Дело № 2- 3573/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июля 2010г.
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
Судьи Ибрагимовой Е.А.,
При секретаре Латыповой Л.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска к мэрии города Ульяновска об обязании привести съезды с тротуаров в соответствие с нормами СНиП,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском о возложении обязанности на мэрию г. Ульяновска привести съезды с тротуара около дома Номер обезличен по ... в соответствии с п.3.3 СНиП 35-01-2001 - сделать уклон съезда с тротуара, расположенного у ворот при въезде во двор дома, уклон съезда, расположенного около подъезда № 2; уклон съезда около подъезда № 4 не более 10%. В обоснование иска указывает, что прокурорской проверкой соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов выявлены нарушения в деятельности мэрии г. Ульяновска. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Согласно п.3.3 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73, продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5%. При устройстве съездов с тротуара около здания и в затесненных местах допускается увеличить продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м. Прокурорской проверкой установлено, что тротуар около дома Номер обезличен по ... оборудован тремя съездами. Уклон съезда с тротуара, расположенного у ворот при въезде во двор дома, составляет 48,6%; уклон съезда, расположенного около подъезда № 2 составляет 38,5%; уклон съезда около подъезда № 4 составляет 46%,что значительно превышает норму в 10%, предусмотренную СНиП 35-01-2001. Таким образом, съезды с тротуара около дома Номер обезличен по ..., не соответствуют строительным нормам и правилам РФ, что создают препятствие при движении по тротуару на инвалидной кресло-коляске. Согласно ч.4 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. В соответствии с п.67 постановления Пленума Верховного суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Земельный участок под домом Номер обезличен по ул. ... площадью 4213,5 кв.м был передан в аренду до 31.12.2008г. ФИО7 под строительство жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения. Был заключен договор аренды земельного участка, земельный участок был поставлен на кадастровый учет. В связи со сдачей дома в эксплуатацию, соглашением от 24.09.2007г. договор аренды был расторгнут. Инвалиды относятся к одной из наименее защищенной категории граждан. Такие граждане должны иметь беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Установить количество лиц, ежедневно пользующихся тротуаром, невозможно. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с интересах неопределенного круга лиц. Просит обязать мэрию г. Ульяновска привести съезды с тротуара около дома Номер обезличен по ... в соответствии с п.3.3 СНиП 35-01-2001 - сделать уклон съезда с тротуара, расположенного у ворот при въезде во двор дома, уклон съезда, расположенного около подъезда № 2; уклон съезда около подъезда № 4 не более 10%.
Представитель истца - помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска Шамсутдинова Г.М. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, поддержав доводы, изложенные в иске. Дополнила, что земельный участок, на котором расположены данные съезды с тротуаров, принадлежит муниципалитету. Земельный участок снят с кадастрового учета, поскольку расторгнут договор аренды земельного участка.
Представитель ответчика - мэрии города Ульяновска Лебедева Т.М. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила следующее. Земельный участок не находится в собственности муниципалитета. Земельный участок был предоставлен в аренду для строительства многоквартирного дома. Мэрия участия в строительстве дома не принимала, муниципальной собственности в доме не имеет. Территория внутри дома относится к придомовой территории. Также тротуар, примыкающий к дому, относится к придомовой территории. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица УВД по городу Ульяновску Сейфин Р.Р. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился. Пояснил, что тротуар относится к проезжей части дороги.
Представители третьих лиц Ульяновского областного государственного унитарного предприятия бюро технической инвентаризации, Областного государственного строительного надзора по Ульяновской области, УГИБДД УВД по Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещались.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица УГИБДД УВД по Ульяновской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности привести съезды с тротуаров в соответствие с нормативными требованиями.
Постановлением Главы города Ульяновска от 27.02.2008 № 1294 участок автомобильной дороги по ... включен в реестр муниципальной собственности.
Жилой дом Номер обезличен по ... в г. Ульяновске в реестр муниципальной собственности не включался и по состоянию на 18.06.2010г. не числится.
Из материалов дела следует, что земельный участок по адресу: г. Ульяновск, ..., ... был сформирован и передан в аренду ФИО8» по договору аренды земельного участка от 30.11.2005г. № 24-4-012590 на период строительства. После окончания строительно-монтажных работ и сдачи дома в эксплуатацию договор аренды был расторгнут по соглашению о расторжении № 2476 от 24.09.2007г. Данное соглашение зарегистрировано в УФРС по Ульяновской области.
При формировании земельного участка он был поставлен на кадастровый учет, с кадастровым номером Номер обезличен
С кадастрового учета данный земельный участок до настоящего времени не снят, хотя договор аренды земельного участка расторгнут.
... обслуживающее данный дом, земельно-правовых документов на земельный участок как на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, не оформляло.
Согласно ответу ... на запрос суда, застройщиком было выполнено устройство пандуса в 4-м подъезде дома Номер обезличен по ... в г. Ульяновске в соответствии с проектной документацией.
