Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2010 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд
В составе председательствующего судьи Першиной С.В.
При секретаре Алтусовой И.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах Налбандян С.Р. к мэрии города Ульяновска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, выдаче свидетельства о праве на получение субсидии,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд в интересах Налбандян С.Р. с исковыми требованиями к мэрии города Ульяновска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, выдаче свидетельства о праве на получение субсидии, указав следующее.
Прокурорской проверкой соблюдения законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» выявлены нарушения в деятельности мэрии г.Ульяновска.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 №285 «Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг.», решением Ульяновской Городской Думы № 123 от 09.08.2006 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2006-2010 гг.» молодым семьям выделяется безвозмездная субсидия за счет федерального, областного и городского бюджетов для частичной оплаты приобретаемого жилья на территории муниципального образования, где молодая семья встала на учет.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья.
В соответствии со ст.50 Жилищного Кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с Решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв. м.
Право на участие в программе предусматривает соответствие молодой семьи трем обязательным условиям, одним из которых является признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Молодая семья признается нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.51, 53 ЖК РФ и определяется комиссией по учету и распределению жилой площади при мэрии г.Ульяновска в соответствии с информацией, содержащейся в предоставленных документах.
Налбандян С.Р. в установленном законом порядке обратился в мэрию г.Ульяновска с заявлением о предоставлении его семье субсидии на приобретение жилья в рамках реализации указанной программы и предоставил все необходимые документы для получении субсидии.
Письмом отдела по учету и распределению жилой площади от 19.02.2010 ему было отказано в предоставлении субсидии, на том основании, что 12.09.2008 им приобретена в собственность однокомнатная квартира, где зарегистрирован он и его жена - Налбандян О.Б.
Данный отказ органа местного самоуправления нарушает гарантированное государством право молодой семьи Налбандян на получение субсидии по следующим основаниям.
Налбандян С.Р. и Налбандян О.Б. зарегистрированы и проживают по адресу: г.Ульяновск, ..., ..., ..., приобретенной по договору ипотеки. Собственником квартиры является Налбандян С.Р.
С 1993 года по 26.06.2009 Налбандян С.Р. был зарегистрирован в 4-комнатной квартире общей площадью 88,36 кв.м по ..., где на момент оформления кредита было зарегистрировано 5 человек. В настоящее время собственником квартиры является мать Налбандяна С.Р.
До заключения брака с Налбандян О.Б. согласно договору об определении долей в праве общей совместной собственности и дарения долей на квартиру от 27.09.2007 Налбандян С.Р. подарил матери имевшуюся в собственности 1/4 долю (22,09 кв. м общей площади) указанной квартиры.
С 1992 года по 28.10.2009 Налбандян О.Б. была зарегистрирована в двухкомнатной квартире общей площадью 52,5 кв. м по .... На момент оформления кредита квартира являлась муниципальной, в ней зарегистрировано 4 человека.
В настоящее время по сведениям Управления федеральной регистрационной службы по Ульяновской области Налбандян О.Б. обладает на праве собственности 1/4 доли указанной двухкомнатной квартиры, вместе с тем, там не проживает и не зарегистрирована.
Действительно, Налбандян С.Р. и Налбандян О.Б. в отдельности не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Однако при вынесении решения о признании семьи Налбандян не нуждающейся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления не учтено, что Налбандян С.Р. и Налбандян О.Б. в настоящее время не являются членами семьи своих родителей, поскольку ими фактически создана новая отдельная семья (согласно свидетельства о заключении брака от 08.08.2008).
Кроме того, не учтено, что в случае проживания семьи Налбандян в квартире ..., где ранее Налбандян С.Р. являлся собственником 1/4 доли, и в случае проживания указанной молодой семьи в квартире ..., где Налбандян О.Б. являлась членом семьи нанимателя по договору социального найма, Налбандян О.Б. и Налбандян С.Р. нуждались бы в улучшении жилищных условий с учетом нормы площади жилого помещения.
Таким образом, расчет учетной нормы жилой площади, для определения нуждаемости в улучшении жилищных условий, произведенный органами местного самоуправления для Налбандян С.Р. и Налбандян О.Б. в отдельности, без учета наличия между ними зарегистрированных брачных отношений, не основан на законе.
