о возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-4305/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 августа 2010 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Нефедова О.Н.,

при секретаре Хуснутдиновой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ганиной С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области о включении периода работы в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Ганина С.В. обратилась в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела требованиями к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области об обязании включить в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера период работы с 30.12.1991 г. по 06.10.1992 г. - время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 07.06.2010 г.

Требования мотивированы тем, что 03.06.2010 г. она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера. В частности, ей необоснованно не был засчитан в специальный стаж период работы в Алданской СЭС с 30.12.1991 г. по 29.06.1993 г., когда она находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет.

Ганина С.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области Филинина Ю.С. иск не признала. В обоснование возражений в письменном отзыве и в пояснениях в судебном заседании указала, что согласно пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается женщинам в возрасте 52 года 4 месяца, проработавшим не менее 8 лет в районах Крайнего Севера и имеющим не менее 20 лет страхового стажа. Вопрос о назначении пенсии Ганиной С.В. по указанному основанию рассматривался на заседании комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан 02.07.2010 г. По решению комиссии специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера, составляет 7 лет 3 месяца 29 дней. Не может быть засчитан в специальный стаж период работы с 30.12.1991 г. по 29.06.1993 г. - нахождение в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3-х лет.

Согласно Закону РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде РФ» в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», включается период ухода за ребенком в возрасте до 1,5 лет (период оплачиваемого отпуска), если указанный период имел место до 06.10.1992 г. Дальнейший отпуск по уходу за ребенком не может быть включен в стаж работы по специальности для назначения пенсии на льготных условиях. Данную позицию подтверждает разъяснение Госкомитета по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 375/24-11. Данное разъяснение специально оговаривает порядок включения отпуска по уходу за ребенком в стаж для назначения льготных пенсий, а именно: время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (абзац 2 пункта 6). Нормы, предусматривающей включение в льготный стаж дополнительного отпуска без сохранения зарплаты от 1,5 лет до достижения ребенком возраста 3 лет, указанное разъяснение не содержало. При увеличении продолжительности отпусков по уходу за ребенком (оплачиваемого - до 1,5 лет, дополнительного без сохранения зарплаты - до 3 лет) включению в стаж для назначения льготных пенсий подлежали также только оплачиваемые отпуска.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом, в силу ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм.

Судом установлено, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области от 02.07.2010 г. (протокол № 2244) по заявлению Ганиной С.В. о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера, был засчитан период в общем исчислении 7 лет 3 месяца 29 дней.

В досрочном назначении истице трудовой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера.

В частности, отказано в зачете в льготный стаж периода работы в Алданской СЭС с 30.12.1991 г. по 29.06.1993 г., когда истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет.

Оценивая обоснованность предъявленных требований относительно оспариваемого периода трудовой деятельности, суд руководствуется следующим.

Трудовая пенсия по старости назначается в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу подп. 6 п. 1 ст. 28 данного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Как следует из представленных документов, в период работы в Алданской СЭС (Якутская АССР) Ганина С.В. с 30.12.1991 г. по 29.06.1993 г. находилась в отпуске по уходу за ребенком до исполнения им 3 лет.

Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. № 1029 Якутская АССР отнесена к районам Крайнего Севера.

Согласно пункту 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22.05.1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с указанным Законом.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии.

Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникающих в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости, следует исходить из того, что, если указанный период имел место до 06.10.1992 г., то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

В силу изложенного, период с 30.12.1991 г. по 06.10.1992 г. - время нахождения Ганиной С.В. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет - подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

С учетом спорного периода соответствующий стаж у Ганиной С.В. составляет свыше 8 лет, в связи с чем установленный ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возраст в отношении истицы подлежит уменьшению на 32 месяца, то есть до 52 лет и 4 месяцев.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за пенсией, которым в целях данного закона считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подтверждающими право на указанную пенсию, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

Согласно представленным документам истица обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера 03.06.2010 г. Поскольку на указанную дату возраста 52 года 4 месяца она не достигла, досрочная пенсия по старости подлежит назначению ей с 07.06.2010 г.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ганиной С.В. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить Ганиной С.В. в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера период работы с 30.12.1991 г. по 06.10.1992 г. - время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить Ганиной С.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 07.06.2010 г.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья О.Н. Нефедов