Дело-2-3230/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2010 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе
судьи Елистратова А.М.
при секретаре Макушиной Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голуновой В.П. к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области о признании «Санитарно-гигиенической характеристики труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления)» недействительной
УСТАНОВИЛ
Голунова В.П. обратилась в суд с иском, изменённым в ходе рассмотрения дела, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области о признании «Санитарно-гигиенической характеристики труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления)» №1086 от 28.01.2010г. недействительной, возложении обязанности составить «Санитарно-гигиеническую характеристику труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления)» с указанием описания условий труда в качестве аппаратчика сточных вод в период с 1994 по 1998г., уборщицей-вахтёром в бытовых помещениях известкового цеха в период с 1998г. по 2002г., в качестве уборщика производственных помещений в электрическом, механическом цехах и в котельной в период с 2002г. по 2008г.
Исковые требования мотивированы следующим.
Истица работала в ЗАО «Силикатчик» в период с 1994г. по 1998г. - аппаратчиком очистки сточных вод, с 10.08.1998г. по 12.02.2002г. - в известковом цехе, с 13.02.2002г. - в электромеханическом цехе уборщицей производственных помещений.
05.02.2008г. истица была уволена с предприятия в связи с установлением у неё второй группы инвалидности по общему заболеванию.
В период с 09.06.2008г. по 21.06.2008г. в связи подозрением наличия производственного заболевания истица находилась на обследовании и лечении в ГУЗ «Областной центр профессиональной патологии».
В судебном заседании истица Голунова В.П. и её представитель Васин Е.А. на удовлетворении иска настаивали, пояснили следующее.
Оспариваемая характеристика №1086 от 28.01.2010г. не отражает описание условий труда, в том числе не содержит указания на наличие вредных производственных факторов - нахождение работника в не отапливаемом помещении и в контакте с хлорной известью на рабочем месте аппаратчика сточных вод в период с 1994 по 1998г.
За период с 1998г. по 2008г. в характеристике не отражены продолжительность рабочего дня, хронометраж, площадь убираемых помещений, концентрация раствора хлорной извести и количество моющих средств, которые расходовались в рабочий день, месяц, содержание в пыли Силициум О2 (до 10%), время контакта с раздражающими веществами за смену.
Характеристика содержит недостоверные сведения о содержании кремнистых включений в сырье - 2,05 % вместо 2,5%, о предоставлении работнику средств индивидуальной защиты органов дыхания, в то время как истице такие средства не выдавались.
В характеристике должны быть указаны значения запылённости по рабочему месту уборщика в размере 7,1 -11,26 мг на куб.м. при ПДК 4 мг/куб.м. и класс вредности - 3.1.
Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области Павлова Т.П., Шеин А.М., Ильмендеев Ю.М. просили в иске отказать, указали следующее.
Представитель ответчика Ильмендеев Ю.М. пояснил следующее. Для отмены действия санитарно-гигиенической характеристики нет оснований. При описании условий труда с 1994г. по 1998г. в качестве аппаратчика
сточных вод не имеется оснований для включения в характеристику сведений о вредных производственных факторах. В соответствии с единым тарифно-квалификационным справочником в функциональные обязанности аппаратчика очистки сточных вод не входила работа с хлорсодержащими веществами. Замеры вредных производственных факторов на рабочем месте аппаратчика сточных вод с 1994 года -1998 год не проводилась.
В экстренном извещении профцентра был запрос описать условия труда уборщика производственных цехов. В соответствии с Приказом №103 от 31.03.2008 года «Об утверждении инструкции по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания» санитарно-гигиеническая характеристика условий труда составляется целенаправленно и взаимосвязано, на основании должностных обязанностей с учетом предварительного диагноза профессионального заболевания (отравления) и перечня вредных производственных факторов на рабочем месте.
За период с 1998г. по 2002г. описание условий труда уборщицей-вахтером в бытовых помещениях известкового цеха, описание условий труда за период с 2002г. по 2008г. в электромеханическом цехе и котельной (уборка производственных помещений в 3-х цехах) произведена полно, указано в п.4 и п. 4.1. санитарно-гигиенической характеристики.
Содержания кремнистых включений в сырье служит лишь для расчетов показания физико-химического состава сырья и учитывается для определения ПДК пыли в ГОСТе.12.1.005-88г. Содержания кремнистых включений в сырье 2,5% или 2,06% не являются показателями уровня запыленности или содержания вредных веществ в рабочей зоне.