Иных оснований для отказа в предоставлении семье Налбандян субсидии на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010» органами местного самоуправления не указано.
Кроме того, на момент получения кредита на приобретение жилого помещения в собственность семья Налбандян не являлась нанимателем жилых помещений по договорам социального найма либо собственником жилых помещений, следовательно, являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В связи с изложенным, просил признать незаконным решение мэрии г.Ульяновска об отказе семье в составе Налбандяна С.Р. и Налбандян О.Б. в предоставлении субсидии на приобретение жилья в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 гг.»; признать семью Налбандяна С.Р. и Налбандян О.Б. нуждающейся в улучшении жилищных условий; обязать мэрию города Ульяновска выдать семье Налбандян С.Р. и О.Б. свидетельство о праве на получение субсидии в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010гг.».
В судебном заседании помощник прокурора Хаярова И.В., представитель истца Налбандян Р.С., третье лицо Налбандян О.Б. на удовлетворении исковых требований настаивали.
Представитель Налбандян С.Р.- Налбандян Р.С. суду дополнил, что в постановлении Правительства РФ № 285 от 13.05.2006г. указано, что молодая семья имеет право использовать субсидию на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам и займам на приобретение жилья или строительства индивидуального жилого дома, при условии, что такая молодая семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора. Из представленных истцами в материалы дела документов следует, что семья Налбандян на момент заключения кредитного договора в собственности жилья не имела. Это подтверждается справкой формы № 8, свидетельствами о государственной регистрации собственности на квартиры, где они ранее проживали до регистрации брака со своими родителями. Брак был зарегистрирован 08.08.2008г., а кредитный договор был оформлен 12 сентября 2008г., то есть на момент заключения кредитного договора молодая семья в собственности жилья не имела и нуждалась в улучшении жилищных условий, как того требует упомянутое постановление Правительства РФ № 285 от 13.05.2006г.
Представитель мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Присутствующая в предыдущем судебном заседании представитель мэрии города Ульяновска Павлеева Е.А. просила в иске прокурору Ленинского района г. Ульяновска, действующему в интересах Налбандяна С.Р. отказать по следующим основаниям.
Согласно п. 5 постановления Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285 «Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002- 2010г.г.», право на участие в подпрограмме предусматривает соответствие молодой семьи трем обязательным условиям, одним из которых является признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также решением Ульяновской Городской Думы № 136 от 13.07.2005г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», учетная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой семья признается нуждающейся в улучшении жилищных условий, установлена в размере 12 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.
По представленным документам видно, что с 1993г. по 26.06.2009г. Налбандян С.Р. был зарегистрирован в 4-комнатной квартире общей площадью 88,36 кв.м по ..., где на момент оформления кредита было зарегистрировано 5 человек. В настоящее время собственником квартиры является мать Налбандяна С.Р. При этом, 27.09.2007г. истец подарил принадлежащую ему 1/4 долю квартиры матери. Налбаднян О.Б. в период с 1992 года по 28.10.2009 была зарегистрирована в двухкомнатной квартире общей площадью 52,5 кв. м по .... На момент оформления кредита квартира являлась муниципальной, в ней зарегистрировано 4 человека.
Таким образом, согласно ст. 51, 53 Жилищного кодекса РФ на момент приобретения в кредит квартиры по ..., ... ..., с учетом подаренной истцом своей матери доли в праве общей долевой собственности на квартиру, семья Налбандян не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Выслушав мнение участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в 2010г. Налбандян С.Р. обратился в мэрию города Ульяновска с заявлением о предоставлении его семье субсидии на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг.».
Письмом отдела по учету и распределению жилой площади мэрии города Ульяновска за № 764 от 19.02.2010г. он был уведомлен об отказе в удовлетворении заявленного требования, со ссылкой на то обстоятельство, что согласно ст. ст. 51, 53 Жилищного кодекса РФ семья Налбандян из двух человек, с учетом подаренной истцом 27.09.2007г. доли в праве общей долевой собственности на квартиру, не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и по тем же основаниям не может быть включена в список участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002- 2010гг.
Суд находит данный отказ законным и обоснованным, а исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска, предъявленные в интересах Налбандян С.Р. - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 №285 «Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг.», решением Ульяновской Городской Думы № 123 от 09.08.2006 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2006-2010 гг.» молодым семьям выделяется безвозмездная субсидия за счет федерального, областного и городского бюджетов для частичной оплаты приобретаемого жилья на территории муниципального образования, где молодая семья встала на учет.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья.
