выдача субсидии на приобретение жилья



Дело №2-3256/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июня 2010 года г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Тютькиной З.А.,

при секретаре Богаповой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ухановой Н.В. к мэрии города Ульяновска об обязании выдать сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Уханова Н.В. обратилась в суд с иском к мэрии г.Ульяновска об обязании предоставить ей жилищный сертификат для приобретения жилого помещения, в обоснование указав следующее.

Она, Уханова Н.В. родилась Дата обезличена г. в г. Ульяновске. Ее отец Уханов В.Вю умер 09.01.97 г. Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от Дата обезличена г. ее мать Уханова Т.Я. была лишена родительских прав. С 08.04.97 г. по 22.10.97 г. истица была помещена и находилась в ГУ социального обслуживания Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Причал надежды», находилась на полном государственном обеспечении. Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Ульяновска №233 от 30.03.99 г. за Ухановой Н. была закреплена жилая площадь по адресу: ...,3 ...,52. До совершеннолетия истец находилась под попечительством своей тетки Ивановой И.В., проживала в ее квартире по ...109, посещала общеобразовательную школу. При достижении совершеннолетия истец попыталась проживать по месту нахождения закрепленного за ней жилья по 3 ...,52, но ее тетка Уханова О.В. воспрепятствовала этому. Решением Ленинского районного суда от Дата обезличена г. за Ухановой О.В. было признано право собственности на все домовладение по 3 ...,52, а решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от Дата обезличена г. с истцом Ухановой Н.В. был расторгнут договор социального найма вышеуказанного жилого помещения, и она была снята с регистрационного учета. В 2007 истец обратилась в отдел по учету и распределению жилой площади с заявлением о выдаче ей сертификата на приобретение жилья, но ей было отказано по мотиву достижения возраста 25 лет. В настоящее время истец проживает с дочкой, 2006 года рождения, в подсобном помещении по месту работы - ипподроме, где она работает дворником. 05.05.10 г. Главой администрации Ленинского района г. Ульяновска было вынесено распоряжение №21-р «О признании утратившим силу постановления Главы администрации района от 30.03.99 г. №233». Таким образом, истец не имеет закрепленного за ней жилья, была снята с регистрационного учета по решению суда в возрасте 20лет. Просит в судебном порядке обязать мэрию г. Ульяновска выдать ей сертификат о выделении субсидии для приобретения жилого помещения.

В судебном заседании истец Уханова Н.И. и ее представитель Замотаева О.В. поддержали исковые требования и дали пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался судом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора- Министерства образования Ульяновской области Лысова М.И. в судебном заседании не участвовала, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. В представленном в суд отзыве указала, что в компетенцию Министерства образования не входит наделение детей-сирот жилищными сертификатами и определение права на его получение. Дети-сироты обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Полагает надлежащим ответчиком муниципальное образование, в котором проживает истец.

Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора- Правительства Ульяновской области и Министерства финансов Ульяновской области Гордеева О.Ю. в судебном заседании не участвовала, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. В представленном отзыве на иск указала, что в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006 №60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» Ульяновская область наделила органы местного самоуправления на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями данной категории лиц.

Представитель 3 лица Управления образования мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явился, извещался судом о времени и месте рассмотрения дела.

С учетом мнения участников судебного заседания, суд определил рассмотреть гражданское дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав истца, ее представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Уханова Н.В. родилась Дата обезличена года в г. Ульяновске. Согласно свидетельству о рождении ее родителями являются Уханов В.В. и Уханова Т.Я.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска Дата обезличена г. ее мать Уханову Т.Я. лишили родительских прав.

Отец Ухановой Н.В. Уханов В.В. умер Дата обезличена г., что подтверждается свидетельством о смерти.

После решения суда Уханова Н.В. она была помещена с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. и находилась в ГУ социального обслуживания Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Причал надежды», находилась на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой.

Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Ульяновска №233 от 30.03.99 г. за Ухановой Н. была закреплена жилая площадь по адресу: ...,3 ...,52. До совершеннолетия истец находилась под попечительством своей тетки Ивановой И.В., проживала в ее квартире по ...109, посещала общеобразовательную школу.

Решением Ленинского районного суда от Дата обезличена г. за Ухановой О.В., теткой истца, было признано право собственности на все домовладение по 3 ...,52.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30.10.02 г. с истцом Ухановой Н.В. был расторгнут договор социального найма вышеуказанного жилого помещения, и она была снята с регистрационного учета.

