Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2010г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд
В составе председательствующего судьи Першиной С.В.
При секретаре Алтусовой И.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Филипповой Е.В. к мэрии города Ульяновска о признании незаконным отказа в признании нуждающейся в жилье, постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд в интересах Филипповой Е.В. с исковыми требованиями о признании незаконным отказа в признании нуждающейся в жилье, постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав в обоснование иска следующее.
По результатам проведенной прокуратурой Ленинского района проверки выявлены нарушения жилищных условий ветерана- участника Великой Отечественной войны Филипповой Е.В.
Согласно ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам и иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи мене учетной нормы.
В соответствии с п. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно решению Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005г. № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», вступившему в законную силу 15 июля 2005г., размер учетной нормы площади жилого помещения составляет 12 кв.м.
Филиппова Е.В. зарегистрирована и проживает в трехкомнатной квартире Номер обезличен в доме Номер обезличен по ..., жилая площадь которой составляет 42.17 кв.м. (общая площадь 66.36 кв.м.). Указанная квартира принадлежит на праве собственности дочери Горбаченко В.В. и зятю Горчабенко В.А. Помимо истицы в помещении зарегистрированы и фактически проживают еще 5 человек: Горбаченко В.В. (дочь истицы), Горбаченко В.А. (зять), Горбаченко С.В. (внук истицы), Горбаченко З.В. (жена внука), Горбаченко С.С. (правнук).
Истица на протяжении 2009, 2010г. неоднократно обращалась в мэрию города Ульяновска по вопросу постановки ее на учет нуждающихся в жилье. Все обращения мэрией г. Ульяновска оставлены без удовлетворения по мотиву того, что обратившаяся обеспечена учетной нормой жилья.
Данный отказ является незаконным, поскольку на каждого проживающего в спорной квартире приходится по 11.06 кв.м. общей площади.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска Хаярова И.В. на удовлетворении исковых требований настаивала, дополнив суду следующее. Несмотря на то, что семья внука истицы из трех человек - Горбаченко С.В., Горбаченко З.В., Горбаченко С.С. на спорной жилплощади значатся зарегистрированными только с 2010г., фактически данная семья проживает по указанному адресу более 5 последних лет, при этом Горбаченко З.В. - с 2004г., Горбаченко С.С. - с момента рождения, т.е. с мая 2005г. Данное обстоятельство было подтверждено в ходе настоящего судебного разбирательства совокупность письменных доказательств по делу.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а-ж» и «и» подпункта 1 статьи 2 настоящего ФЗ, предоставляются следующие меры социальной поддержки: (п.3)- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего ФЗ. Участники ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
В связи с вышеизложенным просит обязать мэрию г. Ульяновска включить Филиппову Е.В. в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий для предоставления жилья как ветерану Великой Отечественной войны.
В судебное заседание Филиппова Е.В. не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явился, также просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Присутствующая в предыдущем судебном заседании представитель ответчика Павлеева Е.А. просила в иске прокурору Ленинского района г. Ульяновска отказать по следующим основаниям.
В настоящее время обеспечение жилыми помещениями ветеранов ВОВ осуществляется в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, ФЗ РФ от 12.01.1995г. № 5- ФЗ «О ветеранах», которым предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ по месту жительства в органе местного самоуправления.
В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы № 136 от 13.07.2005г., учетная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищных условий, составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека.
Согласно представленных документов Филиппова Е.В. с 2002г. зарегистрирована в трехкомнатной квартире, общей площадью 66. 34 кв.м. по ... в г. Ульяновске, собственниками которой являются ее дочь и зять. При этом, семья внука Горбаченко С.В. из трех челочек значатся зарегистрированными по спорному адресу с 2010г., до указанного времени указанная семья значилась зарегистрированными по адресу: г. Ульяновск, .... Считает, что действия семьи Горбаченко С.В. из трех человек, заключающиеся в регистрации по адресу спорного жилого помещения были направлены на намеренное ухудшение жилищных условий, поскольку в указанном случае на каждого проживающего в спорной квартире приходится по 11.06 кв.м. общей площади.
Третьи лица Горбаченко С.В., Горбаченко В.В., Горбаченко В.А. просили исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска удовлетворить.
Третье лицо Горбаченко С.В. суду показал, что их с супругой регистрация по адресу: г. Ульяновск, ... была формальной, поскольку никогда в указанное жилое помещение они не вселялись, не проживали. С 2009г. собственником данной квартиры является сестра его супруги Л.Ж.В.., до указанного периода времени квартира принадлежала ее отцу. Документы, представленные из детской поликлиники, ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска, с его места работы подтверждают факт проживания их семьи в квартире по адресу: г. Ульяновск, ..., в которой кроме них проживает еще 3 человека, включая бабушку Филиппову Е.В.
Горбаченко В.В. и Горбаченко В.А. дали суду аналогичные пояснения.
