Дело № 2-2962/10 |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2010 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Нефедова О.Н.,
при секретаре Хуснутдиновой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Мэрии города Ульяновска об обязании обеспечения водоотведения в соответствии с природоохранным и санитарным законодательством,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела требованиями в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Мэрии города Ульяновска об обязании обеспечения в соответствии с природоохранным и санитарным законодательством водоотведения от объектов жилой застройки по улицам Неверова, Беляева, Аксакова в Железнодорожном районе г. Ульяновска.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Согласно ч. 1 ст. 22 вышеуказанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статьей 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
Проведенной проверкой установлено, что на территории пос. Винновка Железнодорожного района г. Ульяновска имеется канализационно-насосная станция, куда через систему канализации поступают сточные воды из указанного населенного пункта. В нарушение вышеуказанных требований законодательства канализационно-насосная станция находится в нерабочем состоянии, в связи с чем канализационные стоки по уклону рельефа местности стекают в сторону реки Волга. Ручей из загрязненных стоков попадает в реку Волга, попутно заболачивая и загрязняя водоохранную зону реки. Данное нарушение свидетельствует о бездействии Мэрии города Ульяновска, так как согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал», Потребительский кооператив индивидуальных застройщиков «Квартал 18 ЮГ», Потребительский кооператив индивидуальных застройщиков «Квартал 19 ЮГ».
В судебном заседании старший помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Савельев А.Г. настаивал на удовлетворении требований, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель Мэрии города Ульяновска Урдин Д.Ю. иск не признал. В обоснование возражений пояснил, что Муниципальное образование «город Ульяновск» является публичным образованием, сброс сточных вод, собираемых из жилых домов поселка Винновка, на рельеф местности, реку Волгу не осуществляет. Сброс сточных вод на рельеф местности и в реку происходит по вине потребительского общества индивидуальных застройщиков «Свой дом», которое является заказчиком технических условий на водоснабжение и водоотведение 20-тиквартирного жилого дома Номер обезличен в микрорайоне 19 «ЮГ» в Железнодорожном районе г. Ульяновска. Технические условия были выданы ПОИЗ «Свой дом» 19.05.2005 г. МУП «Ульяновскводоканал». Срок действия технических условий составляет 1 год со дня их утверждения, контроль за производством скрытых работ при прокладке водопровода и канализации возлагался на Железнодорожный СРЭУ МУП «Ульяновскводоканал».
До настоящего времени канализационно-насосная станция не принята в эксплуатацию по вине заказчика технических условий. По просьбе представителей ПКИЗ «Квартал 19 ЮГ» сотрудники МУП «Ульяновскводоканал» совместно с главным инженером ЗАО «Трест спецавтоматика» неоднократно выезжали на осмотр канализационно-насосной станции на предмет готовности. По результатам осмотра были составлены акты от 22.01.2008 г. и от 09.02.2010 г. о соответствии электроснабжения, электрооборудования, автоматики, диспетчеризации, механического оборудования, системы вентиляции, отопления и архитектурно-строительной части данной канализационно-насосной станции действующим нормативам. Выявленные нарушения устранены частично.
30.01.2008 г. председателем ПОИЗ «Свой дом» было дано гарантийное письмо о выполнении технических условий в срок до 01.04.2008 г. Кроме того, между ПОИЗ «Свой дом» и ТИЗ «Винновка» заключен договор на оказание услуг по сбросу фекально-бытовых стоков в канализационно-насосную станцию из микрорайона 19 «ЮГ», что свидетельствует о том, что объект не бесхозяйный. Прием в муниципальную собственность канализационно-насосной станции, расположенной на территории пос. Винновка возле дома № 71 по ул. Неверова, возможен после сдачи ее в эксплуатацию в соответствии с действующими СНиП, правилами электробезопасности и техники безопасности. Мэрия города Ульяновска не бездействует в части организации сбора и вывоза бытовых отходов (канализационных стоков) в пос. Винновка. В частности, проводились совещания, на которых рассматривался вопрос о принятии мер по организации работы канализационно-насосной станции (протокол от 18.07.2007 г.).
