Дело № 2-2831/10 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2010 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Тютькиной З.А.,
при секретаре Аникеевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Темерева В.З. к Мэрии города Ульяновска, Отделу по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязании включить в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛ:
Темерев В.З. обратился в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела требованиями к Мэрии города Ульяновска, Отделу по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязании включить в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».
Требования мотивированы тем, что он является ветераном ВОВ, инвалидом 2 группы и проживает в квартире, принадлежащей его сыну Темереву П.В., его жене Темеревой О.Б., внукам Темереву И.П. и Темеревой Е.П. в равных долях, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ...1. В указанной квартире помимо собственников зарегистрированы и проживают он и его жена Темерева Р.Г., Дата обезличена года рождения, работник тыла в период ВОВ, то есть проживающие не обеспечены нормой общей площади. В октябре 2006 году он вместе с супругой - Темеревой Р.Г. был вынужден переселиться из Волгоградской области в г. Ульяновск, где у него проживает сын с семьей. До переезда в Ульяновск они проживали в жилом доме общей площадью около 34 кв.м, который не был оборудован ни водопроводом, ни канализацией, в доме было печное топление. Он и жена являются инвалидами 2 группы и нуждаются в социальном обслуживании на дому, в связи с чем, вынуждены были переехать из Волгоградской области к своему сыну. Старый дом был продан за 300000 руб., которые до настоящего времени в сохранности. Недавно он узнал, что Президентом РФ была поставлена задача обеспечить всех ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жильем. При обращении в Отдел по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска в удовлетворении заявления ему было отказано со ссылкой на то, что он умышленного ухудшил свои жилищные условия, поскольку продал свой старый дом. С данным решением он не согласен, старый дом имел физический износ 50%, фактически являлся аварийным. Полагает, что ответчик не учел, что он и ранее нуждался в улучшении жилищных условий, более того, нуждается в постороннем уходе. Истец является участником и инвалидом Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы. В настоящее время не имеет в собственности жилого помещения, учетной нормой жилья не обеспечен.
Истец Темерев В.З. в судебном заседании заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца - Темерев П.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований, дав пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Указал, что до 2006 года истец проживал с супругой в доме без удобств в Волгоградской области. Его супруга - инвалид, незрячая, нуждается как и истец в постороннем уходе. До переезда в г. Ульяновск уход за истцом и его супругой осуществляли соц.работники. В настоящее время истец и его супруга занимают одну из комнат в трехкомнатной квартире, во второй комнате проживают внуки истца, в третьей комнате - сын и сноха истца. В квартире зарегистрированы и проживают фактически 6 человек.
Представитель ответчика Мэрии города Ульяновска, Отдела по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска Павлеева Е.А. в судебном заседании иск не признала. В обоснование возражений пояснила, что истец зарегистрирован в квартире общей площадью 54,95 кв. м. по ...1, находящейся в собственности его сына и внуков. Темеревым 01.12.2009г. было подано заявление в отдел по учету и распределению жилой площади о постановке его и его жены в очередь для получения отдельного жилья как ветеранов ВОВ. 29.12.2009г. истцу было направлено письмо, в котором был указан перечень необходимых документов. 19.01.2010г. истцом был предоставлен пакет документов, из которого было выявлено, что в 2006г. Темеревым был продан дом в Волгоградской области. Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении не ранее чем через пять лет после совершения указанных намеренных действий. Кроме того, по договорам социального найма жилые помещения из муниципальной собственности выдаются гражданам, состоящим на очереди в улучшении жилищных условий. Темерев в общегородской очереди не состоит. Оснований для предоставления жилья Темереву вне очереди из муниципального жилищного фонда в данном случае действующее законодательство не предусматривает.
Представитель 3 лица Департамента социальной защиты населения Ульяновской области просил дело рассмотреть в его отсутствие.
С учетом мнения сторон суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Темерев В.З. является ветераном и инвалидом Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением.
