иски об обязании выдать жилищный сертификат



Дело 2-2040/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2010г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи А.М. Елистратова,
при секретаре Е.Н. Макушиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к мэрии города Ульяновска, о возложении обязанности выдать жилищный сертификат
УСТАНОВИЛ

М.. обратилась в суд с иском к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности выдать жилищный сертификат. Исковые требования мотивированы следующим. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», законом Ульяновской области от 06.05.2006г. №60-30 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» истица имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Истица с 1984г. воспитывалась в детских домах области. Сведений об отце истицы не имеется. Мать истицы лишена родительских прав в 1984г. О том, что выпускникам детских домов выдаются жилищные сертификаты, истица узнала случайно.

В судебном заседании М. на удовлетворении иска настаивала, пояснила, что с 1984 года воспитывалась в детских домах области. Мать была лишена родительских прав в 1984г. Сведений об отце нет. От подруги узнала о том, что сиротам должно быть предоставлено жильё. Мэрия г.Ульяновска отказала в выдаче жилищного сертификата. В период с 1996г. по 1997г. обучалась в р.п. ... в ПУ №Номер обезличен по специальности «П.». По окончании обучения была направлена на работу в сельскохозяйственное предприятие в с...., которое располагается в 10 километрах от р.п. .... Там проработала полгода, жила на квартире, которую предоставили от работы. Затем уехала в ... в с...., проживала там при детском доме «Д.» около трех лет. Работы не было, поэтому приехала в г.Ульяновск. Стала работать на рынках города. Так как без прописки в паспорте сложно было устроиться на работу и получать медицинскую помощь, прописалась у подруги по детскому дому в ... в р.п. .... Подруга попросила выписаться в 2010г. В настоящее время работает в ООО «Т.» в с...., регистрации в г.Ульяновске нет.

Представитель ответчика мэрии г.Ульяновска в суд не явился.

Представитель третьего лица Областного государственного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -Ульяновский специальный(коррекционный)детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Г.»Я. в суд не явилась, в отзыве указала следующее. Истица воспитывалась в Ульяновском детском доме с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. Матерью истицы Дата обезличенаг. в Горздравотдел было написано заявление о помещении М. в дом ребёнка на один год. Из дома ребёнка М. была направлена в детский дом Дата обезличенаг. В детском доме М. воспитывалась до сентября 1998г., затем обучалась в ПУ Номер обезличен ....

Представитель третьего лица Министерства финансов Ульяновской области, Правительства Ульяновской области Г.. оставила разрешение иска на усмотрение суда, пояснила следующее.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по специальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждении, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

На уровне субъекта РФ - Ульяновской области принят Закон области от 06.05.2006 № 60-30 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», который распространяет своё действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закреплённого жилого помещения.

Право на внеочередное предоставление жилых помещений возникает у вышеперечисленной категории лиц. по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также но окончании службы в Вооружённых Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с вышеуказанным Законом. Ульяновская область наделила органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в Законе области на очередной финансовый год.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2008 № 1-П был утверждён «Порядок обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области».

Право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путём выделения субсидий на приобретение жилья. Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом.

Так, для получения сертификата дети-сироты лично или их законные представители должны представить в органы местного самоуправления необходимые документы, перечень которых указан в п.6 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель Министерства образования Ульяновской области Л. в суд не явилась, в отзыве указала следующее. В соответствии со статьёй 4 Закона Ульяновской области от 6 мая 2006 г. № 60-30 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, были переданы органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в порядке, определённом главой 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом, в компетенцию Министерства образования Ульяновской области не входит наделение детей-сирот жилищными сертификатами и определение права заявителя на его получение.

Права детей-сирот на внеочередное обеспечение жильём, изначально были
установлены Постановлением ЦК КПСС и МС СССР от 31.07.1987 № 872 «О
мерах по коренному улучшению воспитания обучения и материального
обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Федеральным Законом от 21 декабря 2006 г. № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей», права детей-сирот, на получения, жилья были
закреплены в статье 8. Статьей 8 Закона № 159-ФЗ установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Выслушав истицу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Согласно ст. 1 Закона для целей настоящего Федерального закона установлены понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

дополнительные гарантии по социальной поддержке - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования.

В силу ст. 8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Согласно ст. 57 ЖК РФ «Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В части 2 указанной статьи к числу лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма отнесены в том числе дети-сироты и дети, оставшимся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Законом Ульяновской области №60-ЗО от 06.05.2006г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа на территории Ульяновской области» урегулированы отношения, связанные с определением порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения Право на внеочередное предоставление жилых помещений в соответствии с настоящим Законом возникает у лиц, указанных в части I настоящей статьи, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ст. 2 Закона).

Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с нормативом общей площади жилого помещения, установленным Правительством Ульяновской области. Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определяется Правительством Ульяновской области в соответствии с положениями федеральных законов, а также настоящего Закона (ст. 3 Закона).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2008г. №10П в целях реализации Закона Ульяновской области от 06.05.2006 N 60-ЗО "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области" Правительство Ульяновской области утверждён порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области.

Указанным Порядком предусмотрено следующее. Право на обеспечение жилыми помещениями имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения на территории Ульяновской области (далее - дети-сироты). Право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья (далее - субсидия). Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом о выделении субсидии на приобретение жилья (далее - сертификат), срок действия которого не превышает шести месяцев с момента его выдачи. Для получения сертификата дети-сироты лично или их законные представители представляют в любое время после возникновения права на внеочередное предоставление жилых помещений в органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области (далее - органы местного самоуправления) по месту жительства следующие документы, в том числе справку выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии жилых помещений в собственности. Размер субсидии определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения и средней стоимости одного квадратного метра жилого помещения, установленной Правительством Ульяновской области.

В силу ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

На территории Ульяновской области в период с 1996г. по 2006г. закон, регламентирующий порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот отсутствовал, следовательно, лица из числа детей сирот, возраст которых превысил 23 года, не могут быть лишены меры социальной поддержки.

В соответствии с вышеуказанным Законом, Ульяновская область наделила органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в Законе области на очередной финансовый год. Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2008 № 1-П был утверждён «Порядок обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области».

Вместе с тем исследованными судом доказательствами обоснованность иска, предъявленного к мэрии города Ульяновска, не подтверждается.
В судебном заседании М. пояснила, что в 1997г. окончила ПУ Номер обезличен в р.п. ..., получила специальность «П.» и была направлена на работу в сельскохозяйственное предприятие в ..., в 10 километрах от р.п. .... Проработала там полгода, затем уехала в ... в ..., проживала там около трех лет. Затем зарегистрировалась в ... в р.п. ...
Согласно справкам формы № 8 истица была зарегистрирована по месту жительства в ... по ... в р.п. ... с 21.04.2004г. по 17.02.2010г., затем в период с 24.02.2010г. по 20.05.2010г. была зарегистрирована по месту пребывания у знакомого в г.Ульяновске.
Истица родилась в селе ..., в тот период, когда подлежала постановке на учёт как сирота, нуждающаяся в предоставлении жилого помещения, в городе Ульяновске не проживала.
Таким образом, оснований для возложения обязанности предоставить жилищный сертификат именно на мэрию города Ульяновска не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования М. к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности выдать жилищный сертификат оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней.
Судья подпись
Копия верна
Судья Елистратов А.М.
Секретарь Макушина Е.Н.