Дело № 2-3987/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2010 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска
в составе судьи Рыбалко В. И.,
при секретаре Красновой Ю. П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии г. Ульяновска о признании незаконным бездействия Мэрии города Ульяновска, возложении обязанности принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, возложении обязанности содержать недвижимое имущество,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии города Ульяновска о признании незаконным бездействия Мэрии города Ульяновска, возложении обязанности принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, возложении обязанности содержать недвижимое имущество.
Исковые требования мотивированы следующим. Прокурорской проверкой установлено, что в Ленинском районе г. Ульяновска расположено защитное сооружение ФИО8, III класса, вместимостью 100 человек (ОСУ-Ш-100), расположенное по адресу: ..., .... Вместе с тем, указанное защитное сооружение не имеет балансодержателя, паспорта и приведено в неработоспособное состояние.
Согласно п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Вместе с тем, в настоящее время защитное сооружение 19-73, III класса, расположенное по адресу: ..., ..., является бесхозяйным. На запросы о собственнике и балансодержателе данного объекта, направленные в адрес Комитета по управлению городским имуществом Мэрии города Ульяновска, Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области получены ответы, об отсутствии данного объекта в реестрах государственного и муниципального имущества.
Поскольку указанный объект не отнесен к какой-либо собственности, то он в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) является бесхозяйной вещью. Бесхозяйное недвижимое имущество принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйного недвижимого имущества на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В нарушение указанных норм органами местного самоуправления мер по учету и принятию защитного сооружения 19-73, III класса, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Урицкого, 41 в муниципальную собственность, его содержанию и ремонту не предпринято, хотя последнее относится к имуществу, необходимому для решения вопросов местного значения.
Более того, постановлением Главы Администрации Ульяновской области от 21.08.1993 № 458 Ульяновское областное строительно-монтажное объединение «Ульяновскоблгражданстрой», на балансе которого находилось указанное защитное сооружение гражданской обороны, отнесено к муниципальной собственности. Однако в реестр муниципальной собственности включено не было.
Сложившаяся ситуация нарушает права граждан, проживающих в Ленинском районе г.Ульяновска на защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании изложенного прокурор Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц просит суд признать незаконным бездействие Мэрии города Ульяновска выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - защитного сооружения ФИО9, III класса, вместимостью 100 человек (ОСУ-III-100), расположенного по адресу: ..., ...; обязать Мэрию города Ульяновска принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - защитного сооружения ФИО10, III класса, вместимостью 100 человек (ОСУ-III-100), расположенного по адресу: ...;обязать Мэрию города Ульяновска осуществлять надлежащее содержание бесхозяйного недвижимого имущества - защитного сооружения ФИО11, III класса, вместимостью 100 человек (ОСУ-III-100), расположенного по адресу: ..., ....
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области (ГУ МЧС России по Ульяновской области), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (ТУ Росимущества в Ульяновской области), Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска поддержал заявленные требования, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Мэрии города Ульяновска в судебном заседании иск не признал, указал, что в настоящее время защитное сооружение ФИО12, III класса по ..., в реестре муниципальной собственности не числится. Не числится оно и в реестре областной собственности. Нахождение спорного имущества в реестре федеральной собственности прокурором не проверялось.
Приложение №3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» не устанавливает отнесения защитных сооружений к муниципальной собственности.
Кроме того, Ульяновское областное строительно-монтажное объединение «Ульяновскоблгражданстрой» в реестре муниципальных предприятий никогда не числилось, а, следовательно, все имущество находящееся на его балансе относится к областной собственности.
Неясно к какому виду объектов гражданской обороны относится защитное сооружение ФИО13, III класса, вместимостью 100 человек (ОСУ-III-100), расположенного по адресу: ..., .... Паспорт убежища, в соответствии с которым объект может быть отнесен к сфере гражданской обороны, отсутствует.
Пунктом 1 постановления от ***г. ***, пунктом 7 раздела II и пунктом 2 раздела III приложения *** к данному постановлению установлено, что государственные запасы и мобилизационные резервы, а также объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с действующим законодательством приобретение бесхозяйного имущества в муниципальную собственность является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления.
Мэрия Ульяновска является бюджетным учреждением и не имеет права расходовать бюджетные средства на содержание имущества, которое не находится собственности муниципального образования «город Ульяновск».
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддержал исковые требования.
Представитель третьего лица Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дне и времени судебного заседания извещался.
Представитель третьего лица ТУ Росимущества в Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, оставил решение по делу на усмотрение суда.
В письменном отзыве на иск указал, что защитное сооружение, расположенное по адресу: ..., ..., не относится к федеральной собственности.
В соответствии с действующим законодательством объекты гражданской обороны могут находиться в собственности Российской Федерации, в собственности субъекта РФ, в муниципальной собственности.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено следующее. На ... в ... имеется защитное сооружение ФИО16, III класса, вместимостью 100 человек (ОСУ-III-100).
Согласно письму ГУ МЧС России по Ульяновской области (исх. *** от ***) в ходе проверки данного защитного сооружения установлено, что оно находится в неработоспособном состоянии, так как засыпано грунтом толщиной более 2 м. Ранее защитное сооружение ФИО15, III класса, вместимостью 100 человек (ОСУ-III-100), расположенное по адресу: ..., ..., принадлежало объединению «Ульяновскоблгражданстрой».
