Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2010г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд
В составе председательствующего судьи Першиной С.В.
С участием старшего помощника прокурора Хаяровой И.В.
При секретаре Алтусовой И.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Смирнова В.В. к Государственному учреждению Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании права на получение страховых выплат по потере кормильца,
У С Т А Н О В И Л:
Смирнов В.В. обратился в суд с исковыми требованиями к ГУ УРО ФСС о признании права на получение страховых выплат по потере кормильца, указав следующее.
Дата обезличена. в результате дорожно-транспортного происшествия, которое было признано несчастным случаем на производстве, погиб его отец Смирнов В.Н. С момента смерти отца истцу была назначена пенсия по потере кормильца.
Дата обезличена. по результатам первичного освидетельствования в педиатрическом отделении бюро МСЭ Номер обезличен он был признан ребенком- инвалидом. На момент признания инвалидом истцу исполнилось полных 16 лет. На сегодняшний день инвалидность установлена бессрочно.
С Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. он обучался в Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии на очном отделении и продолжал получать страховые выплаты.
Дата обезличенаг. обратился в Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования с заявлением о продлении страховых выплат по потере кормильца. На свое обращение получил отрицательный ответ со ссылкой на п.2.ст.7 ФЗ от 24.07.1998г. № 125- ФЗ « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»: право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют: нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания; лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.
Так как инвалидность ему была установлена больше чем через 5 лет после смерти отца, в продлении выплат было отказано.
Данный отказ считает незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст. 7 Федерального закона « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют: нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания. При этом в законе не дается определения понятия «нетрудоспособные лица». Если обратиться к п.1 ч.2 ст. 9 ФЗ от 17.12.2001г.№ 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Как следует из положений ч.3 ст. 11 ГПК РФ в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). Ограничение законом № 125 -ФЗ срока наступления инвалидности ( 5 лет после смерти застрахованного лица ) ограничивает мое право, предусмотренное статьей 39 Конституции РФ: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
При вынесении решения просит суд принять во внимание, что заболевание, ставшее причиной признания его инвалидом, возникло намного раньше первичного освидетельствования.
Кроме того, как следует из положений ч.3 ст. 7 закона « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются инвалидам - на срок инвалидности, что дополнительно подтверждает право истца на получение страховых выплат по потере кормильца.
Поскольку он стал инвалидом в 16 лет и подходит под категорию нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, считает, что не утратил право на получение страховых выплат по потере кормильца.
В связи с изложенным, просит признать за ним право на получение страховых выплат по потере кормильца после окончания обучения в Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии.
В судебном заседании представитель истца Смирнова Т.П., действующая по надлежащим образом оформленной доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивала, дав суду аналогичные пояснения.
Представитель ГУ УРО ФСС в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и письменный отзыв на иск.
В письменном отзыве изложена следующая позиция ответчика.
Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - Фонд) не признает исковые требования Смирнова В.В. о назначении страхового обеспечения в связи с установлением ему группы инвалидности.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Фондом были назначены страховые выплаты Смирнову В.В. с Дата обезличена г. до Дата обезличена г. (до исполнения ему 18 лет), впоследствии страховое обеспечение производилось по предоставлению Смирновым В.В. справки об обучении до Дата обезличена г.
В Дата обезличена г. Смирнов В.В. обратился в Фонд о продлении страхового обеспечения в связи с установлением ему группы инвалидности и представил копии справок об установлении группы инвалидности с Дата обезличена до бессрочно. В связи предоставлением справок об установлении группы инвалидности Фонд сделал запрос в ФГУ ГБ МСЭ по Ульяновской областит о первичном установлении группы инвалидности Смирнову В.В. В представленном ответе было указано, что Смирнов В.В. проходил освидетельствование на группу инвалидности Дата обезличена г. и был признан ребенком-инвалидом.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" «право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют: нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания; лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течении пяти лет со дня его смерти».
Согласно сведениям ФГУ ГБ МСЭ по Ульяновской области инвалидность Смирнову В.В. Впервые была установлена в Дата обезличена г., а отец Смирнова В.В. погиб в Дата обезличена г., то есть Смирнов В.В. стал нетрудоспособным не в течении 5 лет со дня смерти отца.
Учитывая вышеизложенное, отсутствуют правовые основания для назначения Смирнову В.В. обеспечения по страхованию по случаю потери кормильца после окончания обучения в очном учебном заведении.
Выслушав мнение представителя истицы, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Дата обезличена в результате дорожно-транспортного происшествия, которое было признано несчастным случаем на производстве, погиб отец истца Смирнов В.Н. С момента смерти отца истцу была назначена пенсия по потере кормильца.
При этом, до Дата обезличенаг. возмещение вреда производилось работодателем погибшего- АООТ «Ч» в соответствии с Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем…» от Дата обезличенаг.
