обеспечение жильем военнослужащих



Дело № 2-3264/10

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2010 г.

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

Судьи Ибрагимовой Е.А.,

При секретаре Латыповой Л.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокофьева ФИО15 к Правительству Ульяновской области, Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья,

У С Т А Н О В И Л :

Прокофьев А.И. обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим. Он, майор запаса Вооруженных Сил РФ, гражданин РФ с 1996 года, проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР с 1975 года по 1991 год. С 1991 года по 1996 год проходил военную службу в Вооруженных Силах Украины. С 1997 года по настоящее время проходит военную службу в запасе Вооруженных Сил РФ. Уволен из Вооруженных Сил Украины по п.65 Г (в связи с сокращением штатов) приказом Министра Обороны Украины № 0917 от 31.12.1996г. 5 февраля 1997 года был поставлен на льготную очередь на получение жилья в р.п. Майна. В 1998 году Администрацией Майнского района было предложено участвовать в программе «Государственные жилищные сертификаты» и 12.05.2003 года он был рекомендован к получению сертификата. На обращение в Администрацию Ульяновской области о выдаче сертификата он получил отказ в связи с тем, что выдача сертификатов отложена до подписания Соглашений между РФ и государствами СНГ. Полагает, что данные действия Администрации Ульяновской области противоречат требованиям ст.1,3 «Соглашения между государствами участниками СНГ о социальных правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей» от 14.02.1992г. Он неоднократно обращался по данному поводу в Администрацию Ульяновской области, представителю Президента РФ в Ульяновской области, депутату Государственной Думы, в приемную руководителя партии «Единая Россия». Ему посоветовали обратиться в суд. Просит обязать Администрацию Ульяновской области выдать ему государственный жилищный сертификат для приобретения жилья.

В судебном заседании истец Прокофьев А.И. на своем иске настаивал, поддержав его доводы. Дополнил, что просит выдать государственный жилищный сертификат на состав семьи три человека: он, супруга Прокофьева С.А. и сын Прокофьев А.А. Его выслуга составляет 21 год. С 1999 года он зарегистрирован в 2-х комнатной квартире по ..., ... .... Указанная квартира приобретена его сыном по ипотеке. На очереди на получения жилья в мэрии г. Ульяновска он не состоит. Был поставлен на очередь в Майнском районе в 1997г. В последующем документов, подтверждающих жилищные условия, которые необходимо представлять ежегодно, не представлял.

Представитель ответчика Правительства Ульяновской области (правопреемник Администрации Ульяновской области) Гусева Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что Правительство Ульяновской области является правопреемником Администрации Ульяновской области. В соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих», постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку…» граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам по месту постановки на учет в избранном постоянном месте жительства. Истец является гражданином РФ, уволен из Вооруженных Сил Украины в 1996 году. Избрал местом постоянного жительства Майнский район Ульяновской области. С 1999 г. истец проживает в г. Ульяновске. 12.05.2003г. был рекомендован к выдаче жилищного сертификата. Однако выдачу сертификата отложили до подписания межгосударственного соглашения об обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, между Украиной и РФ. Согласно подпункту в п.10 постановления Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел …» не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств-участников СНГ после 31 декабря 1994 года (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 года). С Украиной такой договор не заключен. При отсутствии соглашения между государствами -участниками СНГ данный вопрос может быть решен только в соответствии с законодательством РФ. Поэтому в иске просит отказать.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Департамента социальной защиты населения Ульяновской области в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве указывает, что право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» имеют граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005г. Истец Прокофьев А.И. не встал на учет нуждающихся в органах местного самоуправления до 01.01.2005г., не включен в сводные списки граждан-участников подпрограммы, поэтому вопрос о выдаче ему государственного жилищного сертификата на приобретение жилья не может быть рассмотрен. В иске Прокофьеву А.И. просит отказать.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области Гордеева М.А. в судебном заседании пояснила, что не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или в улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы после 31 декабря 1994 года, так как Российская Федерация не несет на себе обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 года. Истец уволен из Вооруженных Сил Украины по п.65Г (в связи с сокращением штатов) приказом Министра Обороны Украины № 0917 от 31.12.1996г.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица мэрии г. Ульяновска в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Принятие решения оставляет на усмотрение суда.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Прокофьева С.А. и Прокофьев А.А. в судебном заседании не участвовали, извещались.

Выслушав истца Прокофьева А.И., представителя ответчика Правительства Ульяновской области, представителя третьего лица Администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области Гордееву М.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что Прокофьев А.И. проходил военную службу с 1975 года по 1991 год в Вооруженных Силах СССР, а с 1991 года по 1996 год в Вооруженных Силах Украины.

Приказом Министра обороны Украины № 0917 от 31 декабря 1996 гола Прокофьев А.И. был уволен с военной службы в запас по пункту 65 подпункт Г в связи с сокращением штатов. Направлен на воинский учет в военкомат Майнского района Ульяновской области.

В 1996 году истец Прокофьев А.И. получил гражданство Российской Федерации.

В 1997 году Прокофьев А.И. со своей семьей прибыл в Майнский район Ульяновской области и на основании его заявления от 5 февраля 1997 года был поставлен как военнослужащий на очередь на получение жилья.

Согласно Списку военнослужащих, уволенных в запас, стоящих в очереди на получение жилья по состоянию на 1 ноября 2003 года Майнского района, Прокофьев А.И., имеющий выслугу лет 21,3 года, составом семьи 4 человека, поставленный на очередь с 05.02.1997г., значился в очереди под номером 5.

