Дело № 2- 3800/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2010 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи Чебукиной С.Н.,
при секретаре Кирюхиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Густенева Н.Т. к мэрии города Ульяновска, Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, обеспечении жильем,
УСТАНОВИЛ:
Густенев Н.Т. обратился в суд с иском к мэрии города Ульяновска о признании решения мэрии г. Ульяновска от Дата обезличена г. незаконным, о возложении на мэрию г. Ульяновска обязанности обеспечить Густенева Н.Т. жильем, как участника Великой Отечественной войны. Иск мотивирован тем, что в марте 2010 года истец обратился в мэрию г. Ульяновска с просьбой оказать содействие в улучшении жилищных условий, поскольку он является ветераном и инвалидом Великой Отечественной войны. Истцом были представлены все необходимые документы для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий и обеспечения жильем. Кроме того, истцом были представлены документы о том, что собственной жилой площади истец не имеет и вынужден проживать со своими родственниками в, так называемом, «бараке», являющемся временным жильем. Решением мэрии г. Ульяновска от Дата обезличена г. истцу было отказано, поскольку, как указано в письме мэрии, истец не относится к категории граждан, нуждающихся в жилье, поскольку учетная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, составляет 12 кв. метров общей площади на одного человека. Данное решение истец считает незаконным и необоснованным, т.к. в соответствии с Федеральным законом РФ от 06 мая 2010 года № 79-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О ветеранах», обеспечение членов семьи погибших инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Истец в судебное заседание не явился. Его представитель Низаметдинов Н.Р. в судебном заседании заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснил суду, что истец с 2001 года по настоящее время проживает и зарегистрирован в доме без удобств, в котором нет канализации, ванны, душа, горячей воды. Кроме того, ни истец, ни совместно проживающие с ним члены его семьи не имеют в собственности объектов недвижимости, о чем имеются соответствующие документы. В период с Дата обезличена год истец со своей супругой (ныне умершей) проживали у дальних родственников жены истца по адресу: ... иного места для проживания у истца не имелось. В 2001 году истец вселился и был зарегистрирован по адресу: г. Ульяновск, .... Указанное жилье было предоставлено сыну истца по месту работы. В настоящее время по указанному адресу зарегистрированы и фактически проживают четыре человека: истец, его сын, внук и правнучка, все указанные лица проживают одной семьей и ведут общее хозяйство. Кроме того, по данному адресу фактически проживает еще супруга внука истца. Никто из проживающих членов семьи не имеет в собственности объектов недвижимости. Поскольку данное жилье не отвечает должному уровню благоустройства, а истец является участником Великой Отечественной войны, представитель истца на иске настаивает.
Представитель ответчика мэрии города Ульяновска Павлеева Е.А. просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Опрошенная ранее, пояснила суду, что в настоящее время обеспечение жилыми помещениями ветеранов ВОВ осуществляется в соответствии с нормами Жилищного Кодекса РФ, Федерального Закона РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями от 21.12.2009 г.), которым предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ по месту жительства в органе местного самоуправления. Нуждающимися в жилье признаются граждане, не обеспеченные учетной нормой площади жилого помещения. В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы № 136 от 13.07.2005 г., учётная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищных условий, составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека. Поскольку, с учетом общей площади квартиры, в которой проживает истец, истец учетной нормой площади обеспечен, его требования не могут быть удовлетворены. Учитывая вышеизложенное, исковые требования Густенева Н.Т. удовлетворению не подлежат. Кроме того, в функции мэрии г. Ульяновска не ходит обеспечение лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жильем. По действующему порядку мэрия г. Ульяновска при наличии предусмотренных законом оснований лишь включает лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствующий список, который подает в Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.
Судом к участию в деле был привлечен Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.
Представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области Захарова А.А. в судебном заседании пояснила, что в настоящее время Департамент социальной защиты населения Ульяновской области преобразован в Министерство труда и социального развития Ульяновской области. Указанный орган, (ранее Департамент) осуществляет полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Мера государственной поддержки осуществляется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан, ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1.04.2010 г. направляет их в Департамент (ныне в Министерство), которое в порядке очередности решает вопрос о выдаче сертификата.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Густенев Н.Т. является участником Великой
Отечественной войны, что подтверждается удостоверением.