Средства защиты органов дыхания - марля и вата для изготовления ватно-марлевой маски истице выдавались, что подтверждается свидетельскими показаниями.
Включение в п. 5 характеристики сведений о содержании в воздухе пыли 7,1- 11,26 в 1998г. по рабочему месту уборщика необоснованно. В п. 5 характеристики содержание пыли по рабочему месту уборщика указано в соответствии с протоколом № 2 от 25 апреля 1998 года в размере 2,0399мг\куб.м при ПДК 4 мг/куб.м. Сведения о содержании пыли 11,26 мг./куб.м. соответствует протоколу №2 от 25 апреля 1998 года относительно рабочего места кузнеца ручной ковки, а содержание пыли 7,1 мг/куб.м. относится к рабочему месту электрогазосварщика. Уборщик бытовых помещений не имеет право находится на рабочих местах кузнеца и электрогазосварщика во время их работы.
В характеристике данные о замерах пыли с содержанием двуокиси кремния (до 10%) 2,04 мг/куб.м. при ПДК 4,0 мг/куб.м за 1998г. внесены. В период с 1999г. по 2005 год замеры не проводились. В 2006 году на рабочем месте электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в соответствии с картой аттестации №1.3.0.2. содержание известняка составляло 5,33 мг/куб.м. при ПДК 6 мг/куб.м. Рабочее место электромонтера в процессе работы не имеет отношения к уборщику производственных помещений, и содержание известняка 5.33 мг/ куб.м. не превышает ПДК.
Оснований для изменения класса опасности на 3.1 не обосновано.
Представитель третьего лица ЗАО «Силикатчик» Мокушова И.В. просила в иске отказать, пояснила что, поддержала доводы представителей ответчиков.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31.03.2008 N 103 утверждена Инструкция по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания, подразделениям Роспотребнадзора вменено в обязанность использовать данную инструкцию при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания.
Указанная инструкция определяет порядок сбора информации и оформления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (далее - санитарно-гигиеническая характеристика).
Инструкцией в частности предусмотрены следующие требования.
При необходимости (недостаточность информации, лабораторно- инструментальных данных, контакт с аналогичными вредными факторами на других местах работы и т.п.) управление, проводящее оценку условий труда для составления санитарно-гигиенической характеристики, запрашивает дополнительные документы или санитарно-гигиеническую характеристику (санитарно-эпидемиологическое заключение) по иному месту (местам) работы (пункт 4).
В случае установления предварительного диагноза профессионального заболевания (отравления) у работника после прекращения контакта с вредными факторами производственной среды (поздний силикоз, туберкулез, злокачественные образования и др.) и невозможности представления данных об условиях труда (ликвидация цеха, участка, организации, реконструкция, отсутствие документов о количественной характеристике вредных факторов) используют другие документы (выписка из трудовой книжки, журналов инструктажа, ссылки на литературные справочные материалы по количественной характеристике факторов производственной среды и трудового процесса для аналогичных производств, профессий и др.), подтверждающие наличие вредных производственных факторов и их количественные характеристики.
При ликвидации рабочего места, цеха, участка, организации возможно моделирование условий труда работника, ссылки на литературные справочные материалы по количественной характеристике факторов производственной среды и трудового процесса для аналогичных производств и другие сведения (пункт 5).
Описание условий труда работника (п. 4 характеристики) оформляется на основании должностных обязанностей и санитарно-эпидемиологической характеристики условий труда (санитарно-эпидемиологического заключения на производство) непосредственно на рабочем месте, учитываются сведения, полученные от работодателя (или его представителя) и самого работника, другое.
Санитарно-гигиеническая характеристика составляется с учетом предварительного диагноза профессионального заболевания (отравления).
В обязательном порядке указываются характеристики ведущего и всех сопутствующих вредных факторов производственной среды и трудового процесса, режимов труда, которые могли привести к профессиональному заболеванию (отравлению).
Концентрации и уровни вредных производственных факторов (качественные и количественные показатели) указываются на основе документов органов и организаций, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, полученных в ходе государственного санитарно-эпидемиологического надзора, протоколов лабораторных и инструментальных исследований при оформлении санитарно-эпидемиологического заключения на производство, продукцию, в т.ч. проведенных НИИ и испытательными центрами, аккредитованными в установленном порядке.
Количественная характеристика вредного фактора производственной среды должна быть представлена в динамике за максимально возможный период работы в данной профессии.
