Дело № 2-4060/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 августа 2010 года г.Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска
в составе судьи Рыбалко В. И.,
при секретаре Красновой Ю. П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Венедиктова А.Е. к Мэрии города Ульяновска о возложении обязанности включить в список лиц на получение субсидии на приобретение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Венедиктов А. Е. обратился в суд с иском к Мэрии города Ульяновска о возложении обязанности включить в список лиц на получение субсидии на приобретение жилого помещения.
Исковые требования мотивированы следующим. Венедиктов А. Е. является инвалидом Великой Отечественной войны. Истец проживает в квартире Номер обезличен дома Номер обезличен по ... в г. Ульяновске. Сособственниками данной квартиры являются дочери истца. На момент обращения Дата обезличена в отдел по учету и распределению жилой площади Мэрии города Ульяновска с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий истец не имел право общей долевой собственности на квартиру, в которой он проживает.
В письме от Дата обезличена Номер обезличен Венедиктову А. Е. было отказано в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Отказ мотивирован тем, что Дата обезличена истец подарил своей дочери принадлежащую ему долю квартиры, и тем самым он умышленно совершил действия, в результате которых ухудшил свои жилищные условия.
Истец считает действия ответчика незаконными, так как он (истец) при заключении договора дарения не мог знать о том, что в 2010 году в законодательство будут внесены изменения с распространением льгот на получение жилого помещения на всех нуждающихся участников Великой Отечественной войны.
Венедиктов А. Е. просит суд обязать Мэрию города Ульяновска включить его в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для обеспечения жилым помещением, как инвалида Великой Отечественной войны.
Истец Венедиктов А. Е. в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дне и времени судебного заседания извещался.
Представитель истца Романова И. А. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что она доводится истцу дочерью. Квартира Номер обезличен дома Номер обезличен по ... в г. Ульяновске была получена истцом и его женой в собственность в порядке приватизации. В конце 2009 года истец тяжело болел, Романова И. А. ухаживала за ним. В связи с плохим состоянием здоровья истец изъявил желание подарить Романовой И. А. принадлежавшую ему долю (5/8 долей) двухкомнатной квартиры общей площадью 50,8 кв. м., расположенной по адресу: ..., ..., ..., ....
Жилой дом старый, находится в плохом состоянии. Квартира расположена на первом этаже, полы холодные. Однако дом не признан аварийным и непригодным для проживания.
В квартире Номер обезличен дома Номер обезличен по ... в г. Ульяновске зарегистрированы: истец - с Дата обезличена, Романова И. А. - с Дата обезличена, бывший муж Романовой И. А. - Романов В. Н. - с Дата обезличена, двоюродный племянник истца Семенов А. П. и его жена Семенова Е. А. - с Дата обезличена.
Фактически в квартире Номер обезличен дома Номер обезличен по ... проживают Романова И. А. и истец. Романовой И. А. и Романову В. Н. на паве общей долевой собственности принадлежит двухкомнатная квартира по адресу: ..., ..., ..., .... В связи с расторжением брака Романовы И. А., В. Н. хотят продать принадлежащую им квартиру. С этой целью они снялись с регистрационного учета по адресу: ..., ..., ..., ..., и зарегистрировались в квартире Номер обезличен дома Номер обезличен по ....
Семенов А. П. и его жена Семенова Е. А. строят дом. Семенову А. П. нужно продать квартиру родителей, в которой он был ранее зарегистрирован. Часть денег пойдет на приобретение родителям квартиры меньшей площади, часть денег будет затрачена на строительство дома.
Представитель Мэрии города Ульяновска в судебном заседании иск не признал, указал, что истцу было обоснованно отказано в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий для обеспечения жильем как инвалида Великой Отечественной войны.
Подарив дочери принадлежащую ему долю квартиры, истец умышленно ухудшил своим жилищные условия.
Кроме того, в квартире Номер обезличен дома Номер обезличен по ... фактически проживают два человека. Регистрация остальных лиц носит формальный характер. При таких обстоятельствах истец обеспечен жилым помещением выше учетной нормы в г. Ульяновске, то есть более 12 кв. м. общей площади жилого помещения.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Венедиктов А. Е. является инвалидом Великой Отечественной войны.
Истец зарегистрирован и проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 50,8 кв. м., расположенной по адресу: ..., ..., ..., ....
