о возложении обязанности по компенсации расходов на приобретение средств реабилитации



Дело № 2-3699/10

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июля 2010 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска

в составе: судьи Рыбалко В. И.,

при секретаре Красновой Ю. П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах Корсаковой Т.В., к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о взыскании расходов за приобретение технических средств реабилитации инвалида,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действующий в интересах Корсаковой Т. В., обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о взыскании расходов за приобретение технических средств реабилитации инвалида.

Исковые требования мотивированы следующим. Корсакова ФИО9, Дата обезличена года рождения, является инвалидом детства. В соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалида ее законный представитель Корсакова Н. Ш. 01.11.2007 самостоятельно приобрела телевизор Samsung CS 21Z50 ZQQ с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами за 5990 руб. и телефон GSM Nokia 2610, после чего обратилась в Государственное учреждение Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования (ГУ УРО ФСС) с целью получения компенсации в размере стоимости технического средства. Однако ГУ УРО ФСС вопреки требованиям законодательства компенсация была выплачена частично, а именно, в сумме 5690 руб.

Данное решение мотивировано тем, что 18.03.2008 году ГУ УРО ФСС был заключен государственный контракт Номер обезличен на оказание услуг по обеспечению инвалидов телевизорами с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, согласно которому стоимость предоставляемого телевизора составляла 4490 руб., а телефона 1200 руб.

Между тем, ни один из действующих в настоящее время, либо действовавших в 2007 году нормативно-правовых актов не содержит положений о том, что размер выплачиваемой компенсации должен устанавливаться исходя из стоимости технического средства, поставка которого предусмотрена государственным контрактом.

Так, согласно п. 6 действовавшего на тот момент постановления Правительства РФ от 31.12.2005 №8 77, если инвалид самостоятельно обеспечил себя соответствующим средством (изделием) путем приобретения за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости технического средства реабилитации, которое должно было быть предоставлено инвалиду по индивидуальной программе реабилитации.

Таким образом, необоснованный отказ ГУ УРО ФСС выплатить в полном объеме компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации повлекло нарушение прав Корсаковой Т. В.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 № 2101-р было утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Ульяновской области, в соответствии с которым часть полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов передана правительству Ульяновской области. В соответствии с Соглашением от 31.12.2009 предоставление инвалидам технических средств реабилитации и компенсацию их стоимости осуществляет Правительство Ульяновской области в лице Департамента социальной защиты населения (ДСЗН) Ульяновской области.

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действующий в интересах Корсаковой Т. В., просит суд взыскать в ее пользу с Министерства труда и социального развития Ульяновской области расходы на самостоятельное приобретение технических средств реабилитации инвалида в размере 2873 руб.

В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска поддержал заявленные требования, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебном заседании иск не признал, указал, что Корсакова Т. В. не зарегистрирована в 2010 году в базе Департамента социальной защиты населения Ульяновской области (в настоящее время - Министерство труда и социального развития Ульяновской области).

Ни Корсакова Т. В., ни ее законный представитель не обращались в ДСЗН Ульяновской области с заявлением о выплате компенсации за понесенные расходы на приобретение технических средств реабилитации инвалида.

ГУ УРО ФСС не передало ДСЗН Ульяновской области сведения о наличии задолженности перед Корсаковой Т. В. по расходам на приобретение технических средств реабилитации инвалида.

Министерство труда и социального развития Ульяновской области не является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу.

В судебном заседании представитель третьего лица - ГУ УРО ФСС исковые требования не признал, указал следующее. Корсаковой ФИО10, Дата обезличена года рождения, являющейся инвалидом с детства, согласно индивидуальной программы реабилитации от 28.03.2007 была определена нуждаемость в телевизоре с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами и телефонном устройстве с текстовым выходом.

06.12.2007 в ГУ УРО ФСС поступило заявление от законного представителя Корсаковой Т. В. о постановке на учет для обеспечения техническими средствами реабилитации инвалида.

18.12.2007 в ГУ УРО ФСС поступило заявление от законного представителя Корсаковой Т. В. о компенсации стоимости приобретенных технических средств реабилитации: цветного телевизора Samsung с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами - 5990 руб.; телефонного устройства с текстовым выходом Nokia 2610 - 2573 руб.;

Платежным поручением Номер обезличен от 25.12.2007 ГУ УРО ФСС выплатил представителю Корсаковой Т. В. компенсацию в сумме 6285 руб. (4800 руб. - за телевизор, 1485 руб. - за телефон).

В соответствии с действующим законодательством инвалидам предоставляются технические средства реабилитации по расценкам, указанным в государственных контрактах, заключаемых ГУ УРО ФСС.

Согласно государственному контракту Номер обезличен, заключенному ГУ УРО ФСС с ИП Хусаиновым И. Ф. 27.07.2007, стоимость телевизора с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами составлял 4800 руб.

Согласно государственному контракту Номер обезличен от 19.07.2007, действующему на момент подачи Корсаковой Т. В. заявления о компенсации от 07.12.2007, стоимость телефонного устройства с текстовым выходом составляла 1485 руб.

Учитывая вышеизложенное, размеры компенсации за телевизор с телетекстом и телефонного устройства с текстовым выходом должны определяться по расценкам, указанным в государственных контрактах, заключенных ГУ УРО ФСС.

