Дело № 2-3540/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июля 2010 г.
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
Судьи Родионовой В.П.
При секретаре Пугачевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горкина Владимира Владимировича к Мэрии города Ульяновска о возложении обязанности по выдаче жилищного сертификата на получение субсидии для приобретения жилья
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что рожден в Дата обезличена году одинокой матерью Яковлевой Н.В. Практически сразу же его поместили в Дом ребенка в связи с тяжелым материальным положением. Таким же образом она поступила и с его сестрой Женей, которую родила в Дата обезличена году. Из заявления матери видно, что семья проживала в г. Ульяновске по ... В настоящее время там проживают совершенно незнакомые ему люди. При помещении в детский дом, жилье за истцом не закреплялось. Он обратился в отдел по учету и распределению жилой площади, однако на учет его не поставили, поскольку он старше 23 лет. Своевременно на учет он встать не мог, поскольку находился в местах лишения свободы. Просит обязать Мэрию г. Ульяновска выдать жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья.
Истец Горкин В.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, поддержал доводы иска. Указал, что в настоящее время он не имеет регистрации в г. Ульяновске, однако местом своего жительства считает город Ульяновск, проживает у знакомых, работает неофициально, без оформления трудовых отношений, поскольку отсутствует регистрация.
Представитель мэрии города Ульяновска в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что истец не может быть обеспечен жилым помещением, поскольку гарантии предоставляются гражданам до 23 лет. Кроме того, истец не имеет постоянной регистрации в г. Ульяновске.
Представитель Министерства образования Ульяновской области просил о рассмотрении дела без свого участия, в отзыве на иск указал следующее. В соответствии со статьёй 4 Закона Ульяновской области от 6 мая 2006 г. № 60-30 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, были переданы органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в порядке, определённом главой 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом, в компетенцию Министерства образования Ульяновской области не входит наделение детей-сирот жилищными сертификатами и определение права заявителя на его получение. Права детей-сирот на внеочередное обеспечение жильём, изначально были установлены Постановлением ЦК КПСС и МС СССР от 31.07.1987 № 872 «О мерах по коренному улучшению воспитания обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Федеральным Законом от 21 декабря 2006 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», права детей-сирот, на получение жилья были закреплены в статье 8. Статьёй 8 Закона № 159-ФЗ установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со статьёй 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Полагает, что надлежащим ответчиком, является Муниципальное образование, в котором проживает истец.
Представитель Министерства финансов Ульяновской области, Правительства Ульяновской области в одном лице Гордеева О.Ю. в судебном заседании поддержала отзыв на исковое заявление, указала, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). На уровне субъекта РФ - Ульяновской области принят Закон области от 06.05.2006 № 60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей- а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», который распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. В соответствии с указанным Законом. Ульяновская область наделила органы местного самоуправления : городских округов и муниципальных районов Ульяновской области на неограниченны срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Органы местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение нормативных актов и предоставляемых сведений о количестве детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Министерство финансов Ульяновской области как представитель Казны субъекта РФ - Ульяновской области свои обязательства по финансированию предоставляемых мер социальной поддержки указанной категории выполнило в полном объеме. Решение по заявленным тре6ованиям оставила на усмотрение суда.
Третье лицо Финансовое управление Мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явилось, извещалось.
Выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п.2 п.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статья 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п.1 ст.8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Суд установил, что Горкин ( до вступления в брак фамилия Яковлев) родился Дата обезличена года.
Истец с 05 августа 1983 года находился в ГУЗ «Специализированный дом ребенка для детей с органическими поражением центральной нервной системы с нарушением психики».
Согласно путевки Номер обезличен от 26 августа 1985 года Яковлев В.В. был помещен в детский дом г. Ульяновска. Воспитывался в деском доме семейного типа с 25 августа 985 года по сентябрь 1996 года.
С 01 сентября 1996 года по 30 июня 1998 года обучался в Ульяновском техническом лицее, на очном отделении по профессии « слесарь - инструментальщик».
Имеет судимость на основании приговора Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 09.01.1998 года по ст. 163 ч.2 п. «Б» УК РФ к 3 годам лишения свободы с применим ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком.
Осужден 19 марта 1999 года Ленинским районным судом г. Ульяновска по ст. 70 УК РФ к новой мере наказания частично присоединена неотбытая часть в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы и окончательно к отбытию определено 3 года 6 месяцев лишения свободы с отбытием в исправительной колонии общего режима.
Согласно справки Номер обезличен Яковлев В.В. отбывал наказание в местах лишения свободы в период с 04 марта 1999 года по 20 сентября 2001 года.