В соответствии со ст.50 Жилищного Кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с Решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв. м.
Право на участие в программе предусматривает соответствие молодой семьи трем обязательным условиям, одним из которых является признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Молодая семья признается нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.51, 53 ЖК РФ и определяется комиссией по учету и распределению жилой площади при мэрии г.Ульяновска в соответствии с информацией, содержащейся в предоставленных документах.
Так, в частности, нуждающимися в жилых помещениях, в соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ признаются граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч.2 указанной нормы при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Налбандян С.Р. И Налбандян О.Б. вступили в зарегистрированный брак 08 августа 2008г.
12 сентября 2008г. Налбандян С.Р. на кредитные денежные средства была приобретена в собственность однокомнатная квартира, общей площадью 38.3 кв.м., расположенная по адресу: г. Ульяновск, ..., ... ....
Из представленных документов следует, что Налбандян С.Р. в период с 1993г. по 26.06.2009г. был зарегистрирован в 4-комнатной квартире общей площадью 88,36 кв.м по ..., где на момент оформления жилищного ипотечного кредита было зарегистрировано 5 человек. До 27 сентября 2007г. истец являлся сособственником вышеуказанной квартиры в размере 1/4 доли; 27 сентября 2007г. он подарил принадлежащую ему долю квартиры своей матери Налбандян Н.С.
Налбандян О.Б. в период с 1992 года по 28.10.2009 была зарегистрирована в двухкомнатной квартире общей площадью 52,5 кв. м по .... На момент оформления ипотечного кредита вышеуказанная квартира являлась муниципальной, в ней было зарегистрировано 4 человека.
Нельзя не согласиться с доводами представителя истца Налбандян Р.С. в той части, что, вступив в зарегистрированный брак, Налбандян С.Р. и Налбандян О.Б. стали членами одной семьи. Вступление в зарегистрированный брак и создание семьи предполагает совместное проживание супругов. С того же периода времени как Налбандян С.Р., так и Налбандян О.Б. перестали быть членами семьи своих родителей, более того, из пояснений представителя истца и третьего лица Налбандян О.Б. в судебном заседании следует, что с момента вступления в брак каждый из них выехал из квартиры родителей для совместного проживания с супругом на частной квартире.
Однако, данное обстоятельство не имеет юридического значения, поскольку при вступлении в зарегистрированный брак ни Налбандян С.Р., ни Налбандян О.Б. не утратили жилищных прав на ранее занимаемые ими жилые помещения.
Налбандян О.Б., в частности, как на момент вступления в брак, так и на момент оформления ипотечного кредита имела право пользования муниципальной квартирой по адресу: г. Ульяновск, ..., ... ..., где на ее долю приходится более 13 кв.м. общей площади. С 23 сентября 2009г. Налбандян О.Б. является собственником 1/4 доли вышеуказанной квартиры в порядке приватизации.
За Налбандяном С.Р. как на момент вступления в брак, так и на момент оформления ипотечного кредита, сохранялось право пользования четырехкомнатной квартирой общей площадью 88,36 кв.м по ..., совладельцем которой он являлся до 27 сентября 2007г. На его долю в указанной квартире, исходя из количества зарегистрированных на данной жилплощади лиц, приходилось более 17 кв.м. общей площади, что также свидетельствует об обеспеченности жильем по установленной норме. На момент оформления кредита Налбандян С.Р. значился зарегистрированным в жилом помещении по адресу: ... в г. Ульяновске, собственник жилого помещения Налбандян Н.С. (его мать) не ставила вопроса о прекращении с ним жилищных правоотношений.
Кроме того, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Совершенная истцом в 2007 году сделка отчуждения (в форме дарения) принадлежащей ему 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: ..., ... ... квалифицируется судом как намеренное ухудшение своих жилищных условий, что лишает последнего, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, в течение 5 лет быть принятым на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах Налбандян С.Р. к мэрии города Ульяновска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, выдаче свидетельства о праве на получение субсидии оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Ленинский районный суд гор. Ульяновска.
СУДЬЯ: С.В. ПЕРШИНА