Дело № 2-3945/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 августа 2010 года г.Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска
в составе судьи Рыбалко В. И.,
при секретаре Красновой Ю. П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска, действующего в интересах Прокофьевой Н.А., к Мэрии города Ульяновска о признании незаконными действий, возложении обязанности включить в список лиц на получение субсидии на приобретение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска, действующий в интересах Прокофьевой Н. А., обратился в суд с иском к Мэрии города Ульяновска о признании незаконными действий, возложении обязанности включить в список лиц на получение субсидии на приобретение жилого помещения.
Исковые требования мотивированы следующим. Прокофьева Н. А., *** года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом 1 группы по общему заболеванию. *** Прокофьева Н. А. обратилась в отдел по учету и распределению жилой площади Мэрии города Ульяновска с заявлением о включении ее в список лиц, нуждающихся в улучшении е жилищных условий, как ветерана Великой Отечественной войны.
*** комиссией по учету и распределению жилой площади при Мэрии города Ульяновска заявление Прокофьевой Н. А. было оставлено без удовлетворения. Решение комиссии утверждено постановлением Главы города Ульяновска от *** ***.
Прокофьева Н. А. проживает совместно с дочерью ФИО4 и ее сожителем ФИО3 в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: ..., ..., ..., .... Данная квартира принадлежит на праве собственности ФИО17., зарегистрированы в ней ФИО16., ФИО3, Прокофьева Н. А.
Из справки, выданной Прокофьевой Н. А. Ульяновским областным государственным унитарным предприятием бюро технической инвентаризации (УОГУП БТИ) следует, что Прокофьева Н. А. в г. Ульяновске и Ульяновской области не имеет приватизированного жилья. Право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано.
Согласно техническому паспорту общая площадь квартиры по адресу: ..., ..., ..., ..., составляет 35,47 кв. м. (жилая комната -18, 42 кв.м.; кухня - 7,45 кв.м; санузел - 3,41 кв. м.; подсобное помещение - 2,31 кв. м.; коридор - 3,88 кв.м.
Таким образом, Прокофьева Н. А., проживая в однокомнатной квартире общей площадью 35, 47 кв. м. с составом семьи три человека, не может быть признана обеспеченной учетной нормой площади жилого помещения (35,47 кв.м. : 3 = 11.82 кв. м.) Следовательно, в результате отказа Прокофьевой Н. А.в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, Мэрией города Ульяновска нарушены ее жилищные права.
Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска, действующий в интересах Прокофьевой Н. А., просит суд признать незаконным отказ Мэрии города Ульяновска во включении Прокофьевой Н. А. в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать Мэрию города Ульяновска включить Прокофьеву Н. А. в список лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании представитель прокуратуры Железнодорожного района г. Ульяновска поддержал исковые требования, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что факт проживания Прокофьевой Н. А. в квартире по адресу: ..., ..., ..., ..., подтверждается показаниями свидетелей.
Общая площадь квартиры по адресу: ..., ..., ..., ..., составляет 35,47 кв. м. Ответчик необоснованно учел площадь квартиры с учетом 1/2 площади балкона - 37,36 кв. м.
Ранее Прокофьева Н. А. проживала в частном доме в д. ФИО5 района .... Дом без удобств - без водоснабжения, канализации, без централизованного газоснабжения. Дом старый требует ремонта. Правоустанавливающие документы на дом Прокофьевой Н. А. не оформлялись.
В настоящее время в доме Прокофьевой Н. А. проживает ее внучка с семьей.
Истица Прокофьева Н. А. в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине, о дне и времени судебного заседания извещалась.
В судебном заседании представитель Мэрии города Ульяновска иск не признал, указал, что при рассмотрении заявления Прокофьевой Н. А. Мэрия города Ульяновска руководствовалась представленными ею документами. Так, из свидетельства о государственной регистрации права серии 73-АТ *** от *** следует, что общая площадь однокомнатной квартиры по адресу: ..., ..., ..., ..., принадлежащей ФИО4, составляет 37,36 кв. м. Таким образом, на каждого проживающего в данной квартире, в том числе и на истицу, приходится более 12 кв.м. общей площади. Кроме того, принято во внимание, что ранее истица проживала в частном доме в с. ФИО5 района .... Сведения на данный жилой дом в Мэрию города Ульяновска не были представлены.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те доводы и обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В судебном заседании установлено, что Прокофьева Н. А. является инвалидом первой группы, участником, ветераном Великой Отечественной войны.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.
В соответствии с пп. 4 ч. 1 ст. 14 вышеназванного Федерального закона, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ).
В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.
07.05.2008 Президентом РФ принят Указ №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Из п. 1 данного Указа (в редакции от 09.01.2010) следует, что президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Как установлено в судебном заседании Прокофьева Н. А. в период с 17.04.1977 по 02.09.2009 была зарегистрирована в д. ФИО5 района ....