24 июня 2004 года Яковлев В.В. заключил брак с Горкиной А.Н. Брак расторгнут 29 марта 2008 года. От брака имеется несовершеннолетний сын Горкин Платон Владимирович.
В период с 06 июня 2004 года по 05 марта 2007 года истец Горкин В.В. был прописан и проживал в квартире ... в г. Ульяновске, которая принадлежит на праве собственности Горкиной А.Н. на основании договора купли- продажи квартиры от 05 февраля 2001 года Номер обезличен.
В настоящее время истец не имеет постоянной регистрации в городе Ульяновске.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что истец проживает в городе Ульяновске, работает на охраняемой стоянке без оформления трудовых отношений, что подтверждается показаниями свидетелей : Парамонова К.В., Горкиной Е.Н.
Кроме того, факт постоянного проживания в г. Ульяновске подтверждается и справкой выданной должностными лицами детского сада общеразвивающего вида Номер обезличен « Сказка», из которой следует, что Горкин П.В. посещает детский сад с 2006 года. Его отец Горкин В.В. регулярно приводит и забирает сына из детского сада. Выполняет все рекомендации педагогов и посещает родительские собрания.
В ходе судебного заседания не установлен факт закрепления за истцом жилого помещения. По сведениям УФРС по Ульяновской области и по данным БТИ истец не имеет зарегистрированных прав на недвижимое имущество. Факт нахождения истца на полном государственном обеспечении, подтверждается материалами дела.
Право ребенка, оставшегося без попечения родителей, на обеспечение ему условий для получения образования основано на положениях Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ и Закона об образовании в РФ об обязательности, бесплатности и общедоступности основного общего образования для каждого ребенка. Содержание этого права конкретизируется федеральным законодательством и другими нормативными правовыми актами РФ. Установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное обучение в государственных и муниципальных учреждениях начального профессионального образования на основе полного государственного обеспечения.
Как следует из приведенной выше ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» положения указанного закона распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
В соответствии со ст.3 Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» от 6 мая 2006 года № 60-ЗО обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется в размере не ниже социальных норм, установленных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области. Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определяется Правительством Ульяновской области в соответствии с положениями Федеральных законов, а также настоящего закона.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 07.12.2006 г. № 350 утвержден «Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», согласно которому орган местного самоуправления после постановки на учет Получателей, не имеющих закрепленного жилого помещения, формируют списки указанных лиц и ежегодно в срок до 1 июня направляют их в Департамент образования Ульяновской области. Департамент образования ежегодно формирует сводный список Получателей с целью обеспечения их жилыми помещениями на очередной финансовый год; подготавливает заявки о распределении средств, выделяемых из областного бюджета в виде субвенций на обеспечение жилыми помещениями Получателей на очередной финансовый год. Органы местного самоуправления предоставляют Получателям за счет субвенций, полученных из областного бюджета Ульяновской области, субсидии на приобретение жилья. Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом. Сертификат вручается Получателю органом местного самоуправления в пятидневный срок с момента принятия решения о его выдаче.
Размер субсидии определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения для Получателя в соответствующих муниципальных образованиях Ульяновской области и установленной Правительством Ульяновской области средней стоимости одного квадратного метра жилого помещения в соответствующих муниципальных образованиях Ульяновской области.
Ульяновская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (ст.4 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 г. № 60-ЗО).
Правом формирования и представления в Департамент образования Ульяновской области списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями и имеющих право на внеочередное предоставление жилья, а также выдачи жилищных сертификатов указанной категории граждан наделена мэрия г. Ульяновска. Ульяновская область обязана обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми финансовыми и материальными средствами в размере, предусмотренном Законом о бюджете на очередной финансовый год. При этом правом самопроизвольно уменьшать, либо увеличивать объем средств на указанные цели Правительство Ульяновской области не может.
Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению.
На мэрию города Ульяновска следует возложить обязанность выдать вне очереди Горкину В.В. жилищный сертификат о выделении субсидии для приобретения жилого помещения с учетом нормы предоставления площади за счет средств субъекта Российской Федерации - Ульяновской области.
Довод ответчика о том, что истец имеет возраст 29 лет и ему не могут быть предоставлены гарантии, не может является основанием для отказа в иске.
Истец по объективным причинам не мог заявить о своих правах, при этом в возрасте до 23 лет Горкин В.В. фактически был лишен социальной поддержки органов власти муниципалитета.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Горкина Владимира Владимировича удовлетворить.
Обязать мэрию города Ульяновска выдать вне очереди Горкину Владимиру Владимировичу жилищный сертификат о выделении субсидии для приобретения жилого помещения с учетом нормы предоставления площади за счет средств субъекта Российской Федерации - Ульяновской области.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.
Судья - В.П.Родионова