о предоставлении субсидии веретанам ВОв для приобретения жилого помещения



Дело №2-Номер обезличен/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июля 2010 года г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Петровой И.И.,

при секретаре Козельском А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорова В.Ф. к мэрии города Ульяновска, Министерству труда и социального развития Ульяновской области об обязании включить в списки граждан на получение субсидии, обязании предоставить социальную выплату на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Федоров В.Ф. обратился в суд с иском к мэрии города Ульяновска, Министерству труда и социального развития Ульяновской области (ранее - ДСЗН Ульяновской области) об обязании включить в списки граждан на получение субсидии, обязании предоставить социальную выплату на приобретение жилья, в обоснование указав следующее.

Истица является инвалидом Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

В соответствии с ФЗ «О ветеранах», Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» истец полагает, что имеет право на обеспечение его жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

Однако при его обращении в мэрию г.Ульяновска с просьбой предоставить жилье, мэрия г.Ульяновска ответила отказом со ссылкой на то, что истец считается обеспеченным жилой площадью по установленной норме.

Истец является собственником 1/2 доли двухкомнатной квартиры общей площадью 42,5 кв.м., расположенной по адресу: ..., .... В данном жилом помещении также зарегистрированы и проживают его супруга, дочь и внучка. Таким образом, на одного человека приходится по 10,62 кв.м. Следовательно, истец является нуждающимся в предоставлении жилого помещения в соответствии с вышеуказанными положениями закона.

В связи с этим истец и обратился в суд с настоящим иском.

Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме, в обоснование привел доводы, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика мэрии города Ульяновска исковые требования не признала, пояснила суду, что в настоящее время обеспечение жилыми помещениями ветеранов ВОВ осуществляется в соответствии с нормами Жилищного Кодекса РФ, Федерального Закона РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями от 21.12.2009 г.), которым предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ по месту жительства в органе местного самоуправления. Нуждающимися в жилье признаются граждане, не обеспеченные учетной нормой площади жилого помещения. В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы № 136 от 13.07.2005г., учётная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищных условий, составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека. По представленным истцом документам усматривается, что он зарегистрирован в 2-комнатной квартире по ул.... общей площадью 42,5 кв.м., где зарегистрировано всего 4 человека. Истец является сособственником данной квартиры в размере 1/2 доли. Таким образом, согласно ст.51 ЖК РФ он является обеспеченным жилой площадью по установленной норме. В связи с чем, он не имеет право на получение денежных средств из федерального бюджета в соответственно с Законом «О ветеранах» и Указом Президента РФ.

Представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области (правопреемник ДСЗН Ульяновской области в данных правоотношениях) Захарова А.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что Министерство, в случае включения истца органами местного самоуправления в соответствующие списки граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты их средств федерального бюджета, сразу же оформит документы на получение такой выплаты.

Выслушав истца и представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Федоров В.Ф. является инвалидом Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением.

С 1969г. истец зарегистрирован в двухкомнатной квартире по адресу: г.Ульяновск, ул.... общей площадью 45.40 кв.м., что подтверждается справкой по форме №8 и техническим паспортом на данное жилое помещение.

Истец и его супруга Федорова О.Н. являются собственниками указанной квартиры в порядке приватизации по 1/2 доли каждый, что подтверждается свидетельством на право собственности от 09.02.1994г.

В настоящее время в указанной квартире также значатся зарегистрированными и проживают, кроме истца: его супруга Федорова О.Н. (с 1969г.), его дочь - Ефремова И.В. (с 1969г.), его внучка - Ефремова Е.С. (с 2007г.).

По мнению суда, заявленные исковые требования истицы Федорова В.Ф. подлежат удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.

В соответствии с п.п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно положениям ст. 23.2 этого же Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

07 мая 2008 года Президентом РФ принят Указ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Из пункта 1 данного Указа следует, что Президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить до 01 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 марта 2005 года ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах».

В целях реализации меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании требований Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительством Ульяновской области 02.05.2006 г. принято Постановление № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».

Согласно названному Постановлению правом на получение социальной выплаты обладают, в числе прочих, участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.

Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

Согласно п.3 названного Постановления социальная выплата предоставляется:

- лицам, указанным в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящего Порядка (т.е. участникам и инвалидам Великой Отечественной войны), признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

В соответствии с данным Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 для получения свидетельства получатель представляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, необходимые документы.

Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.

Департамент на основе представляемых списков формирует в хронологической последовательности по дате постановки на учет список получателей по Ульяновской области.

Как следует из вышеприведенных положений Федерального закона «О ветеранах», граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Федеральными законами (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этими Федеральными законами категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Возражая против исковых требований, представитель ответчика ссылается на тот факт, что истец, являясь собственником 1/2 доли двухкомнатной квартиры, общей площадью 45.40 кв.м., не может быть признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения.

Между тем, с данной позицией суд не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Статья 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Так, 13 июля 2005 года Ульяновской Городской Думой было принято решение №136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», согласно которому учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв. м. По договорам социального найма установлена учетная норма предоставления площади жилого помещения в размере: не менее 18 кв. м для одиноко проживающего человека; не менее 15 кв. м на одного человека для семьи из 2-х и более человек.

Двухкомнатная квартира по ул.... в которой зарегистрирован и проживает истец имеет общую площадь 45,40 кв.м. На указанной площади зарегистрированы и фактически проживают 4 человека, что не оспаривалось ответчиками в ходе рассмотрения дела.

Таким образом, на каждого проживающего приходится менее учетной нормы.

При этом, тот факт, что истец является собственником 1/2 доли указанного жилого помещения, правового значения в данном случае не имеет, поскольку в силу положений ст.51 ЖК РФ, собственники в установленных законом случаях также имеет право быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Принимая во внимание статус истца, положения Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714, а также то, что истец не обеспечен учетной нормой площади жилого помещения, суд приходит к выводу о возможности признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В связи с этим истец подлежит включению в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений», а также имеет право на получение самой социальной выплаты на приобретение жилья из федерального бюджета.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Федорова В.Ф. удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска включить Федорова В.Ф. в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».

Обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области предоставить Федорову ФИО23 социальную выплату на приобретение жилья в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья И.И.Петрова