Согласно Постановлению Главы администрации Ульяновской области от 21.08.1992 № 458, объединение «Ульяновскоблгражданстрой» ликвидировано. Имущество ликвидируемых подразделений данного объединения передано в муниципальную собственность, соответствующих городов и районов области.
В соответствии с вышеуказанным постановлением, реорганизацией объединения «Ульяновскоблгражданстрой» занимался Комитет по управлению государственным имуществом Ульяновской области.
В реестре муниципальной собственности защитное сооружение ФИО17, III класса, вместимостью 100 человек (ОСУ-III-100), расположенное по адресу: ..., ..., не числится. Обращений от Комитета по управлению государственным имуществом Ульяновской области о принятии в муниципальную собственность имущества ликвидированного предприятия «Ульяновскоблгражданстрой» не поступало.
В реестре областного имущества, защитное сооружение ФИО18, III класса, вместимостью 100 человек (ОСУ-III-100), расположенное по адресу: ..., ..., также не учитывалось.
В результате длительной переписки между различными инстанциями не удалось определить балансодержателя данного защитного сооружения.
Защитные сооружения гражданской обороны - инженерные сооружения, предназначенные для защиты укрываемых в военное время от воздействия современных средств поражения, а также от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов. В мирное время защитные сооружения могут использоваться в установленном порядке для нужд экономики и обслуживания населения.
Из Постановления Главы администрации Ульяновской области от 21.08.1992 № 458 следует, что Ульяновское областное строительно-монтажное объединение «Ульяновскоблгражданстрой» (на правах треста) организовано приказом от 13.03.1987 № 120 по Министерству жилищно-гражданского строительства РСФСР. В состав объединения входит 15 структурных единиц.
На основании Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 объекты ремонтно-строительного назначения, в том числе и организации объединения «Ульяновскоблгражданстрой» отнесены к муниципальной собственности и подлежат передаче в собственность городов и районов области.
Комитету по управлению имуществом области поручено принять меры к ликвидации объединения «Ульяновскоблгражданстрой» с передачей имущества ликвидируемых предприятий в муниципальную собственность.
Из письма Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (исх. *** от ***) следует, что объединение «Ульяновскоблгражданстрой» не являлось организацией областной формы собственности и имущество объединения не учитывалось в реестре областного имущества.
Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 06.05.2006 № 283-р главам городских округов и муниципальных районов области предписано создать комиссии и провести инвентаризацию защитных сооружений гражданской обороны.
Согласно Акту работы комиссии по инвентаризации защитных сооружений г. Ульяновска от 20.06.2006, утвержденному Главой МО «город Ульяновск», защитное сооружение ***, ОСУ-100 по ... документально не оформлено и не определен его балансодержатель.
Их материалов дела следует. что на момент рассмотрения дела защитное сооружение ***, ОСУ-100 по ... не учтено в реестре федеральной собственности, реестре государственной собственности Ульяновской области, а также в реестре муниципальной собственности МО «город Ульяновск».
Доказательства принадлежности защитного сооружения ***, ОСУ-100 по ... какому либо частному лицу (юридическому или физическому) суду не представлены.
Согласно п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (в редакции от 25.11.2009) органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны; поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
Согласно п. 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; создают в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В соответствии с п. 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 № 575, содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозных вещей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления в территориальный орган Федеральной службы.
Однако Мэрией г. Ульяновска на протяжении длительного времени не принимаются меры по постановке на учет бесхозяйного имущества.
Следовательно, своим бездействием, выразившимся в непостановке на учет бесхозяйного имущества: защитного сооружения ***, ОСУ-100 по ..., а как следствие непринятием мер по содержанию данного защитного сооружения Мэрия г. Ульяновска ущемляет права граждан на защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Конституция РФ в ст. 42 декларирует право граждан на благоприятную окружающую среду.
По мнению суда, понятие «благоприятная» применительно к окружающей среде может означать такое ее состояние, при котором возможны достойная жизнь и здоровье человека. Неблагоприятной же будет окружающая среда, губительно влияющая на здоровье людей и не позволяющая им вести достойную жизнь.
Термин «окружающая среда» следует понимать в его широком значении, включающем как природную среду, так и элементы искусственной среды (жилые строения, промышленные предприятия, каналы, водохранилища и т.п.). Это среда обитания и производственной деятельности человека, все, что окружает и каким-либо образом влияет на него.
В результате право человека на благоприятную окружающую среду включает в себя права на благоприятные условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, на высокое качество и безопасность продуктов питания, изделий народного хозяйства, а также на природную среду.
По мнению суда, неосуществление надлежащего содержания защитного сооружения ***, ОСУ-100 по ..., нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку отсутствует гарантия безопасности данного сооружения для граждан. Кроме того, нарушается право граждан на защиту их жизни и здоровья при наступлении чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности иска в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Мэрии города Ульяновска выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - защитного сооружения ФИО19, III класса, вместимостью 100 человек (ОСУ-III-100), расположенного по адресу: ....
Обязать Мэрию города Ульяновска принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - защитного сооружения ФИО20, III класса, вместимостью 100 человек (ОСУ-III-100), расположенного по адресу: ....
Обязать Мэрию города Ульяновска осуществлять надлежащее содержание бесхозяйного недвижимого имущества - защитного сооружения ФИО21, III класса, вместимостью 100 человек (ОСУ-III-100), расположенного по адресу: ....
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья В. И. Рыбалко