Представитель МУП «Ульяновскводоканал» Анашкина А.А. по существу спора пояснила, что на балансе представляемого ею предприятия канализационно-насосная станция, расположенная возле дома № 71 по ул. Неверова в г. Ульяновске, не числится. Технические условия на ее строительство так же не выдавались. МУП «Ульяновскводоканал» выдавало технические условия (от 12.05.2004 г. и от 19.05.2005 г.) на водоснабжение и водоотведение жилых домов микрорайона 19 «ЮГ», в которых были указаны необходимые мероприятия для водоотведения жилых домов, в том числе и строительство новой канализационно-насосной станции. Строительство новой канализационно-насосной станции должно было осуществлять ПОИЗ «Свой дом». К указанной канализационно-насосной станции подведены две напорные линии, которые технически способны производить отвод сбрасываемых сточных вод от жилых массивов, но перекачку сточных вод МУП «Ульяновскводоканал» не производит и не занимается техническим обслуживанием канализационно-насосной станции. Для нормального функционирования и отвода сточных вод по канализационным системам жилых домов указанного микрорайона обязательным является наличие канализационно-насосной станции.
Представитель Госэкоконтроля Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, ПКИЗ «Квартал 18 ЮГ», ПКИЗ «Квартал 19 ЮГ», будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
С учетом мнения участников судебного заседания суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы рассматриваемого дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно п. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из представленных документов, на территории пос. Винновка в Железнодорожном районе г. Ульяновска (возле дома № 71 по ул. Неверова) находится канализационно-насосная станция, куда через систему канализации поступают сточные воды от объектов жилой застройки по улицам Неверова, Беляева, Аксакова.
Проведенными Госэкоконтролем Ульяновской области 16.04.2010 г. и 06.05.2010 г. проверками установлено, что указанная канализационно-насосная станция находится в нерабочем состоянии, в связи с чем канализационные стоки по уклону рельефа местности стекают в сторону реки Волга, попутно заболачивая и загрязняя водоохранную зону реки.
Тем самым нарушаются право граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ и гарантированное государством, и интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, поскольку, в силу ст. 8 ВК РФ, водные объекты являются государственной собственностью. Загрязнение водного объекта, находящегося в федеральной собственности, нарушает права собственника по рациональному использованию природных ресурсов. Водный объект является средой обитания водных биоресурсов, следовательно, его загрязнение влияет на их воспроизводство и сохранение, чем также нарушаются права Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Согласно ч. 1 ст. 22 названного Федерального закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Статьей 12 указанного Федерального закона предусмотрено, что создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Согласно ч. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
Частью 2 ст. 44 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.
Частью 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Уставом муниципального образования «город Ульяновск» (ч. 4 ст. 37) закреплено, что к полномочиям Мэрии города Ульяновска относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу названных норм законодательства Мэрия города Ульяновска, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования, и имеющим полномочия по выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Доводы представителя Мэрии города Ульяновска о том, что канализационно-насосная станция не является бесхозной, не освобождают орган местного самоуправления от ответственности за организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе при осуществлении градостроительной деятельности и деятельности по организации водоотведения.
Таким образом, ответственной за водоотведение от объектов жилой застройки в г. Ульяновске является Мэрия города Ульяновска.
Следовательно, обязанность обеспечить в соответствии с природоохранным и санитарным законодательством водоотведение от объектов жилой застройки по улицам Неверова, Беляева, Аксакова в Железнодорожном районе г. Ульяновска подлежит возложению также на мэрию города Ульяновска.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации удовлетворить.
Обязать Мэрию города Ульяновска обеспечить в соответствии с природоохранным и санитарным законодательством водоотведение от объектов жилой застройки по улицам Неверова, Беляева, Аксакова в Железнодорожном районе г. Ульяновска.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.
Судья - О.Н. Нефедов