При отсутствии данных лабораторных и инструментальных исследований управление поручает Федеральному государственному учреждению здравоохранения - центру гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора проведение таких исследований на рабочем месте (пункт 7).
Результаты физиологических исследований представляются в виде приложений к санитарно-гигиенической характеристике, составленной в соответствии с действующей гигиенической классификацией факторов рабочей среды и трудового процесса.
В санитарно-гигиенической характеристике перечисляются используемые средства индивидуальной защиты, наличие санитарно-эпидемиологических заключений и отмечают их фактическое использование (пункт 8).
Из содержания оспариваемой истицей санитарно-гигиенической характеристик труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления) №1086 от 28.01.2010г. следует, что истице был выставлен предварительный диагноз токсико-химический бронхит. Основанием для составления характеристики явилось извещение об установлении предварительного диагноза №23 от 24.06.2008г. ГУЗ «Областной центр профпатологии».
В пунктах «наименование объекта» и профессия указано «электромеханический цех», уборщик производственных помещений.
В пункте 4 «описание условий труда» отсутствует указание на условия труда в период с 1994 по 1998г.
Из пояснений истицы, свидетелей Афанасьевой И.Ш., Жаркова В.В. следует, что истица в указанный период имела контакт с хлорной известью, присутствовала при приготовлении хлорного раствора.
Данные об этом в характеристике отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела лица участвующие в деле не оспаривали, что истица кроме уборки производственных помещений в электрическом и механическом цехах производила также уборку производственных помещений в котельной, то есть производила уборку производственных помещений в трёх цехах.
Данное обстоятельство в оспариваемой характеристике также не отражено.
При таких обстоятельствах суд находит обоснованными требования истицы о признании санитарно-гигиенической характеристики №1086 от 28.01.2010г. недействительной и о возложении на ответчика обязанности составить санитарно-гигиеническую характеристику в соответствии с требованиями Инструкции по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания с указанием описаний условий труда истицы в качестве аппаратчика сточных вод в период с 1994 по 1998г., уборщицей-вахтёром в бытовых помещениях известкового цеха в период с 1998г. по 2002г., в качестве уборщика производственных помещений в электрическом, механическом цехах и в котельной в период с 2002г. по 2008г.
Оснований для удовлетворения требований в части возложения на ответчика обязанности указать значения запылённости по рабочему месту уборщика в размере 7,1 -11,26 мг/куб.м. при ПДК 4 мг/куб.м. и класс вредности - 3.1. не имеется.
Представители ответчика и третьего лица ЗАО «Силикатчик» подтвердили в суде, что содержание пыли 11,26 мг./куб.м. соответствуют протоколу №2 от 25 апреля 1998 года относительно рабочего места кузнеца ручной ковки, а значение 7,1 мг/куб.м. - относится к рабочему месту электрогазосварщика.
Данное обстоятельство истица и её представитель не оспаривали.
Обосновывая свою позицию, истица указывает, что уборку производила в непосредственной близости от рабочих мест, на которых была установлена такая высокая величина запылённости. Поскольку замеры на рабочем месте уборщика не производились, то в характеристике следует указать данные показатели.
С данной позицией истицы суд согласиться не может, поскольку указание значения запылённости рабочего места уборщика по значению определённому для рабочего места кузнеца ручной ковки или для электрогазосварщика, то есть для рабочего места наиболее подверженного вредному воздействию не соответствует действительности.
В суде истица подтвердила, что производила уборку производственных помещений либо в близи рабочих мест работников, занятых в производственных цехах, либо после завершения ими работы.
Доказательств тому, что в период работы истица подвергалась воздействию вредных производственных факторов, позволяющих установить класс условий труда 3.1. суду не предоставлено.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Голуновой В.П. к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области удовлетворить частично.
Признать санитарно-гигиеническую характеристику труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления) №1086 от 28.01.2010г. недействительной.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области составить санитарно-гигиеническую характеристику труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления) в соответствии с требованиями Инструкции по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания с указанием описания условий труда Голуновой Веры Петровны в качестве аппаратчика сточных вод в период с 1994г. по 1998г., уборщицей-вахтёром в бытовых помещениях известкового цеха в период с 1998г. по 2002г., в качестве уборщика производственных помещений в электрическом, механическом цехах и в котельной в период с 2002г. по 2008г.
В остальном в удовлетворении иска Голуновой В.П. к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через районный суд.
Судья А.М. Елистратов