С Дата обезличенаг. ежемесячные страховые выплаты в связи со смертью пострадавшего на производстве Смирнова В.Н. производились ГУ УРО ФСС в соответствии с ФЗ от 1998г. « 125- ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». При этом, приказом ГУ УРО ФСС от Дата обезличенаг. ежемесячные страховые выплаты по потере кормильца Смиронову В.В. были назначены до Дата обезличенаг., т.е. до достижения возраста 18 лет.
В последствии, начиная с Дата обезличенаг. до Дата обезличенаг. включительно страховое обеспечение производилось по предоставлению Смирновым В.В. справки об обучении в очном учебном заведении, что подтверждается соответствующими приказами.
Дата обезличенаг. истец обратился в ГУ УРО ФСС с заявлением о продлении страхового обеспечения в связи с установлением ему группы инвалидности, приложив к своему обращению справки об установлении группы инвалидности с января 2005г. до- бессрочно.
В продлении страхового обеспечения истцу было отказано со ссылкой на п. 2 ст. 7 ФЗ № 125- ФЗ, в соответствии с которым право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют: нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания; лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти. Поскольку инвалидность истцу впервые была установлена в 2004г., т.е. более 5 лет со дня смерти отца, оснований для продления выплат не имеется.
Суд находит данный отказ законным и обоснованным, а исковые требования Смирнова В.В. - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Правовая регламентация отношений по социальному обеспечению, как это следует из правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2007 года N 7-П, - полномочие законодателя; в рамках реализации данного полномочия законодатель устанавливает специальное правовое регулирование, гарантирующее гражданам осуществление их конституционного права на социальное обеспечение, включая обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний самого работника, а в случае его смерти - членов его семьи, лишившихся кормильца (статья 39, части 1 и 2; статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации).
В настоящее время правовое регулирование указанных отношений осуществляется по нормам Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которыми предусматривается, что обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являясь видом социального страхования, устанавливается для социальной защиты застрахованных путем предоставления в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию в возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью при исполнении обязанностей по трудовому договору (пункт 1 статьи 1).
Субъектами права на обеспечение по данному виду обязательного социального страхования признаются как сами застрахованные (пункт 1 статьи 7), так и - в случае их смерти - иные указанные в данном Федеральном законе лица, в число которых включаются и нетрудоспособные иждивенцы, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания (абзац второй пункта 2 статьи 7).
Предоставление этим лицам права на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного лица обусловлено необходимостью поддержания стабильности их имущественного положения как лиц, получавших существенную материальную поддержку от умершего и объективно, в силу нетрудоспособности, не могущих компенсировать ее потерю за счет собственных ресурсов. Это в полной мере соответствует вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социально-страховых отношений, на основе которых должно реализовываться право на социальное обеспечение и осуществляться социальное обеспечение в целом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 октября 2006 года № 407-О).
В качестве общего основания, влекущего возникновение обязательства страховщика осуществлять социальное обеспечение по данному виду страхования, Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" называет страховой случай, определяемый как подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного лица, происшедший вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (абзац девятый статьи 3 и пункт 1 статьи 7).
В соответствии с ч.2 ст. 7 Федерального закона « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют: лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение 5 лет со дня его смерти. В указанном случае страховые выплаты выплачиваются инвалидам- на срок инвалидности.
Поскольку инвалидность истцу впервые была установлена в 2004г., т.е. через 10 лет со дня смерти отца, очевидно, что под категорию лиц, указанных в ч.2 ст. 7 ФЗ № 125- ФЗ истец не подпадает.
Ссылку истца на возможность применения к рассматриваемому случаю аналогии закона, и в частности, п. 1 ч.2 ст. 9 ФЗ № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в которых дано правовое понятие нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, суд также находит несостоятельной.
В соответствии с ч.3 ст. 11 ГПК РФ в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
В рассматриваемом случае оснований для применения аналогии закона либо аналогии права не имеется, поскольку порядок назначения обеспечения по страхованию урегулирован ФЗ № 125- ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Субъекты права на обеспечение по данному виду обязательного социального страхования перечислены в статье 7 указанного закона, в число которых включены нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.
ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлены основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. Статьей 9 названного закона определены условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца. В соответствии с данной правовой нормой истец, ставший инвалидом до достижения возраста 18 лет признается нетрудоспособным членом семьи умершего кормильца- отца Смирнова В.Н. Однако, применение данной нормы возможно только в случае обращения истца за назначением социального обеспечения по нормам ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» субъектный состав лиц, имеющих право на обеспечение по данному виду страхования, урегулирован и четко определен, вследствие чего при назначении страховых выплат по случаю потери кормильца по нормам данного закона применение других федеральных законов, в которых состав лиц, относящихся к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, расширен, неправомерно.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Смирнова В.В. к Государственному учреждению Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании права на получение страховых выплат по потере кормильца оставить без удовлетворения.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областн6ого суда через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
СУДЬЯ: С.В. ПЕРШИНА