о назначении пенсии



Дело № 2-3816/10Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

26 июля 2010 года г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

судьи А.В.Маслюковой

при секретаре С.В.Савельчеве,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тульментьевой С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области о включении периода работы в выслугу лет и назначении пенсии

Установил:

Тульментьева С.В. обратилась в суд с иском к ответчику о назначении пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Иск мотивирован тем, что Дата обезличена г. она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области за назначением пенсии, в чем ей было отказано ввиду отсутствия у нее необходимого 30-летенего стажа медицинской работы. При подсчете стажа для назначении пенсии ответчиком были включен период ее работы в должности медсестры торакального отделения в Ульяновском областном онкологическом диспансере в календарном исчислении вместо льготного исчисления как 1 год за 1 год и 6 месяцев, кроме того, не включен в стаж работы в льготном исчислении период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. Просила включить указанные периоды в стаж ее работы и обязать назначить ей пенсию с Дата обезличена г.

В судебном заседании истица на иске настаивала.

Представитель ответчика Филинина Ю.С. исковые требования не признала, считая решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан законным.

Представитель третьего лица Государственного учреждения здравоохранения Областной клинический онкологический диспансер (ГУЗ ОКОД) Дементьев С.А. в судебном заседании просил иск удовлетворить.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий и условий приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28)); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 84-О и от 29 января 2009 года N 67-О-О).

Согласно действовавшему до 1 января 2009 года пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В ныне действующей редакции данного Федерального закона аналогичное правовое регулирование предусмотрено пунктом 2 его статьи 27.

Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.

Аналогично реализовалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), которое также не предполагало включения в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, работы в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066).

Судом установлено, что Тульментьевой С.В. решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от Дата обезличена г. № Номер обезличен отказано в досрочном назначении трудовой пенсии как медицинскому работнику по мотиву отсутствия у нее необходимого (30 лет) специального стажа л.д.10).

Вышеуказанным решением в льготный стаж истицы засчитано 25 лет 11 месяцев 27 дней.

Причем согласно решению комиссии период работы истицы с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в должности медсестры торакального отделения в Ульяновском областном онкологическом диспансере зачтен в календарном исчислении вместо льготного исчисления как 1 год за 1 год и 6 месяцев, поскольку торакальное отделение не предусмотрено ни Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения…, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, ни Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, ни Списками профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, а также согласно справке ГУЗ ОКОД Тульментьева С.В. в период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. находилась в дородовом и послеродовом отпусках, а с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Не засчитаны периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком в период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. При этом ни должность, ни учреждение ответчиком не оспариваются.

Рассматривая возникший спор, суд учитывает следующее.

Тульментьева С.В. в период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. работала в должности медсестры торакального отделения в Ульяновском областном онкологическом диспансере.

Свидетель ФИО10 пояснил суду, что в настоящее время он работает в Ульяновском областном онкологическом диспансере в хирургическом торакальном отделении. Ранее он являлся заведующим данного отделения, которое было создано при его непосредственном участии. Наименования отделения рекомендовал он (свидетель), руководствуясь исключительно своим мнением, не учитывая ни отраслевые стандарты, ни справочники, ни классификаторы, ни списки должностей и учреждений. Только после того, как у работников отделения начались проблемы с оформлением пенсии, наименование отделения привели в соответствие со Списком должностей и учреждений. Изменение наименования отделения никак не отразилось на профиле отделения. В отделении всегда проводились хирургические операции как при старом наименовании, так и при новом наименовании отделения. Истица также принимала непосредственное участие в проводимых в отделении операциях.

Свидетель ФИО11 работала в указанные годы вместе с истицей в торакальном отделении Ульяновского областного онкологического диспансера операционной медсестрой. Вместе с истицей принимала участие в проводимых в отделении хирургических операциях. Отделение было создано как торакальное, затем его наименование привели в соответствие со Списками учреждений, не меняя ничего в профиле отделения. Наименование изменили исключительно из-за того, что у работников возникли проблемы с оформлением пенсий, и они вынуждены были судиться с пенсионными учреждениями.

В силу п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений. В Списке предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях считывался за один год и 6 месяцев.

Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до 6 октября 1992 г., включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, период нахождения истицы в дородовом, послеродовом отпуске и отпуске по уходу за ребенком с Дата обезличена г. по Дата обезличена. также подлежит включению в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении.

Следовательно, период работы истицы с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., в который входит и период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком, в должности медсестры торакального отделения в Ульяновском областном онкологическом диспансере следует включить в стаж работы истицы не в календарном исчислении, а в льготном, тогда на момент обращения истицы за назначением пенсии 05.03.2010 г. ее стаж работы будет более 30 лет.

По мнению суда, отказ ответчика засчитать истице период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., является правомерным, так как с принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Однако, поскольку и без этого периода работы истица имеет стаж работы более 30 лет, ее исковые требования о назначении пенсии удовлетворяются.

Учитывая, что Тульментьева С.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области за назначением пенсии Дата обезличена года, и 30-летний стаж для назначения пенсии с учетом включения спорного периода работы в льготном исчислении у нее был выработан, суд считает необходимым обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области назначить Тульментьевой С.В.. пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с Дата обезличена года.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Тульментьевой С.В. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области зачесть в стаж работы для назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды работы Дата обезличена г. по Дата обезличена г. как один год работы за один год и 6 месяцев и назначить Тульментьевой С.В. трудовую пенсию по старости с Дата обезличена года.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней.

Судья А.В.Маслюкова