирующее белье и памперсы за 1 квартал, креслом-коляской, креслом-стулом с санитарным оснащением он будем обеспечен до 30 июня 2010 года, в судебном заседании своего подтверждения не нашли. Доводы ответчика, что законодательством не установлены сроки обеспечения инвалидов средствами реабилитации, суд считает несостоятельными.

Судом установлено, что обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации возложена на Департамент с 01.01.2010 года, для исполнения возложенных полномочий Департаменту перечислены денежные средства. Индивидуальная карта реабилитации на имя Тимофеева В.Н. составлена была еще в августе 2009 года, и исполнителем проведения мероприятий по реабилитации был Фонд социального страхования. При передаче полномочий по обеспечению инвалидов средствами технической реабилитации, Департаменту были переданы заявления инвалидов на обеспечение их средствами реабилитации и копии индивидуальных программ инвалидов. Никаких доказательств свидетельствующих о том, что заявление Тимофеева В.Н. и индивидуальная программа реабилитации в Департамент не передавались, суду не представлено.

Как следует из приведенных выше норм федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, индивидуальная программа реабилитации является обязательной для исполнения соответствующими органами власти. Индивидуальная программа реабилитации инвалида включает в себя и срок исполнения мер реабилитации, который устанавливается ГУ МСЭ. Уведомляя инвалида о постановке на учет для обеспечения технического средства реабилитации, уполномоченный орган должен одновременно с эти уведомлением выслать инвалиду и направление на получение указанного средства реабилитации. Таким образом, правом на обеспечение техническими средствами реабилитации у инвалида возникает с момента подачи заявления.

Тимофеев В.Н. не отказался от индивидуальной программы реабилитации, о чем свидетельствует её заявление об обеспечении техническими средствами реабилитации.

Никаких доказательств уважительности неисполнения обязательств перед Тимофеевым В.Н. на день рассмотрения дела в суде, как и доказательств обоснованности установления срока обеспечения Тимофеевым В.Н. средствами реабилитации до 30 июня 2010 года, ответчиком суду не представлено.

На основании изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора следует удовлетворить, возложив обязанность по обсечению Тимофеева В.Н. средствами технической реабилитации на Департамент социальной защиты населения Ульяновской области, в удовлетворении иска к Ульяновскому региональному отделению (ГУ) Фонда социального страхования РФ следует отказать.

руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Департамент социальной защиты населения Ульяновской области обеспечить Тимофеева В.Н. памперсами и абсорбирующим бельем, креслом-коляской с ручным управлением комнатной креслом-стулом с санитарным оснащением согласно программе индивидуальной реабилитации от 03 августа 2009 года № 2003.

Иск Прокурора Заволжского района г. Ульяновска к Ульяновскому региональному отделению (ГУ) Фонда социального страхования РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья С.И. Гафурова