Дело № 2-2987/10 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июля 2010 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи А.В.Маслюковой,
при секретаре С.В.Савельчеве,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Платонова А.Н. к мэрии города Ульяновска о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязании включить в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛ:
Платонов А.Н. обратился в суд с иском к мэрии города Ульяновска о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязании включить в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Иск мотивирован тем, что 21 декабря 2009 г. в адрес мэрии г. Ульяновска поступило обращение по поводу выделения жилого помещения Платонову А.Н. как участнику ВОВ 1941-1945гг. 18.02.2010г. дан ответ о том, что Платонов А. Н. Дата обезличена г.р. с 1968г. зарегистрирован в частном доме общей площадью 35,6 кв.м, жилой площадью 19.78 кв.м дома по ... с составом семьи 3 человека ( Платонов А.Н., внучка-Прокопьева Ю.Ю., правнучка Прокопьева А.А.). В настоящее время собственником указанного домовладения является внучка истца, согласно договору дарения от 19.08.2009г, по которому Платонов А.Н. подарил вышеуказанное жилое помещение, принадлежащее ему на праве собственности, внучке-Прокопьевой Ю.Ю. По мнению мэрии города Ульяновска, тем самым были ухудшены его жилищные условия. С этим ответом истец не согласен. Истец не согласен с данным доводом, так как дарственная была оформлена 19.08.2009г., в то время ещё никто не знал, что выйдет Указ Президента об обеспечении ветеранов ВОВ жильём. Из этого следует, что никакого намерения умышленно ухудшить жилищные условия у истца не было. Мэрией города Ульяновска нарушено решение Ульяновской Городской Думы № 136 от 13.07.05г., в котором указывается, что учётная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признаётся нуждающимся в улучшении жилищных условий, составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека
Истец в судебное заседание не явился. Его представитель Прокопьева Ю.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала, дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснила суду, что истец с 1957 года проживает в доме без удобств, в котором нет канализации, ванны, душа, либо бани. Истец вынужден пользоваться общественной платной баней на ул.Жуковского.
Представитель ответчика мэрии города Ульяновска Горничнова Л.Н. пояснила суду, что в настоящее время обеспечение жилыми помещениями ветеранов ВОВ осуществляется в соответствии с нормами Жилищного Кодекса РФ, Федерального Закона РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями от 21.12.2009 г.), которым предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ по месту жительства в органе местного самоуправления. Нуждающимися в жилье признаются граждане, не обеспеченные учетной нормой площади жилого помещения. В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы № 136 от 13.07.2005 г., учётная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищных условий, составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека. Платонов А.Н. Дата обезличена г.р. с 1968 года зарегистрирован в частном доме Номер обезличен общей площадью 35,60 кв.м по ... ... с составом семьи 3 человека. Согласно договору дарения от 19.08.2009 г. Платонов А.Н. подарил вышеуказанный дом своей внучке Прокопьевой Ю.Ю., тем самым ухудшив свои жилищные условия. Согласно ст.53 Жилищного Кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Под ухудшением гражданами жилищных условий, как правило, признаются действия (обмен, мена, раздел жилой площади, отчуждение и продажа жилой площади), в результате которых на каждого проживающего стало приходиться менее учетной нормы жилой площади. Такие лица подлежат постановке на учет по истечении 5 лет после ухудшения жилищных условий. Учитывая вышеизложенное, к сожалению, включить Платонова А.Н. в очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в настоящее время возможности не имеется.
Представитель Министерство финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Платонов А.Н. является ветераном и инвалидом Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением.
С 12.08.1957 г.Платонов А.Н. зарегистрирован и проживает в в частном доме общей площадью 35,6 кв.м, жилой площадью 19.78кв.м дома по ... с составом семьи 3 человека ( Платонов А.Н., внучка-Прокопьева Ю.Ю., правнучка Прокопьева А.А.).