Таким образом, Корсаковой Т. В. обоснованно была выплачена компенсация за самостоятельно приобретенный ею телевизор с телетекстом и телефонного устройства с текстовым выходом по расценкам, указанным соответственно в контракте Номер обезличен от 27.07.2007 и контракте Номер обезличен от 19.07.2007, т.е. в сумме 6285 руб.

Поскольку полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в настоящее время переданы Правительству Ульяновской области в лице Министерства труда и социального развития Ульяновской области, именно указанное министерство является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу.

Третье лицо Корсакова Н. Ш. в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине, о дне и времени судебного заседания извещалась.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих доводов и возражений.

Корсакова Т. В., Дата обезличена года рождения, является инвалидом с детства 3 группы бессрочно (справка сер. МСЭ-2001 Номер обезличен от Дата обезличена).

В индивидуальной программе реабилитации инвалида Номер обезличен от 05.10.2007 была определена нуждаемость Корсаковой Т. В. в телевизоре с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами и телефонном устройстве с текстовым выходом.

Корсакова Т. В. не была обеспечена вышеуказанными техническими средствами реабилитации инвалида за счет средств ГУ УРО ФСС.

Корсакова Н. Ш., являвшаяся законным представителем Корсаковой Т. В., 01.11.2007 самостоятельно приобрела телевизор Samsung CS 21Z50 ZQQ с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами за 5990 руб., 09.12.2007 приобрела телефон GSM Nokia 2610 за 2543 руб., а также шнурок многоцветный за 30 руб.,

18.12.2007 в ГУ УРО ФСС поступило заявление от Корсаковой Н. Ш. - законного представителя Корсаковой Т. В. о компенсации стоимости приобретенных технических средств реабилитации: цветного телевизора Samsung CS 21Z50 ZQQ с телетекстом и телефонного устройства с текстовым выходом Nokia 2610.

В соответствии с приказом Управляющего ГУ УРО ФСС от 24.102.2007 № 1496 ТС произведена оплата за приобретенные технические средства реабилитации в сумме 6285 руб. Факт перечисления денежных средств подтверждается платежным поручением Номер обезличен от 25.12.2007 и не оспаривается истцом.

Размер произведенного возмещения определен ГУ УРО ФСС согласно государственным контрактам Номер обезличен от 27.07.2007, Номер обезличен от Дата обезличена, заключенным ГУ УРО ФСС с ИП Хусаиновым И. Ф. и ООО «Автоном» на поставку телевизоров с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами и телефонных устройств с текстовым выходом (мобильных телефонов). Стоимость телевизора определена в государственном контракте - 4800 руб., стоимость телефонного устройства - 1485 руб.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 181 -ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с п.п. 18, 19 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р, телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, телефонные устройства с текстовым выходом относятся к техническим средствам реабилитации, предоставляемым инвалиду с освобождением от платы.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации л отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).

Согласно п. 3 Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем:

а) предоставления соответствующего технического средства (изделия);

б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия);

в) предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости -сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 Правил;

г) оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости -сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях;

д) выплаты компенсации расходов на мероприятия, указанные в подпунктах «а» - «в» настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Согласно п. 7 Правил в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением).

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства (изделия), а также программы реабилитации (заключения) и документов, подтверждающих эти расходы.

В соответствии с п. 6 действовавших до 01.01.2008 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 877, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду, а протез, протезно-ортопедическое изделие - ветерану или если эти лица самостоятельно обеспечили себя соответствующим средством (изделием) путем приобретения за собственный счет, им выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, которое должно было быть предоставлено инвалиду, ветерану по индивидуальной программе реабилитации.

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании заявления инвалида, ветерана или лица, представляющего их интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, а также на основании документов, подтверждающих эти расходы.

Выплата компенсации инвалиду, ветерану осуществляется уполномоченным органом в порядке очередности по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет этих лиц (по их желанию).

Представителями ГУ УРО ФСС, Министерства труда и социального развития Ульяновской области не представлены суду доказательства того, что понесенные Корсаковой Т. В. расходы носят чрезмерный характер, а также что приобретенные технические средства реабилитации инвалида не являются изделиями, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с программой реабилитации.

Технические характеристики приобретенных технических средств реабилитации соответствуют техническим заданиям государственных контрактов, заключенных ГУ УРО ФСС.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 №2101-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Ульяновской области, в соответствии с которым часть полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на международном транспорте к месту лечения и обратно передана Правительству Ульяновской области.

С 01.01.2010 предоставление инвалидам технических средств реабилитации осуществляет Правительство Ульяновской области в лице ДСЗН Ульяновской области (в настоящее время Министерство труда и социального развития Ульяновской области).

На основании вышеизложенного суд считает иск Прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах Корсаковой Т. В., подлежащим удовлетворению в части взыскания с Министерства труда и социального развития Ульяновской области в пользу Корсаковой Т. В. расходов на приобретение технических средств реабилитации инвалида в размере 2248 руб. (2543 руб. + 5990 руб. - 6285 руб.).

При этом суд исходит из стоимости приобретенных для истицы технических средств реабилитации инвалида. Стоимость шнурка многоцветного - 30 руб. не подлежит взысканию, так как данный аксессуар не входит в комплектность приобретенного телефонного устройства.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах Корсаковой ФИО11, удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства труда и социального развития Ульяновской области в пользу Корсаковой ФИО12 расходы на приобретение технических средств реабилитации инвалида в размере 2248 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований Прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах Корсаковой ФИО13 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья В. И. Рыбалко