Дело № 2-3470/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ульяновск 14 июля 2010 г.
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи А.В.Маслюковой,
при секретаре С.В.Савельчеве,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО9 к Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о признании права на получение льготы.
УСТАНОВИЛ:
Дьячков Н.Г. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области о признании права на получение льготы.
В обоснование своих требований истец указал на то, что является ветераном Великой Отечественной войны и инвалидом 2 группы по причине ранения. Как имеющий соответствующие медицинские показания, он 29.07.2002 г. был обеспечен автомобилем «Ока» со сроком эксплуатации 7 лет. В ноябре 2008 г., в декабре 2009 г., в феврале 2010 г. Департаментом социальной защиты населения Ульяновской области истцу в замене указанного автомобиля в связи с истечением срока эксплуатации было отказано со ссылкой на то, что вступившим в силу с 1 января 2005 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ нормы законов, предусматривавшие обеспечение инвалидов транспортными средствами при наличии у них соответствующих медицинских показаний, утратили силу. Считая данный отказ незаконным, Дьячков Н.Г. просил признать за ним право на замену транспортного средства и обязать ответчика произвести замену транспортного средства.
В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ДСЗН Ульяновской области Логинова С.А. в судебном заседании иск не признала, считая иск необоснованным.
По инициативе суда к участию в деле привлечено в качестве соответчика Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, представитель которого в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве считал иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Ульяновской области, представители которых в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя ДСЗН Ульяновской области, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ранее действовавшей редакцией подпункта 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливался Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 года № 244 «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно» для обеспечения инвалидов, имевших право на бесплатное получение автомобиля, использовались автомобили марки «Ока» и «Таврия», выдаваемые сроком на семь лет.
Как следует из искового заявления Дьячкову Н.Г. 29.07.2002 г., как инвалиду Великой Отечественной войны, в соответствии с действовавшим на указанный момент законодательством был выдан бесплатно в качестве средства реабилитации автомобиль «Ока». По истечении ранее установленного семилетнего срока эксплуатации Дьячков Н.Г. обратился в Департамент с вопросом о замене полученного автомобиля «Ока». ДСЗН Ульяновской области отказал истцу в замене транспортного средства. Рассматривая возникший спор, суд исходит из следующего.
Пунктом 28 статьи 63 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подпункт 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ признан утратившим силу.
Статьёй 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закреплённые в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортном по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 670 «Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до! 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами».
Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008 - 2009 годах инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100 000 руб.
Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства (в том числе право на его получение по истечении семилетнего срока эксплуатации) возникло до 1 января 2005 г., одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учёт в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 г.
Поскольку судом было установлено, что истец не был поставлен на учет по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты населения до 1 января 2005 г., право на бесплатное получение транспортного средства у него не возникло.
Суд учитывает, что органы социальной защиты населения обязаны были принимать и рассматривать обращения инвалидов, связанные с реализацией права на получение автомобиля, давать ответы, совершать действия по постановке на учет по результатам рассмотрения обращений. Между тем, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что реализация инвалидом права на обеспечение транспортным средством носила заявительный характер и зависела только от волеизъявления инвалида, как правообладателя. Нормативно-правовыми актами, действовавшими до 1 января 2005 г. (момента прекращения постановки инвалидов на учет), на органы социальной защиты населения не возлагалась обязанность по выявлению и извещению инвалидов, имеющих право на обеспечение транспортными средствами.
В дальнейшем были изданы Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 685 и постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 670, которыми введён новый механизм обеспечения инвалидов транспортными средствами, предусматривающий передачу транспортных средств в собственность лицам, у которых право на их получение возникло до 1 января 2005 г., включая лиц, состоявших на указанную дату на учёте в органах социальной защиты населения для получения транспортного средства.
Следовательно, исковые требования Дьячкова Н.Г. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Дьячкова Н.Г. к Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о признании права на получение льготы оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней.
Судья А.В.Маслюкова