Ранее указанная квартира была приобретена истцом и его женой в собственность в порядке приватизации.
В соответствии с договором дарения от Дата обезличена Венедиктов А. Е. подарил своей дочери Романовой И. А. принадлежащие ему 5/8 долей в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: ..., ..., ..., ....
В настоящее время сособственниками квартиры Номер обезличен дома Номер обезличен по ... являются дочери истца Кондратьева Л. А., Романова И. А., Астраханцева В. А.
Из материалов дела следует, что помимо истца, зарегистрированного и проживающего в указанной квартире с Дата обезличена, в данной квартире с Дата обезличена зарегистрированы Романова И. А., ее бывший муж Романов В. Н., двоюродный племянник истца Семенов А. П. и его жена Семенова Е. А.
Из пояснений представителя истца следует, что фактически в квартире Номер обезличен дома Номер обезличен по ... проживают истец и Романова И. А.
При этом, из свидетельств о государственной регистрации права серии 73-АТ Номер обезличенНомер обезличен, Номер обезличен от Дата обезличена, и договора передачи жилой площади в собственность граждан Номер обезличен от Дата обезличена следует, что Романова И. А. и Романов В. Н. являются в равных долях (по 1/2 доле) сособственниками двухкомнатной квартиры общей площадью 43,08 кв. м., расположенной по адресу: ..., ..., ..., .... Данная квартира была получена Романовой И. А. и Романовым В. Н. в собственность в порядке приватизации.
Из пояснений представителя истца следует, что регистрация Романова В. Н., Семенова А. П., Семеновой Е. А. в квартире Номер обезличен дома Номер обезличен по ... в г. Ульяновске носит формальный характер. Указанные лица в данную квартиру не вселялись, не проживают в ней, членами семьи истца не являются.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.
В соответствии с п.п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно положениям ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ).
07.05.2008 Президентом РФ принят Указ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Из пункта 1 данного Указа следует, что Президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить до 01 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 марта 2005 года ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах».
В целях реализации меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании требований Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительством Ульяновской области 02.05.2006 г. принято Постановление № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».
Согласно названному Постановлению правом на получение социальной выплаты обладают, в числе прочих, участники и инвалиды Великой Отечественной войны.
В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 №138 полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.
Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.
Согласно п.3 названного Постановления социальная выплата предоставляется:
- лицам, указанным в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящего Порядка (т.е. участникам и инвалидам Великой Отечественной войны), признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.
В соответствии с данным Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 для получения свидетельства получатель представляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, необходимые документы.
Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.
Департамент на основе представляемых списков формирует в хронологической последовательности по дате постановки на учет список получателей по Ульяновской области.
Как следует из вышеприведенных положений Федерального закона «О ветеранах», граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Федеральными законами (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этими Федеральными законами категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Статья 51 ЖК РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Так, 13.07.2005 Ульяновской Городской Думой было принято Решение № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», согласно которому учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв. м. По договорам социального найма установлена учетная норма предоставления площади жилого помещения в размере: не менее 18 кв. м для одиноко проживающего человека; не менее 15 кв. м на одного человека для семьи из 2-х и более человек.
Из материалов дела следует, что истец фактически проживает в квартире общей площадью 50,8 кв. м., расположенной по адресу: ..., ..., ..., ..., вдвоем с дочерью. За истцом сохраняется право пользования жилым помещением.
Таким образом, суд считает обоснованными возражения Мэрии города Ульяновска о том, что истец обеспечен жилым помещением более учетной нормы - то есть более 12 км. м. общей площади жилого помещения.
Представителем истца не представлены суду доказательства того, что жилое помещение, в котором проживает истец в установленном порядке признано непригодным для проживания.
Кроме того, Дата обезличена истец подарил Романовой И. А. принадлежащую ему долю (5/8 долей) в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: ..., ..., ..., ....
Между тем, согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
С учетом вышеизложенного суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Венедиктова А. Е. о возложении на Мэрию города Ульяновска обязанности включить истца в список лиц на получение субсидии на приобретение жилого помещения, как инвалида Великой Отечественной войны.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Венедиктова А.Е. к Мэрии города Ульяновска о возложении на Мэрию города Ульяновска обязанности включить Венедиктова А.Е. в список лиц на получение субсидии на приобретение жилого помещения - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.
Судья В. И. Рыбалко