С Дата обезличена г. Густенев Н.Т. зарегистрирован и проживает в квартире № Номер обезличен площадью 64,96 кв.м, жилой площадью 40 кв.м дома Номер обезличен по пер. ... в г. Ульяновске с составом семьи 4 человека (Густенев Н.Т., Густенев В.Н. (сын истца), Густенев О.В. (внук истца), Густенева П.О. (правнучка истца).
При этом, как установлено в судебном заседании по данному делу, истец и члены его семьи, проживающие с ним по указанному адресу, не имеют в собственности объектов недвижимости.
На свое обращение Густенев Н.Т получил отказ мэрии г. Ульяновска от Дата обезличена г. со ссылкой на то, что истец не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспечен жильем в месте проживания по учетной норме площади жилого помещения.
Суд находит данный отказ незаконным, а исковые требования Густенева Н.Т. -подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.
В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 14 вышеназванного Федерального закона, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 данной статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ).
07 мая 2008 года Президентом РФ принят Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714.
Из п. 1 данного Указа (в редакции от 09.01.2010 г.) следует, что президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах».
В целях реализации меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании требований Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительством Ульяновской области 02.05.2006 г. принято Постановление № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».
Согласно названному Постановлению правом на получение социальной выплаты обладают, в числе прочих, участники и инвалиды Великой Отечественной войны.
В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения.
Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.
Согласно п.3 названного постановления социальная выплата предоставляется лицам, указанным в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящего Порядка (т.е. участникам и инвалидам Великой Отечественной войны), признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.
В соответствии с установленным Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 порядком для получения свидетельства получатель представляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, необходимые документы.
Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Департамент социальной защиты населения Ульяновской области. Департамент на основе представляемых списков формирует в хронологической последовательности по дате постановки на учет список получателей по Ульяновской области.
Возражая против исковых требований, представитель мэрии города Ульяновска ссылается на тот факт, что истец обеспечен учетной нормой жилого помещения.
В тоже время, оценив все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истца к мэрии г. Ульяновска о включении его в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, должны быть удовлетворены.
В соответствии с ранее действующими на территории Ульяновской области Временными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Ульяновской области, утв. 26 декабря 1996г., утратившими силу 26 января 2006г. (основание- Постановление Законодательного собрания Ульяновской области № 46/32 от 26.01.2006г.) инвалиды и участники Великой Отечественной Войны признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий, если обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи была более 8 метров, но указанные лица проживали в жилых помещениях без удобств, либо с частичными удобствами (отсутствие центрального отопления, или канализации, или водопровода, или ванны).
Таким образом, по действующим до 2006г. нормативно-правовым актам истец являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку с 2001 года он проживал и проживает до настоящего времени в неблагоустроенном жилом помещении по адресу: г. Ульяновск, ... ..., без ванны, канализации, горячего водоснабжения.
То обстоятельство, что в силу объективных причин, связанных с преклонным возрастом истца, последний своевременно не был поставлен в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, правового значения в данном случае не имеет.
Истец - участник Великой Отечественной войны, являющийся по имеющимся у него условиям проживания нуждающимся в улучшении жилищных условий, но по объективным причинам своевременно не вставший в очередь нуждающихся, не может быть поставлен в неравное положение с такой же категорией граждан, своевременно вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 2005 года.
Принимая во внимание статус истца, положения Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714, а также то, что истец имеет право на улучшение жилищных условий, суд приходит к выводу о возможности признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий.
С учетом изложенного, исковые требования Густенева Н.Т. к мэрии г. Ульяновска подлежат удовлетворению.
При этом, поскольку истцом к Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области не заявлялось никаких требований, суд считает, что требование истца к мэрии г. Ульяновска об обеспечении жильем должны быть разрешены в соответствии с законодательством РФ, предусматривающим определенный порядок реализации мер государственной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Густенева Н.Т. удовлетворить.
Признать незаконным решение мэрии города Ульяновска от Дата обезличена года.
Обязать Мэрию города Ульяновска включить Густенева Н.Т. в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.
Судья С.Н. Чебукина