Дело № 2-4678/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2010 г.
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
Судьи Ибрагимовой Е.А.,
При секретаре Латыповой Л.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чильдебаевой Т.Д. к мэрии города Ульяновска об обязании выдать вне очереди сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Чильдебаева Т.Д. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя следующим. Она родилась *** года в ... района .... Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних при ... райисполкоме Ульяновской области от 21.05.1982г. она была помещена в Дом ребенка .... Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска с ее матери Ч.Н.Б. были взысканы алименты на ее содержание. Отца у нее нет - данные о нем записаны со слов матери-одиночки. С 25.05.1982г. по 23.08.1984г. она воспитывалась на полном государственном обеспечении в ... Доме ребенка. С 1985г. по 02.09.1996г. являлась воспитанницей ОГОУ ... детский дом ...». С 01.09.1996г. по 25.06.1999г. обучалась в ОГОУ НПО ... училище *** г. Ульяновска по профессии мастер отделочных строительных работ. На время обучения была зарегистрирована и проживала в общежитии по ..., ... в г. Ульяновске. После окончания училища была снята с регистрационного учета. С 08.08.2001г. по 18.02.2002г. работала в Строительно-монтажном тресте *** *** г. Ульяновска. С момента выписки из общежития нигде больше зарегистрирована не была, ютилась у друзей. В настоящее время проживает на съемной квартире, официально не работает. После окончания пребывания в училище она имела право на обеспечение жилой площадью по месту жительства вне очереди. Ее права должны были защищать органы опеки и попечительства, однако этого сделано не было. Она узнала только в 2010 году о своем праве на получение жилья вне очереди как воспитанницы детского дома и сразу стала собирать необходимые документы. Кроме того, она не могла реализовать свое право в силу своего психического развития и юридической неграмотности. Закрепленного жилья она не имеет. Просит обязать мэрию г. Ульяновска выдать ей вне очереди сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения с учетом нормы предоставления площади за счет средств субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании истица и ее представитель Замотаева О.В. на исковых требованиях настаивали. Дополнили, что истица не имеет регистрации, так как у нее не имеется никакого жилья. Она проживает на съемных квартирах. Из-за отсутствия регистрации не могла долго оформить паспорт, не имеет медицинского полиса, не может устроиться на работу, так как без регистрации не принимают. Регистрацию получить ей негде, так как никто не соглашается ее зарегистрировать на свою жилплощадь.
Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явился, извещался.
Представитель третьего лица Министерства образования Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Указывает, что полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления муниципальных образований. В компетенцию Министерства образования Ульяновской области не входит наделение детей-сирот жилищными сертификатами и определение права заявителя на его получение. В соответствии со ст.8 Закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, в учреждениях профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Представитель третьих лиц Правительства Ульяновской области и Министерства финансов Ульяновской области в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве на иск указывает, что право на обеспечение жилым помещением в соответствии с законом Ульяновской области от 06.05.2006г. № 60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения. Право на внеочередное обеспечение жилым помещением возникает по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Финансовые средства для осуществления указанных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе области на очередной финансовый год. Права детей-сирот на обеспечение жилым помещением реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья. Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 28 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. В данном случае истице уже 30 лет и она не обращалась по вопросу выделения ей жилья как ребенок-сирота.
Выслушав истицу, представителя истицы, заслушав свидетелей, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Истица Чильдебаева Т.Д. родилась *** года в ... района ....
Ее матерью является Ч.Н.Б., проживавшая в р.п. ... Ульяновской области.
Отца у истицы не имеется, сведения об отце были записаны со слов матери, что подтверждается справкой ЗАГСа.
Как усматривается из постановления комиссии по делам несовершеннолетних при ... райисполкоме от 21 мая 1982 года в связи с тем, что на Ч.Н.Б., проживающую в р.п. ... Ульяновской области за аморальное поведение в быту и хулиганские действия возбуждено уголовное дело, она находится в следственном изоляторе, а ребенок ее, Чильдебаева Т.Д., с28 апреля 1982 года находится в детском отделении ... районной больницы. Комиссия постановила: ходатайствовать перед Ульяновским облздравотделом о выделении путевки для определения в Дом ребенка Чильдебаеву Т.Д., *** года рождения.
На основании направления Чильдебаева Т.Д. была помещена в Дом ребенка в ...
