об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны троллейбусного депо



Дело № 2-3586/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2010 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска

в составе судьи Рыбалко В. И.,

при секретаре Красновой Ю. П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Ульяновскэлектротранс» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны, возложении обязанности провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу разработанного проекта,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУП «Ульяновскэлектротранс» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны, возложении обязанности провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу разработанного проекта.

Исковые требования мотивированы следующим. Прокурорской проверкой установлено, что в нарушение норм действующего законодательства МУП «Ульяновскэлектротранс» не разработало проект санитарно-защитной зоны троллейбусного депо № 3, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, д. 2.

Данный факт подтверждается письмом МУП «Ульяновскэлектротранс» от Дата обезличена Номер обезличен и актом проверки Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области от Дата обезличена Номер обезличен

Отсутствие проекта санитарно защитной зоны предприятия создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей природной среде.

В связи с изложенным прокурор Ленинского района г. Ульяновска просит суд признать незаконным бездействие МУП «Ульяновскэлектротранс», выразившееся в непринятии мер по разработке проекта санитарно-защитной зоны троллейбусного депо № 3, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, д. 2; обязать МУП «Ульяновскэлектротранс» разработать проект санитарно-защитной зоны троллейбусного депо № 3, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, д. 2; обязать МУП «Ульяновскэлектротранс» провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу проекта санитарно-защитной зоны троллейбусного депо № 3, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, д. 2.

В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска поддержал исковые требования, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представители МУП «Ульяновскэлектротранс» Блюдин И. А., Тихомиров С. В., Рыжова Р. Е. в судебном заседании иск не признали.

Блюдин И. А. указал, что троллейбусное депо № 3 расположено по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, д. 1.МУП «Ульяновскэлектротранс» не оспаривает необходимость разработки проекта санитарно-защитной зоны троллейбусного депо № 3. Со стороны МУП «Ульяновскэлектротранс» отсутствует незаконное бездействие, так как в настоящее время ведутся работы по разработке проекта санитарно-защитной зоны троллейбусного депо № 3 и санитарно-эпидемиологической экспертизе проекта.

Представитель МУП «Ульяновскэлектротранс» Рыжова Р. Е. пояснила, что проект санитарно-защитной зоны троллейбусного депо № 3 разработан и передан на санитарно-эпидемиологическую экспертизу. Однако разработанный проект не прошел санитарно-эпидемиологическую экспертизу ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области». В настоящее время проект дорабатывается. 05.07.2010 МУП «Ульяновскэлектротранс» заключило с ООО «Агентство СК» договор на выполнение работ по расчету шумового воздействия для проекта санитарно-защитной зоны троллейбусного депо № 3.

Тихомиров С. В.в судебном заседании поддержал все сказанное другими представителями МУП «Ульяновскэлектротранс».

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Конституция РФ в ст. 42 декларирует право граждан на благоприятную окружающую среду.

По мнению суда, понятие «благоприятная» применительно к окружающей среде может означать такое ее состояние, при котором возможны достойная жизнь и здоровье человека. Неблагоприятной же будет окружающая среда, губительно влияющая на здоровье людей и не позволяющая им вести достойную жизнь.

Термин «окружающая среда» следует понимать в его широком значении, включающем как природную среду, так и элементы искусственной среды (жилые строения, промышленные предприятия, каналы, водохранилища и т.п.). Это среда обитания и производственной деятельности человека, все, что окружает и каким-либо образом влияет на него.

В результате право человека на благоприятную окружающую среду включает в себя права на благоприятные условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, на высокое качество и безопасность продуктов питания, изделий народного хозяйства, а также на природную среду.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц должна осуществляться на основании принципов: соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды и др.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населениюи_др.

В силу ч. 3 ст. 39 указанного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

На основании п. 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов № 2.2.1/2.1.1.1200-03 (далее - Правила), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74, в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Пунктом 3.1 Правил предусмотрено, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Как следует из п. 7.1.12 Правил, автобусные и троллейбусные парки, автокомбинаты, трамвайные, метродепо (с ремонтной базой) относятся к III классу опасности.

Согласно п. 4.3 Правил для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.); систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух.

В судебном заседании установлено, что в составе МУП «Ульяновскэлектротранс» имеется структурное подразделение - троллейбусного депо № 3, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, д. 1. Общая площадь участка - 29 121 кв. м.

Троллейбусное депо №3 имеет в своем составе следующие производственные подразделения: цех ТО, аккумуляторную, вагоноремонтные мастерские, агрегатный участок, участок капитального - восстановительного ремонта, кузнечный участок, механический участок, участок вулканизации, сварочный участок, электроцех, шиномонтажный участок, столярную мастерскую, гараж.

Основными источниками загрязнения атмосферы на территории предприятия являются: автотранспорт, сварочные работы, газовая резка, кузнечные работы, окрасочные работы, механическая обработка древесины, механическая обработка металлов, зарядка аккумуляторов, медницкие работы. Сушильная печь предназначена для сушки обмоток двигателей после пропитки лаком. Выделение загрязняющих веществ происходит в процессе высыхания. На балансе предприятия находится 56 троллейбусов, ежедневно на линию выходит 43 троллейбуса.

В нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства МУП «Ульяновскэлектротранс» до настоящего времени не разработало проект санитарно-защитной зоны троллейбусного депо №3 и не провело санитарно-эпидемиологическую экспертизу разработанного проекта.

Данный факт подтверждается письмом МУП «Ульяновскэлектротранс» от 25.05.2010 №07-1081 и актом проверки Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области от 17.03.2009 № 0170.

Из пояснений представителей МУП «Ульяновскэлектротранс» и материалов дела следует, что разработанный ответчиком проект санитарно-защитной зоны троллейбусного депо №3 не прошел санитарно-эпидемиологическую экспертизу ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области». В настоящее время проект дорабатывается.

Так, 05.07.2010 МУП «Ульяновскэлектротранс» заключило с ООО «Агентство СК» договор на выполнение работ по расчету шумового воздействия для проекта санитарно-защитной зоны троллейбусного депо № 3. Суду не представлены доказательства фактического исполнения данного договора на момент рассмотрения судом гражданского дела.

Ответчик не представил суду доказательства обоснованности и правомерности непринятия мер по разработке проекта санитарно-защитной зоны троллейбусного депо № 3 и проведения санитарно-эпидемиологическую экспертизы разработанного проекта.

В связи с вышеизложенным суд считает обоснованными исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц.

Суд считает необходимым признать незаконным бездействие МУП «Ульяновскэлектротранс», выразившееся в непринятии мер по разработке проекта санитарно-защитной зоны троллейбусного депо № 3, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, д. 1; обязать МУП «Ульяновскэлектротранс» разработать проект санитарно-защитной зоны троллейбусного депо № 3, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, д. 1; обязать МУП «Ульяновскэлектротранс» провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу проекта санитарно-защитной зоны троллейбусного депо № 3, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, д. 1.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального унитарного предприятия «Ульяновскэлектротранс», выразившееся в непринятии мер по разработке проекта санитарно-защитной зоны троллейбусного депо № 3, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, д. 1.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Ульяновскэлектротранс» разработать проект санитарно-защитной зоны троллейбусного депо № 3, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, д. 1.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Ульяновскэлектротранс» провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу проекта санитарно-защитной зоны троллейбусного депо № 3, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, д. 1.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Судья В. И. Рыбалко