В 2007 истец обратилась в отдел по учету и распределению жилой площади с заявлением о выдаче ей сертификата на приобретение жилья, но ей было отказано по мотиву достижения возраста 25 лет. При обращении в 2010 г. с аналогичным заявлением, истцу также было отказано.

В настоящее время истец не имеет закрепленного за ней жилья, была снята с регистрационного учета по решению суда в возрасте 20лет.

05.05.10 г. Главой администрации Ленинского района г. Ульяновска было вынесено распоряжение №21-р «О признании утратившим силу постановления Главы администрации района от 30.03.99 г. №233».

Согласно сведениям УОГУП БТИ и УФРС по Ульяновской области Уханова Н.В. на территории Ульяновской области в собственности жилья не имеет.

По мнению суда, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно статье 147 СК РФ (в редакции, действовавшей до 01.09.2008г.) детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в учреждениях, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Защита прав выпускников учреждений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, возлагается на органы опеки и попечительства.

Несмотря на то, что в настоящее время Уханова Н.В. уже достигла возраста 23 лет, суд считает, что она имеет право на обеспечение жильем вне очереди как лицо из числа детей-сирот.

Как было установлено в ходе судебного разбирательства дела, истица имела право на обеспечение жилой площадью по месту жительства вне очереди. Вместе с тем, ей не было известно о данном ее праве.

Не обеспечение Ухановой Н.В. жилым помещением вне очереди в установленные законом сроки, не обращение в соответствующие органы с заявлением о постановке на учет, в настоящее время не лишает ее права на предоставление ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей.

Органы опеки и попечительства не приняли мер по постановке Ухановой Н.В. на учет, не разъяснили ей его права на получение жилья как ребенку-сироте, хотя обязанность по защите прав выпускников учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства.

Согласно ст.8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение и тот факт, что истица на сегодняшний момент не имеет закрепленного за ней жилого помещения, которым она могла бы пользоваться на законных основаниях.

В соответствии со ст.3 Закона Ульяновской области 06.05.2006 №60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с нормативом общей площади жилого помещения, установленным Правительством Ульяновской области.

Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определяется Правительством Ульяновской области в соответствии с положениями федеральных законов, а также настоящего Закона.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2008 №1-П утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области.

В соответствии с указанным Порядком право на обеспечение жилыми помещениями имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения на территории Ульяновской области.

Право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья.

Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом о выделении субсидии на приобретение жилья (далее - сертификат), срок действия которого не превышает шести месяцев с момента его выдачи.

Сертификат является именным документом, подтверждающим право на обеспечение жилыми помещениями по месту жительства детей-сирот.

Согласно п.6 названного Порядка для получения сертификата дети-сироты лично или их законные представители представляют в любое время после возникновения права на внеочередное предоставление жилых помещений в органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области (далее - органы местного самоуправления) по месту жительства следующие документы:

заявление о выдаче сертификата по форме, установленной Министерством образования Ульяновской области (далее - Министерство);

копию паспорта;

копию военного билета либо документа из образовательного учреждения об окончании (прекращении) обучения в образовательном учреждении, либо документа об освобождении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

копии документов, подтверждающих принадлежность к лицам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка;

справку, выданную органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере образования, по месту первичного учета детей-сирот, подтверждающую отсутствие закрепленного жилого помещения;

выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии жилых помещений в собственности.

Орган местного самоуправления:

осуществляет прием и регистрацию документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;

принимает решение о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче в течение 10 календарных дней с момента подачи документов;

направляет лицу, подавшему заявление, уведомление о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче не позднее 5 календарных дней с даты вынесения решения.

Поскольку, суд пришел к выводу, что истец Уханова Н.В. относится в настоящее время к лицам из числа детей-сирот и лицам, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, является нуждающейся в жилом помещении, то ее требования о выдаче сертификата на получение субсидии для приобретения жилого помещения подлежат удовлетворению.

При этом сертификат истцу подлежит выдаче вне очереди с учетом нормы предоставления площади и за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Ульяновской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 193-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ухановой Н.В. - удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска выдать Ухановой Н.В., Дата обезличена года рождения, уроженке г. Ульяновска, вне очереди сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения с учетом нормы предоставления площади за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней.

Судья З.А. Тютькина