о выдаче жилищного сертификата



Дело 2-4565/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2010г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи А.М. Елистратова,
при секретаре Е.Н. Макушиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муртазина Р.А. к мэрии города Ульяновска, о возложении обязанности выдать жилищный сертификат
УСТАНОВИЛ

Муртазин Р.А. обратился в суд с иском к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности выдать жилищный сертификат. Исковые требования мотивированы следующим.

Истец родился *** года, с рождения и до достижения совершеннолетия, находился на полном государственном обеспечении. Истец воспитывался в детском доме семейного типа на базе семьи Кабановых, находящегося по адресу: Ульяновская область, ..., р.п. ..., ..., .... Жилое помещение за истцом не закреплялось. На протяжении всего времени, пока истец находился в государственных учреждениях ему никто не разъяснил право на обеспечение жильём. В собственности жилых помещений на территории Ульяновской области истец не имеет. С 2000г. по 2005г. истец проходил обучение в УлГТУ, проживал в общежитии. С 2006г. по 2007г. проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

14.01.2009г. истец обратился в Управление образования администрации МО «Карсунский район» с заявлением о выдаче жилищного сертификата. Решением от 03.03 2009г. в удовлетворении заявления было отказано. В соответствии с законом Ульяновской области от 06.05.2006г. № 60-30 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» истец имеет право на обеспечение жилым помещением.

В судебном заседании истец Муртазин Р.А. и его представитель Липова Е.В. на удовлетворении иска настаивали.

Муртазин Р.А. пояснил следующее. Впервые подал заявление об обеспечении жильём в 2009г. в Администрацию МО «Карсунский район». Ранее с письменными заявлениями о предоставлении жилья не обращался, поскольку о наличии такого права не знал. С 2000г. по 2005г. истец проходил обучение в УлГТУ, проживал в общежитии. С 2006г. по 2007г. проходил службу. В настоящее время проживает в общежитии, предоставленном по месту работы.

Представитель ответчика мэрии г.Ульяновска в суд не явился.

Представитель третьих лиц Правительства и Министерства Финансов Ульяновской области Гусева Е.Н. указала следующее. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством», не имеющие закрепленною жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации

На уровне субъекта РФ - Ульяновской области принят Закон области от 06.05.2006 № 60-30 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», который распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закреплённого жилого помещения.

Право на внеочередное предоставление жилых помещений возникает у вышеперечисленной категории лиц, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с вышеуказанным Законом, Ульяновская область наделила орган местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в Законе области на очередной финансовый год.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2008 № 1-П был утверждён Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области».

Право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путём выделения субсидии на приобретение жилья. Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом.

Так, для получения сертификата дети-сироты лично или их законные представители должны представить в органы местного самоуправления необходимые документы перечень которых указан в п.6 Порядка. Орган местного самоуправления обязан проверить достоверность представленных сведений и принять решение о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче в течении 10 календарных дней с момента подачи документов, а также направить уведомление не позднее 5 календарных дней с даты вынесения решения. Органы местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение настоящего Порядка и представляемых в Министерство образования области сведений о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «0 дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В настоящее время истец достиг возраста 27 лет.

Представитель третьего лица Министерства образования Ульяновской области Лысова М.И. в суд не явилась, в отзыве указала следующее.

В соответствии со статьёй 4 Закона Ульяновской области от 6 мая 2006 г. № 60-30 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, были переданы органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в порядке, определённом главой 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом, в компетенцию Министерства образования Ульяновской области не входит наделение детей-сирот жилищными сертификатами и определение права заявителя на его получение.

Права детей-сирот на внеочередное обеспечение жильём, изначально были установлены Постановлением ЦК КПСС и МС СССР от 31.07.1987 № 872 «О мерах по коренному улучшению воспитания обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе Федеральным Законом от 21 декабря 2006 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», права детей-сирот, на получения жилья были закреплены в статье 8.

Статьёй 8 Закона № 159-ФЗ установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Истец родился 21 декабря 1982 года. С рождения и до достижения совершеннолетия, находился на полном государственном обеспечении.

В собственности истец жилого помещения не имеет, право пользования каким-либо жилым помещением в порядке, предусмотренном для защиты прав сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за истцом не сохранялось.

С 2000г. по 2005г. истец проходил обучение в высшем учебном заведении - УлГТУ, проживал в общежитии.

С 2006г. по 2007г. истец проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Впервые с заявлением о выдаче жилищного сертификата истец обратился 14.01.2009г., подал заявление в Администрацию МО «Карсунский район».

Решением от 03.03 2009г. в удовлетворении заявления было отказано, отказ мотивирован тем, что на момент обращения истец не относился к категории лиц, которым имеют право на получение жилищного сертификата в порядке, предусмотренном для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Согласно ст. 1 Закона для целей настоящего Федерального закона установлены понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

дополнительные гарантии по социальной поддержке - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования.

В силу ст. 8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Согласно ст. 57 ЖК РФ «Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В части 2 указанной статьи к числу лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма отнесены в том числе дети-сироты и дети, оставшимся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Законом Ульяновской области №60-ЗО от 06.05.2006г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа на территории Ульяновской области» урегулированы отношения, связанные с определением порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения Право на внеочередное предоставление жилых помещений в соответствии с настоящим Законом возникает у лиц, указанных в части I настоящей статьи, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ст. 2 Закона).

Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с нормативом общей площади жилого помещения, установленным Правительством Ульяновской области. Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определяется Правительством Ульяновской области в соответствии с положениями федеральных законов, а также настоящего Закона (ст. 3 Закона).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2008г. №10П в целях реализации Закона Ульяновской области от 06.05.2006 N 60-ЗО "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области" Правительство Ульяновской области утверждён порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области.

Указанным Порядком предусмотрено следующее. Право на обеспечение жилыми помещениями имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения на территории Ульяновской области (далее - дети-сироты). Право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья (далее - субсидия). Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом о выделении субсидии на приобретение жилья (далее - сертификат), срок действия которого не превышает шести месяцев с момента его выдачи. Для получения сертификата дети-сироты лично или их законные представители представляют в любое время после возникновения права на внеочередное предоставление жилых помещений в органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области (далее - органы местного самоуправления) по месту жительства следующие документы, в том числе справку выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии жилых помещений в собственности. Размер субсидии определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения и средней стоимости одного квадратного метра жилого помещения, установленной Правительством Ульяновской области.

Как на момент рассмотрения настоящего гражданского дела, так и на дату обращения с заявлением о выдаче жилищного сертификата в Администрацию МО «Карсунский район» истец не может считаться лицом, на которое распространяется действие Закона Ульяновской области №60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа на территории Ульяновской области» поскольку к указанному времени возраст истца превышал 23 года и отсутствовали обстоятельства, которые могут расцениваться судом как уважительные, препятствовавшие истцу самостоятельно обратиться за защитой своих прав.

При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Муртазина Р.А. к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности выдать жилищный сертификат оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней.
Судья Елистратов А.М.