ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2010 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Тютькиной З.А.,
при секретаре Богаповой Л.В.,
с участием прокурора Хаяровой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Горохова Н.И. к мэрии г. Ульяновска о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в жилье и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилье,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование своих требований указал, что Горохов Н.И., 1927 года рождения, является участником ВОВ, инвалидом 1 группы бессрочно, с 11.11.09 г. зарегистрирован в комнате №15 общей площадью 19,43 кв.м коммунальной квартиры №4 по ул..... Также в указанном помещении с 23.01.01 г. зарегистрирован Вахтеев С.Ю., который является собственником данного помещения и в кровном родстве с Гороховым Н.И. не состоит. Жилой дом, расположенный на ... в с.... Карсунского района Ульяновской области, в котором проживает Горохов Н.И, в его собственности не находится. После обследования указанного дома заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением Главы администрации муниципального образования Вальдиватское сельское поселение от 16.03.10 г. №10 Горохов Н.И. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Просил суд признать отказ мэрии г. Ульяновска в постановке его на очередь на улучшение жилищных условий незаконным и обязать ответчика поставить Горохова Н.И. на учет в качестве нуждающегося.
В судебном заседании прокурор на иске настаивал, дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в иске.
В судебном заседании истец Горохов Н.И. не участвовал, доверил представление своих интересов Горохову В.Н.
Представитель истца Горохов В.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования. Пояснил, что Горохов Н.И. является участником ВОВ, инвалидом 1 группы по общему заболеванию (по зрению), проживал и фактически проживает в жилом доме, расположенном на ... в с.... Карсунского района Ульяновской области. В связи с тем, что указанный дом не имеет удобств, а Горохов Н.И. нуждается в постоянном постороннем уходе, решили прописать Горохова Н.И. в комнате внука по ул.... Истец прожил там один месяц. Внук постоянно находится на работе и ухаживать за дедом не может, пришлось вновь перевезти Горохова Н.И. в с..... Дом, в котором проживает истец, не имеет удобств: в нем печное отопление, водопровод отсутствует, газоснабжения не имеется, из удобств только электричество. Истец обратился с заявлением на улучшение жилищных условий в поселковую администрацию, но ему было отказано, поскольку он прописан в г. Ульяновске.
Представитель ответчика - мэрии г.Ульяновска Крончева О.В. в судебном заседании иск не признала, указала, что оснований для признания Горохова Н.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий не имеется. С 11.11.09 г. Горохов Н.И. зарегистрирован в комнате общей площадью 19,43 кв.м 17-комнатной коммунальной квартиры. Собственником комнаты является его внук. Жилой дом в с...., в котором истец был зарегистрирован с 26.06.81 г. по 11.11.09 г., общей площадью 52 кв.м., принадлежит Горохову Н.И., но официально оформлен не был, процент износа указанного дома составляет 54%. Прописавшись у внука, истец фактически умышленно ухудшил свои жилищные условия, не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку фактически по ..., не проживает, с момента регистрации прошло менее 5 лет.
Представитель привлеченного к участив деле в качестве 3 лица - Департамента социальной защиты населения Ульяновской области в судебном заседании не участвовала, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. В представленном отзыве на иск указала, что Государственная поддержка по обеспечению жильем участников ВОВ осуществляется в форме социальной выплаты на приобретение жилья в собственность. Социальная выплата осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке очередности. Орган местного самоуправления муниципального образования осуществляет прием документов от граждан, формирует списки получателей. Списки получателей направляются в Департамент СЗН Ульяновской области. В представленных мэрией города Ульяновска списках Горохов Н.И не значится.
Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, который представлен сторонами.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В судебном заседании установлено, что истец является инвалидом первой группы по общему заболеванию, участником Великой Отечественной войны.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.
В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 14 вышеназванного Федерального закона, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ).
07 мая 2008 года Президентом РФ принят Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714.
Из п. 1 данного Указа (в редакции от 09.01.2010 г.) следует, что президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах».
В целях реализации меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании требований Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительством Ульяновской области 02.05.2006 г. принято Постановление № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».
Согласно названному Постановлению правом на получение социальной выплаты обладают, в числе прочих, участники и инвалиды Великой Отечественной войны.
В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения.
Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.
Согласно п.3 названного постановления социальная выплата предоставляется:
лицам, указанным в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящего Порядка (т.е. участникам и инвалидам Великой Отечественной войны), признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.