С 25.05.1982 года по 23.08.1984г. истица воспитывалась в ... доме ребенка.
С 23.08.1984 года по 02.09.1996г. несовершеннолетняя Чильдебаева Т.Д, воспитывалась в ... детском доме ... с 01.09.1996г. по 25.06.1999г. обучалась в ... училище *** г. Ульяновска по специальности «мастер отделочных строительных работ». Все время пребывания в данных учреждениях истица находилась на полном государственном обеспечении.
Таким образом, Чильдебаева Т.Д. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
После окончания пребывания в учреждении профессионального образования истица Чильдебаева Т.Д. имела право на обеспечение жилой площадью по месту жительства вне очереди, либо, при наличии закрепленного за ней жилого помещения, предоставлении этого жилого помещения.
На момент окончания профессионального училища ее права должны были защищать органы, исполняющие функции опеки и попечительства, то есть эти органы должны были оказать истице содействие в постановке в очередь на получение жилья в органах местного самоуправления по месту жительства, либо, при наличии закрепленного за ней жилого помещения, предоставлении этого жилья. Однако этого сделано не было. Чильдебаева Т.Д., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, на учет поставлена не была, жильем обеспечена не была.
Согласно сообщению Администрации муниципального образования ... городское поселение ... Ульяновской области от 25.08.2010г., мать Чильдебаевой Т.Д. - Ч.Н.Б., проживала в р.п. ... с 1979 года без регистрации на частной квартире. Проживает в р.п. ... по .... *** в частном доме, своего жилья не имеет. В связи с этим администрация муниципального образования ... городское поселение жилья за Чильдебаевой Т.Д. в р.п. ... не закрепляла.
По окончании пребывания в ... детском доме, после выпуска из ... училища истице никто не разъяснял ее прав на предоставление вне очереди жилого помещения, на учет она как ребенок, оставшийся без попечения родителей, поставлена не была.
В период обучения в ... училище *** она была зарегистрирована в общежитии училища по адресу: г. Ульяновск, ..., ... в период с 12.03.1997г. по 12.03.1999г.
По окончании обучения истица работала с 08.08.2001г. по 18.02.2002г. штукатуром-маляром в Строительно-монтажном тресте *** *** г. Ульяновска.
Никаким жильем, общежитием она более не обеспечивалась, проживала и проживает на съемных квартирах.
В настоящее время из-за отсутствия какого-либо жилья Чильдебаева Т.Д. не имеет регистрации, не имеет медицинского полиса, не может устроиться официально на работу, то есть она фактически ограничена в гражданских правах.
С трудом ей удалось оформить новый паспорт, так как у нее не имеется регистрации. В итоге паспорт был выдан по месту фактического проживания, без регистрации истицы.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (с последующими изменениями) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящими в лечебных учреждениях, объявлением их умершим, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст.147 СК РФ, детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений.
При этом защита прав выпускников учреждений, возлагается на органы опеки и попечительства.
Однако органы опеки и попечительства защиту прав истицы не осуществляли.
В настоящее время истица имеет возраст 30 лет.
В то же время судом установлено, что истице еще при помещении в детское дошкольное учреждение был установлен диагноз ...
По протоколам медико-педагогической комиссии детского дома усматривается, что ей выставлялся диагноз «...
Ей было рекомендовано дублирование первого класса.
... относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Явления органического инфантилизма тормозят развитие познавательной деятельности за счет недостаточности мотивационной сферы и более грубой органической незрелости функций, обеспечивающих целенаправленность поведения. При более тяжелых формах органической недостаточности могла может обнаруживаться и недостаточность отдельных корковых и подкорковых функций (трудности восприятия усложненных вариантов предметных изображений и букв, плохая ориентировка в определении стороны, нарушение фонетического слуха, слуховой памяти, мелкой моторики). Об этих признаках указывается и в заключении медико-педагогической комиссии от 01.09.1986г. в отношении Чильдебаевой Т.Д.
Клинические проявления ... у взрослых выражаются в неадекватном поведении, неспособности разумно оценивать свое заболевание, замедление двигательного развития, неспособность к обучению и неудовлетворительная успеваемость, отсутствие представлений о времени и пространстве. Не могут выполнять какую-либо работу, требующую терпения и определенных навыков, и способны лишь к осуществлению самых простых заданий и неквалифицированному труду. Реализация их потребностей заключается в работе под руководством и присмотром.