Третье лицо Горбаченко З.В. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав мнение участников процесса, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что неоднократно в 2010г. Филиппова Е.В. обращалась в мэрию города Ульяновска по вопросу признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
На свои обращения получала ответы аналогичного содержания, в которых истице сообщалось об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что учетной нормой площади жилого помещения последняя по месту жительства обеспечена.
Суд находит данные отказы незаконными, а исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Филипповой Е.В. -подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части первой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, гарантировалось первоочередное (внеочередное для инвалидов войны 1 группы) бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственных и муниципальных жилых фондов.
С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", которым Федеральный закон "О ветеранах" был дополнен статьей 23.2 (пункт 8 статьи 2), а Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - статьей 28.2 (пункт 2 статьи 5). В соответствии с этими статьями, определяющими порядок передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, как следует из подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в новой редакции, осуществляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Согласно пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и части шестой статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; при этом подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 и абзацем третьим части третьей статьи 28.2 устанавливалось, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов, в том числе инвалидов войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья 18 квадратных метров (в настоящее время для инвалидов Великой Отечественной войны - 22 квадратных метра) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 таким органом является Министерство регионального развития Российской Федерации).
Постановлением правительства Ульяновской области от 02 мая 2006г. № 138 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов. Государственная поддержка по обеспечению жильем участников ВОВ осуществляется в форме социальной выплаты на приобретение жилья в собственность, право на которую удостоверяется свидетельством. Социальная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета в порядке очередности.
Документально подтверждается, что Филиппова Е.В. с 10 декабря 1992г. проживает в жилом помещении по адресу: г. Ульяновск, ..., представляющим собой трехкомнатную благоустроенную квартиру, общей площадью 66.34 кв.м. Сособственниками данного жилого помещения являются в равных долях Горбаченко В.В. (дочь истицы) и Горбаченко В.А. (ее зять). Сособственники Горбаченко В.В. и В.А. по адресу спорного жилого помещения значатся зарегистрированными также с 2002г.
В ходе настоящего судебного разбирательства установлено, что более 5 лет на указанной жилплощади, кроме сособственников Горбаченко В.В. и В.А., истицы Филипповой Е.В., проживает семья Горбаченко С.В. (внука истицы) из трех человек (он, жена, сын).
Данное обстоятельство было подтверждено как письменными доказательствами по делу, так и показаниями свидетелей.
Так, свидетель Листарова Ж.В. суду показала, что является собственником квартиры адресу: г. Ульяновск, ... с 10 сентября 2009г. на основании договора дарения. В указанной квартире она проживает с 2006г. вместе с родителями и сыном. Ее сестра Горбаченко З.В. по указанному адресу проживала до вступления в брак с Г.С.В. ., т.е. до 2005г.; выйдя замуж, она переехала в квартиру мужа по адресу: ....
Свидетель Мухитов И.Х. суду показал, что проживает по -соседству с семьей Горбаченко, ему известно, что они проживают в квартире по адресу: г. Ульяновск, ... семьей 6 человек.
В материалы дела представлена карта амбулаторного больного из детской поликлиники на Горбаченко С.С., 30 мая 2005г.р., в которой местом жительства ребенка указан адрес: г. Ульяновск, .... Такой же адрес проживания указан и справке об инвалидности на Горбаченко С.С., 2005 г.р.
В протоколах допроса потерпевшего Горбаченко С.В. в рамках расследования уголовного дела по факту совершения мошеннических действий должностными лицами ООО «Золотой ключ», датированными 2009 г. Горбаченко С.В. местом своего жительства, несмотря на отсутствие у него на тот период официальной регистрации, указывал жилое помещение по адресу: г. Ульяновск, ....
Тот же адрес проживания Горбаченко С.В. указан в справке о доходах физического лица за 2007г., выданной ИФНС РФ по Засвияжскому району г. Ульяновска 14 февраля 2008г.; в требовании об уплате недоимки по страховым взносам УПФР в Засвияжском районе г. Ульяновска от 27 марта 2010г.
Таким образом, на каждого проживающего в квартире по адресу: г. Ульяновск, ... приходится по 11.06 кв.м. общей площади жилого помещения, что свидетельствует о том, что учетной нормой жилого помещения ветеран- участник Великой Отечественной войны Филиппова Е. в месте постоянного проживания не обеспечена.
Согласно ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам и иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи мене учетной нормы.
В соответствии с п. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно решению Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005г. № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», вступившему в законную силу 15 июля 2005г., размер учетной нормы площади жилого помещения составляет 12 кв.м.
В целях восстановления нарушенных прав, суд считает необходимым обязать мэрию города Ульяновска включить Филиппову Е.В. в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий для предоставления жилья как ветерану Великой Отечественной войны.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Филипповой Е.В. удовлетворить.
Признать отказ мэрии города Ульяновска в признании Филипповой Е.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, обязав мэрию города Ульяновска включить Филиппову Е.В. в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий для предоставления жилья как ветерану Великой Отечественной войны.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
СУДЬЯ: С.В. ПЕРШИНА