С 29.09.06 г. Темерев В.З. зарегистрирован и проживает в трехкомнатной квартире общей площадью 54,95 кв. м., расположенной по адресу: г. Ульяновск, ...1. Указанное жилое помещение принадлежит его сыну Темереву П.В., снохе Темеревой О.Б., внукам Темеревой Е.П. и Темереву И.П.
Кроме собственников и истца в указанной квартире также зарегистрирована и проживает супруга истца Темерева Р.Г., Дата обезличена года рождения, инвалид Номер обезличен группы.
Приходящаяся на каждого члена семьи площадь менее учетной нормы, установленной решением Ульяновской Городской Думы № 136 от 13.07.2005 г. в размере 12 кв. м. общей площади.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.
В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 14 вышеназванного Федерального закона, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ).
07 мая 2008 года Президентом РФ принят Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714.
Из п. 1 данного Указа (в редакции от 09.01.2010 г.) следует, что президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах».
В целях реализации меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании требований Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительством Ульяновской области 02.05.2006 г. принято Постановление № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».
Согласно названному Постановлению правом на получение социальной выплаты обладают, в числе прочих, участники и инвалиды Великой Отечественной войны.
В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения.
Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.
Согласно п.3 названного постановления социальная выплата предоставляется:
лицам, указанным в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящего Порядка (т.е. участникам и инвалидам Великой Отечественной войны), признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.
В соответствии с установленным Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 порядком для получения свидетельства получатель представляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, необходимые документы.
Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.
Департамент на основе представляемых списков формирует в хронологической последовательности по дате постановки на учет список получателей по Ульяновской области.
Как следует из вышеприведенных положений Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Федеральными законами (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этими Федеральными законами категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Возражая против исковых требований, представитель Мэрии города Ульяновска ссылается на тот факт, что истец умышленно ухудшил свои жилищные условия, продав дом в Волгоградской области менее 5 лет назад.
С данной позицией суд не может согласиться по следующим основаниям.
Действительно, в силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Такие действия могут заключаться, например, во вселении в жилое помещение других граждан, которые имеют возможность проживать в другом жилом помещении. В результате их вселения в жилое помещение жилая площадь на каждого проживающего становится меньше учетной нормы. Возникает право постановки на учет. Намеренными действиями могут быть признаны и действия по умышленному разрушению жилого помещения с целью приведения его в состояние, негодное для проживания, и т.д.
В тоже время, оценив все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что продажа дома и переезд истца с супругой-инвалидом к месту жительства своего сына носила вынужденный характер.
Кроме того, суд учитывает, что дом, в котором проживал истец ранее, имеет значительный процент износа, не был обеспечен всеми необходимыми коммуникациями.
Указанный дом был продан истцом 19.09.06 г., поскольку истец не имел возможности проживания в доме без удобств, будучи нуждающимся в постороннем уходе. Кроме того, проживающая с ним супруга также является инвалидом и нуждается в постороннем уходе, что подтверждается справками.
Не имея других родственников, Темерев В.З. и его жена Темерева Р.Г. переехали жить к своему сыну Темереву П.В. в г. Ульяновск, где смогли получить достойных уход.
Из материалов дела следует, что Темерев В.З. в собственности жилых помещений не имеет
Собственники квартиры, в которой проживает истец, также не имеют в собственности иного, чем г. Ульяновск, ...1.
Статья 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
13 июля 2005 года Ульяновской Городской Думой было принято решение за №136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», согласно которому учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв. м.
Квартира по адресу: г. Ульяновск, ...1, имеет общую площадь 54,95 кв.м. На указанной площади зарегистрированы и фактически проживают 6 человек. Таким образом, на каждого проживающего приходится 9,16 кв.м. площади, что менее учетной нормы.
Принимая во внимание статус истца, положения Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714, а также то, что истец не обеспечен учетной нормой площади жилого помещения, суд приходит к выводу о возможности признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий.
С учетом изложенного, уточненные исковые требования Темерева В.З. подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Темерева В.З. удовлетворить.
Признать Темерева В.З. нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Обязать Мэрию города Ульяновска включить Темерева В.З. в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.
Судья З.А. Тютькина