Как усматривается из документов, представленных ... детским домом, и сведений из ... училища, истица за период обучения в детском доме и в ... училище имела только удовлетворительные отметки (3), что свидетельствует о ее возможностях обучения, психическом состоянии.
В связи с особенностями психики истица не могла в силу объективных причин сразу после окончания профессионального училища воспользоваться своим правом на получение жилья.
О наличии у нее такого права она не была уведомлена, на учет постановлена не была, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, на контроль ее никто не взял.
О наличии права как ребенка, оставшегося без попечения родителей, на получение жилого помещения, Чильдебаева Т.Д. узнала лишь в 2010 году от своих знакомых.
Данный факт подтвердили в судебном заседании свидетели П.Н.В., П.Н.В., П.Н.В.
Несмотря на то, что на настоящее время Чильдебаевой Т.Д. 30 лет, суд считает, что истица имеет право на обеспечение ее жильем вне очереди как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Как указывалось выше, помощь со стороны органов опеки и попечительства в реализации ее права на получения жилья оказана не была, в очередь на получение жилья она поставлена не была. О своих жилищных правах как ребенок, оставшийся без попечения родителей, истица узнала только в 2010 году. В силу специфики своего развития самостоятельно не могла без помощи органов опеки и попечительства реализовать свое право на получение жилья.
В соответствии с п.1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (с последующими изменениями) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты должны обеспечиваться жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п.1 ст.3 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 года № 60-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется в соответствии с нормативом общей площади жилого помещения, установленным Правительством Ульяновской области.
В соответствии со ст.57 ЖК РФ предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке осуществляется органами местного самоуправления.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
Чильдебаева Т.Д. не имеет закрепленного за ней жилья, не имеет жилья в собственности, что подтверждается сведениями УОГУП БТИ и УФРС по Ульяновской области.
Таким образом, Чильдебаева Т.Д. имеет право на обеспечение ее жилым помещением во внеочередном порядке.
Согласно ст.2 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 года № 60-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения.
Право на внеочередное предоставление жилых помещений в соответствии с настоящим законом возникает у лиц, указанных в ч.1 настоящей статьи, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст.3-5 указанного Закона предоставление жилых помещений лицам, указанным в ст.2 настоящего закона, осуществляется в размере не ниже установленных социальных норм органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области на основании договоров социального найма.
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определяется Правительством Ульяновской области в соответствии с положениями федеральных законов, а также настоящего закона.
В соответствии со ст.6-7 указанного Закона органы местного самоуправления в целях реализации указанного закона вправе получать финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета Ульяновской области, а органы государственной власти Ульяновской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми финансовыми и материальными средствами.
Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, определен постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2008 года № 1-П «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области».
Согласно пунктам 2-4 «Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», являющегося приложением к вышеуказанному постановлению Правительства Ульяновской области от 15.01.2008 года № 1-П право на обеспечение жилыми помещениями имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения на территории Ульяновской области. Право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья. Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом о выделении субсидии на приобретение жилья (далее сертификат), срок действия которого не превышает шести месяцев с момента его выдачи.
Данный сертификат выдается органами местного самоуправления, что отражено в «Порядке расходования и учета средств на предоставление субвенций из областного бюджета Ульяновской области бюджетам городских округов и муниципальных районов Ульяновской области для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Ульяновской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», также являющегося приложением к постановлению Правительства Ульяновской области от 15.01.2008г. № 1-П.
В соответствии с п.7 данного Порядка, органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа на территории Ульяновской области за счет субвенций, полученных из областного бюджета Ульяновской области, субсидии на приобретение жилых помещений.
Таким образом, право на получение жилья реализуется путем выдачи жилищного сертификата.
В связи с чем суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Чильдебаевой Т.Д., возложить обязанность на мэрию г. Ульяновска выдать истице вне очереди сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Чильдебаевой Т.Д. удовлетворить.
Обязать мэрию города Ульяновска выдать Чильдебаевой Т.Д., *** года рождения, вне очереди жилищный сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения с учетом нормы предоставления площади за счет средств субъекта Российской Федерации - Ульяновской области.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья: Е.А. Ибрагимова