Платонов А.Н. по договору дарения от 19.08.2009 г. подарил вышеуказанное жилое помещение принадлежащее ему на праве собственности внучке-Прокопьевой Ю.Ю.
Приходящаяся на каждого члена семьи площадь менее учетной нормы, установленной решением Ульяновской Городской Думы № 136 от 13.07.2005 г. в размере 12 кв. м. общей площади.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.
В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 14 вышеназванного Федерального закона, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ).
07 мая 2008 года Президентом РФ принят Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714.
Из п. 1 данного Указа (в редакции от 09.01.2010 г.) следует, что президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах».
В целях реализации меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании требований Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительством Ульяновской области 02.05.2006 г. принято Постановление № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».
Согласно названному Постановлению правом на получение социальной выплаты обладают, в числе прочих, участники и инвалиды Великой Отечественной войны.
В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения.
Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.
Согласно п.3 названного постановления социальная выплата предоставляется:
лицам, указанным в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящего Порядка (т.е. участникам и инвалидам Великой Отечественной войны), признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.
В соответствии с установленным Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 порядком для получения свидетельства получатель представляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, необходимые документы.
Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.
Департамент на основе представляемых списков формирует в хронологической последовательности по дате постановки на учет список получателей по Ульяновской области.
Как следует из вышеприведенных положений Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Федеральными законами (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этими Федеральными законами категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Возражая против исковых требований, представитель мэрии города Ульяновска ссылается на тот факт, что истец умышленно ухудшил свои жилищные условия, подарив жилой дом внучке менее 5 лет назад.
С данной позицией суд не может согласиться по следующим основаниям.
Действительно, в силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Такие действия могут заключаться, например, во вселении в жилое помещение других граждан, которые имеют возможность проживать в другом жилом помещении. В результате их вселения в жилое помещение жилая площадь на каждого проживающего становится меньше учетной нормы. Возникает право постановки на учет. Намеренными действиями могут быть признаны и действия по умышленному разрушению жилого помещения с целью приведения его в состояние, негодное для проживания, и т.д.
В тоже время, оценив все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что дарение дома внучке, с которой истец проживает, поскольку в силу преклонного возраста уже не может обходиться без посторонней помощи и которая осуществляет за ним фактический уход, не является намеренным ухудшением жилищных условий.
Свидетель ФИО14 пояснил суду, что проживание внучки с дедушкой явилось вынужденной мерой. Дедушка в благодарность подарил дом внучке, не зная о будущем Указе Президента. Никто не имел никаких корыстных намерений ухудшить жилищные условия, чтобы получить субсидию на улучшение жилищных условий. Пояснил суду, что частный дом, в котором сейчас живет его отец Платонов А.Н. без удобств. Платонов А.Н. пользуется туалетом на улице, бани в доме никогда не было. Общественная баня находится на соседней улице.
Суд учитывает, что дом, в котором проживает истец, не был обеспечен всеми необходимыми коммуникациями.
Из материалов дела следует, что Платонов А.Н. в собственности жилых помещений не имеет.
Собственница дома Прокопьева Ю.Ю. не имеет в собственности иного, кроме указанного дома, жилья. Ее дочь Прокопьева А.А. собственности не имеет.
Статья 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
13 июля 2005 года Ульяновской Городской Думой было принято решение за №136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», согласно которому учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв. м.
Жилой дом по адресу: г. Ульяновск, ул. ... ..., ... имеет общую площадь 35,6 кв.м. На указанной площади зарегистрированы и фактически проживают 3 человека. Таким образом, на каждого проживающего приходится менее учетной нормы.
Принимая во внимание статус истца, положения Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714, а также то, что истец не обеспечен учетной нормой площади жилого помещения, суд приходит к выводу о возможности признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий.
С учетом изложенного, уточненные исковые требования Платонова А.Н. подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Платонова А.Н. удовлетворить.
Признать Платонова А.Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Обязать Мэрию города Ульяновска включить Платонова А.Н. в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.
Судья А.В.Маслюкова