В соответствии с установленным Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 порядком для получения свидетельства получатель представляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, необходимые документы.
Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.
Департамент на основе представляемых списков формирует в хронологической последовательности по дате постановки на учет список получателей по Ульяновской области.
Как следует из вышеприведенных положений Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Федеральными законами (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этими Федеральными законами категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Как установлено в судебном заседании истец Горохов Н.И. до 11.11.09 г. был зарегистрирован и до настоящего времени фактически проживает в с.... Карсунского района Ульяновской области Ульяновской области. Общая площадь дома составляет 52 кв.м., согласно выписке и похозяйственной книги за 2009 год. Согласно техническому паспорту, составленному на индивидуальный жилой дом по состоянию на 11.05.10 г., фактическая общая площадь дома составляет 41,87 кв.м, владельцем указанного дома является Горохов Н.И.. Указанный дом расположен на земельном участке площадью 2700 кв.м, принадлежащем Горохову Н.И. на праве собственности, что подтверждается свидетельством от 16.11.1992 г.
Похозяйственный учет на Горохова Н.И. ведется с 1973 года.
Согласно Постановлению народных комиссаров СССР от 25.01.34 г. №158 «О первичном учете в сельских советах» похозяйственный учет велся в целях упорядочения и упрощения первичного учета в сельских советах.
В соответствии с письмом Министерства строительства РФ от 18.09.94 г. №15-1/56 о проведении оценки и переоценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, для целей налогообложения, непроинвентаризованные строения и сооружения, расположенные на территории сельских населенных пунктов и зарегистрированные за физическими лицами в делопроизводстве сельской администрации, похозяйственных книгах и подворных списках, считаются принадлежащими гражданам на праве собственности, признанном в административном порядке.
Таким образом, Горохов Н.И. является собственником указанного жилого дома, несмотря на то, что право собственности в установленном порядке за ним не зарегистрировано.
В настоящее время в указанном доме зарегистрирован сын истца - Горохов В.Н.
Статья 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно заключению межведомственной комиссии МО Вальдиватское сельское поселение от 06.05.10 г.Горохов Н.И. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Горохов Н.И. не обращался в администрацию Вальдиватское сельское поселение с просьбой о получении жилья, на учете администрации Вальдиватское сельское поселение в качестве нуждающегося в жилье не состоит л.д.6).
С 11.11.09 г. Горохов Н.И. снялся с регистрационного учета в с.... и зарегистрировался в комнате общей площадью 19,43 кв.м 17-комнатной коммунальной квартиры по адресу: г. Ульяновск, ...4/15. Собственником комнаты является его внук Вахтеев С.Ю.
Кроме собственника и истца в указанной комнате более никто не зарегистрирован.
Приходящаяся на каждого из зарегистрированных граждан в указанном жилом помещении площадь менее учетной нормы, установленной решением Ульяновской Городской Думы № 136 от 13.07.2005 г. в размере 12 кв. м. общей площади.
Согласно акту проверки фактического проживания граждан от 19.04.10 г., составленного специалистами Отдела по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска, по адресу: г. Ульяновск, ...4/15, на момент проверки по указанному адресу находилась Вахтеева М.В., жена внука истца, которая проживает там с 2004 года. С ее слов Горохов Н.И. с декабря 2009 г. находится в с.... Карсунского района Ульяновской области. Соседка из кв. №45 (ком.1) Королева В.В. фактическое проживание Горохова Н.И. не подтверждает(никогда не видела).
Данное обстоятельство не оспаривается и представителем истца в судебном заседании.
При обращении истца с заявлением в мэрию г. Ульяновска в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий было отказано.
В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Такие действия могут заключаться, например, во вселении в жилое помещение других граждан, которые имеют возможность проживать в другом жилом помещении. В результате их вселения в жилое помещение жилая площадь на каждого проживающего становится меньше учетной нормы. Возникает право постановки на учет. Намеренными действиями могут быть признаны и действия по умышленному разрушению жилого помещения с целью приведения его в состояние, негодное для проживания, и т.д.
Таким образом, исходя из вышеизложенных обстоятельств, истец в настоящее время не может быть признан в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий в г. Ульяновске, следовательно, исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска о признании незаконным отказ мэрии г. Ульяновска в постановке на учет по улучшению жилищных условий, постановке на учет в качестве нуждающегося удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 12,56, 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Горохова Н.И. к мэрии г. Ульяновска о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в жилье и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилье оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья: З.А. Тютькина