Как усматривается из акта проверки эксплуатационного состояния улиц и дорог от 02.07.2010г., составленного УГИБДД УВД по городу Ульяновску, в ходе проверки было установлено, что с правой стороны строения Номер обезличен по ... расположено пересечение тротуара и въезда во двор данного здания. При этом в нарушение п.3.4 СНиП 35-01-2001 при допустимой высоте - 4 см, фактическая высота бордюрного камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью составляет 14 см. С правой стороны въезда во двор сопряжение тротуара и проезжей части отсутствует. С левой стороны сопряжение выполнено за счет проезжей части. Продольный уклон составляет 1:3 или 33,3%. С левой стороны здания высота бордюрного камня составляет 9 см, а уклон на протяжении тротуаров составил 1:4 или 25%. Измерения произведены устройством для контроля геометрических параметров автомобильных дорог КП-232, заводской номер 174, свидетельство о поверке № 063322, действительно до 08.06.2011г.
Представителем прокуратуры были представлены также фотографии съездов с тротуаров у подъезда Номер обезличен и подъезда Номер обезличен данного дома и съезда с тротуара, расположенного у ворот при въезде во двор дома.
Из указанных фотографий также усматривается, что произведенные замеры (на фотографиях указаны показания измерительных приборов) уклон съездов и ширина имеющихся съездов не соответствует требованиям Строительных норм и правил Российской Федерации (СНиП) 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 №73.
Согласно п.п. 1.1, 1.2 СНиП 35-01-2001 при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения (МГН) условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
Требования настоящего документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство.
В соответствии с п. 3.4 СНиП 35-01-2001 высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
На основании п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к числу вопросов местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения.
При этом, как следует из содержания п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации…», под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В свою очередь, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации…»пешеходные дорожки, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения отнесены к элементам обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с п. 1 ст. 3 вышеназванного Федерального закона автомобильная дорога это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя элементы обустройства автомобильных дорог.
На основании п. 5 ч. 6 ст. 37 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа - компетенция мэрии города Ульяновска.
Однако исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения не исполняются.
Пешеходный тротуар вдоль дома Номер обезличен по ... является местом общего пользования, которым пользуются и лица, передвигающиеся на кресло-колясках.
Определить круг лиц из числа маломобильных групп населения, которые систематически или разово пользуются данным пешеходным тротуаром, невозможно.
Кроме того, в доме Номер обезличен по ..., проживают лица из числа маломобильных групп населения, что следует из ответа на запрос суда Комитета здравоохранения мэрии г. Ульяновска.
Доводы представителя ответчика на отсутствие у мэрии города Ульяновска обязанности привести съезд с тротуара, расположенного у ворот при въезде во двор дома, в соответствие с нормами СНиП, поскольку земельный участок не относится к муниципалитету, а является общим имуществом многоквартирного дома, являются несостоятельными.
Из фотографий данной территории, генплана данного земельного участка следует, что граница земельного участка проходит по красной линии, а тротуар находится за пределами красной линии. Следовательно, тротуар не входит в территорию земельного участка при данном многоквартирном доме, а является территорией муниципалитета. Кроме того, тротуар, как элемент дороги, также относится к муниципальной собственности.
Следовательно, обязанность по приведению съезда с тротуара, расположенного у ворот при въезде во двор дома Номер обезличен по ... г. Ульяновска в соответствие с нормами СНиП, полностью лежит на мэрии г. Ульяновска.
В части же устройства съезда с тротуара у подъездов № 2 и № 4 дома № Номер обезличен по ... г. Ульяновска суд полагает, что данное требование не может быть возложено на мэрию г. Ульяновска по следующим основаниям.
Как усматривается из плана земельного участка по адресу: ..., ..., подъезды № 2 и № 4 данного дома находятся на территории внутреннего двора дома, огороженного от улицы металлическим ограждением.
Находятся на территории земельного участка площадью 4213,5 кв.м, ранее предоставленного в аренду ...» для строительства дома.
В соответствии с п.67 постановления Пленума Верховного суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Однако из материалов дела следует, что земельный участок площадью 4213,5 кв.м находится на государственном кадастровом учете с кадастровым номером Номер обезличен, с кадастрового учета не снят, является сформированным.
Поэтому нельзя признавать данный участок находящимся в муниципальной собственности.
Тот факт, что на данный земельный участок не оформлены земельно-правовые документы управляющей организацией, не свидетельствует о том, что данный участок не относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Поскольку земельный участок, на котором расположены съезды с тротуаров у подъезда № 2 и у подъезда № 4, находится в общей собственности собственников помещений в многоквартирном доме, а не на территории муниципалитета, мэрия г. Ульяновска не несет обязанности по приведению данных съездов с тротуаров в соответствие с нормами СНиП.
Поэтому в этой части исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска удовлетворить частично.
Обязать мэрию города Ульяновска привести съезд с тротуара, расположенный у ворот при въезде во двор дома Номер обезличен по ... г. Ульяновска в соответствие с нормами СНиП.
В удовлетворении исковых требований к мэрии города Ульяновска об обязании привести в соответствие с нормами СНиП съезды с тротуара у подъездов № 2 и № 4 дома Номер обезличен по ... г. Ульяновска - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья: Е.А. Ибрагимова