По информации, представленной суду Главой администрации МО «Большенагаткинское сельское поселение», Прокофьева Н. А. проживала по адресу: ..., д. ФИО5, ..., ....
Правоустанавливающие документы на жилой дом и земельный участок не оформлены.
Согласно записи в похозяйственной книге ***, лицевой счет *** - жилой ... года постройки, бревенчатый, обшитый тесом, с железной кровлей, имеются надворные постройки - 3 сарая. На момент проживания Прокофьева Н. А. дом требвоал капитального ремонта.
В настоящее время в указанном доме проживает ФИО9, *** года рождения, с женой и малолетним сыном, который в течение года произвел в доме ремонт, привел дом в надлежащий порядок.
Согласно сведениям похозяйственной книги площадь дома составляет 30 кв. м., в доме две комнаты, имеется газ. Площадь застройки - 0,03 га, площадь посевная - 0,09 га.
Свидетель ФИО10 пояснил в судебном заседании, что Прокофьева Н. К. доводится ему матерью. Свидетель семьей живет в собственном доме в д. ФИО5. В село проведен газ, электричество, водопровода нет. Дом Прокофьевой Н. К. не был газифицирован, газ привозили в баллонах. До осени 2009 года в д. ФИО5 проживала Прокофьева Н. К. на зиму ее забирала в г. Ульяновск сестра свидетеля ФИО4 С осени 2009 Прокофьева Н. К. проживает у дочери в .... ФИО18 является инвалидом, не работает, имеет возможность ухаживать за матерью. ФИО10 работает и не имеет возможности ухаживать за матерью.
В настоящее время в доме ФИО11 проживает дочь свидетеля с семьей. К дому возведен пристрой - кухня.
Свидетель ФИО13, являющийся соседом ФИО4, и ФИО12 - подруга ФИО4 пояснили в судебном заседании, что Прокофьева Н. К. проживает по адресу: ..., ..., ..., ..., с осени 2009 года. Квартира однокомнатная, проживает в ней 3 человека.
Согласно Постановлению народных комиссаров СССР от 25.01.1934 № 158 «О первичном учете в сельских советах» похозяйственный учет велся в целях упорядочения и упрощения первичного учета в сельских советах.
В соответствии с письмом Министерства строительства РФ от 18.09.1994 № 15-1/56 о проведении оценки и переоценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, для целей налогообложения, непроинвентаризованные строения и сооружения, расположенные на территории сельских населенных пунктов и зарегистрированные за физическими лицами в делопроизводстве сельской администрации, похозяйственных книгах и подворных списках, считаются принадлежащими гражданам на праве собственности, признанном в административном порядке.
В силу ч.ч. 2,3,4,5 ст. 15 и ч. 2. ст. 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно п. 12 Положения «О признании помещения жилым помещением жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, в поселениях, без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие централизованной канализации, и горячего водоснабжении.
Степень благоустройства дома Прокофьевой Н. К. в д. ФИО5 не противоречит п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Инженерными системами дом обеспечен: имеется электроосвещение.
Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска не представил доказательств, что принадлежащий Прокофьевой Н. К. жилой дом не пригоден для проживания.
Прокофьева Н. А. обратилась в отдел по учету и распределению жилой площади Мэрии ... с заявлением о включении ее в список лиц, нуждающихся в улучшении е жилищных условий, как ветерана Великой Отечественной войны.
*** комиссией по учету и распределению жилой площади при Мэрии города Ульяновска заявление Прокофьевой Н. А. было оставлено без удовлетворения. Решение комиссии утверждено постановлением Главы города Ульяновска от *** ***.
Статья 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с решением Ульяновской городской Думы № 136 от 13.07.2005 года учетная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищный условий, составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека.
С учетом принадлежащего Прокофьевой Н. К. жилого дома в д. ФИО5, в котором в настоящее время проживает ее внучка, суд считает недоказанным в судебном заседании факт нуждаемости Прокофьевой Н. К. в улучшении жилищных условий.
Таким образом, исходя из вышеизложенных обстоятельств, Прокофьева Н. К. не может быть признана в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, для получения субсидии на приобретение жилого помещения, следовательно, исковые требования Прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска, действующего в интересах Прокофьевой Н. К., удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска, действующего в интересах Прокофьевой Н.А., к Мэрии города Ульяновска о признании незаконным отказа Мэрии города Ульяновска во включении Прокофьевой Н.А. в список лиц на получение субсидии на приобретение жилого помещения, возложении на обязанности Мэрию города Ульяновска включить Прокофьеву Н.А. в список лиц на получение субсидии на приобретение жилого помещения - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.
Судья В. И. Рыбалко