Согласно Протоколу рабочей группы по реализации программы «Государственные жилищные сертификаты» № 6 от 12 мая 2003 года, было рекомендовано военнослужащего, уволенного в запас Прокофьева А.И. к выдаче ему Государственного жилищного сертификата на семью из 4 человек.

Однако протоколом рабочей группы по реализации программы «Государственные жилищные сертификаты» от 3 декабря 2003 года было постановлено исключить из списка военнослужащих, уволенных в запас, стоящих в льготной очереди на получение жилья, как уволенных с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств участников СНГ после 31 декабря 1994 года, в том числе Прокофьева А.И.

Основанием для исключения указано постановление РФ № 1054 от 06.09.1998г. «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку» и разъяснение генерального управляющего Федеральной целевой программой «Государственные жилищные сертификаты» ФИО9.

О принятых решениях Прокофьев А.И. был уведомлен письмом Администрации Майнского рай она Ульяновской области от 11.12.2003г.

В соответствии со ст.15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» в редакции ФЗ от 27.05.1998г. № 76-ФЗ (с последующими изменениями), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.15 указанного закона, обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

В соответствии со ст.14 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В п.15 «Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000г. № 80, также указано, что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.

В настоящее время порядок выпуска государственных жилищных сертификатов и предоставление субсидий гражданам регулируется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-201 годы», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации.

Согласно п.19 указанных Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме и пакет документов, указанных в данном пункте.

Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

Согласно п.24 названных Правил, в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органом, на который Правительством Ульяновской области возложены обязанности по реализации мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, является Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.

Согласно п.10 постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.1998г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае:

в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.).

14 февраля 1992 года государства - участники СНГ заключили Соглашение о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, где в ст. 3 определено, что государства Содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством государства пребывания. Однако данное соглашение не содержит норм, которые регламентируют вопросы, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей при переезде на постоянное место жительства на территорию другого государства.

Вместе с тем, в целях реализации Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 года N 4455-1 статьей 56 указанного Закона и Постановлением Верховного Совета РФ "О порядке введения в действие Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" был установлен срок переходного периода до 31 декабря 1994 года. В соответствии со ст. 62 того же Закона гражданин РФ, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами РФ, в том числе и по обеспечению его жильем, только до окончания переходного периода.

19 мая 1993 года Верховный Совет РФ принял Постановление "О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" N 4983-1, пунктом 5 которого определено, что граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований в юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего СССР, сохраняют правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, до 31 декабря 1999 года при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров. При несоблюдении же указанных в Постановлении условий правовое положение указанных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохраняется только до 31 декабря 1994 года.

Соответствующие двусторонние соглашения были заключены между Российской Федерацией и Киргизской Республикой, а также Республиками Таджикистан, Туркменистан и Казахстан, согласно которым граждане, уволенные с военной службы из названных государств и поставленные в очередь на получение жилья до истечения 31 декабря 1999 года, обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ.

Вместе с тем, во исполнение Соглашения государств - участников СНГ от 14 февраля 1992 года было подписано Соглашение "Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в государствах - участниках СНГ", где в ст. 3 определено, что государство - участник СНГ, в вооруженных силах и других воинских формированиях которого проходили службу граждане, уволенные с военной службы и избравшие местом постоянного жительства территорию другого государства - участника СНГ, заблаговременно приобретает для них жилые помещения по избранному этими лицами постоянному месту жительства при условии сдачи занимаемого ими жилья по прежнему месту службы.

Данное соглашение было подписано Республиками Армения, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией и вступило в законную силу только для Республик Армения, Беларусь, Таджикистан и Киргизской Республики. Российская Федерация же и Республика Казахстан не выполнили внутригосударственные процедуры для вступления его в законную силу.

Украиной какие-либо межгосударственные соглашения об обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в государствах - участниках СНГ, подписаны не были, и, следовательно, никаких обязательств перед гражданами, уволенными из вооруженных сил Украины и членами их семей по обеспечению жилыми помещениями на территориях других государств - участников СНГ названные государства не несут.

Таким образом, при условии выполнения необходимых внутригосударственных процедур и ратификации указанного Соглашения Российская Федерация будет нести на себе обязанность по обеспечению жилыми помещениями только военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, которые проходили военную службу в государствах - участниках СНГ, состояли ранее на военной службе в вооруженных силах бывшего СССР и переехали из Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана.

Что же касается обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей, которые переехали на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации из других республик бывшего СССР после 31 декабря 1994 года, то данный вопрос при отсутствии международных соглашений может быть решен только в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005г. № 136 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв. м.

Как усматривается из материалов дела, Прокофьев А.И. с 1999 года зарегистрирован и проживает в г. Ульяновске, по ..., ... ....

Вместе с ним зарегистрированы члены его семьи - супруга Прокофьева С.А. и сын Прокофьев А.А.

Состав семьи истца в три человека подтверждается также справкой военного комиссариата Заволжского района от 31.03.2003г.

Квартира Номер обезличен дома Номер обезличен по ... в г. Ульяновске приобретена по договору купли-продажи от Дата обезличена. сыном истца - Прокофьевым А.А.

Право собственности на квартиру зарегистрировано в УФРС по Ульяновской области.

Квартира на настоящее время обременена ипотекой по договору ипотеки, заключенному между ... и Прокофьевым А.А.

Согласно справке формы № 8, общая площадь указанной квартиры составляет 52,74 кв.м. Таким образом, на каждого члена семьи приходится более 12 кв.м жилой площади.

В связи с чем истец Прокофьев А.И., являющийся членом семьи собственника жилого помещения, не является в настоящее время нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как он обеспечен жилой площадью в соответствии с учетной нормой.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований Прокофьева А.И. не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокофьева ФИО16 к Правительству Ульяновской области, Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Судья: Е.А. Ибрагимова