Дело ***
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2010г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска
в составе судьи Тютькиной З.А.,
при секретаре Богаповой Л.В.,
с участием прокурора Колгановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... ... в интересах ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО3 к ФИО16 Ульяновска, Департаменту государственного имущества и земельных отношений ... о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
... ... действуя в интересах ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО3 обратился в суд с иском к мэрии ... о возложении обязанности предоставить на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение. Исковые требования мотивированы следующим.
*** на основании Белоключевского сельского совета народных депутатов и решения профкома ... психиатрической больницы им. Карамзина ФИО7 (мужу ФИО6, умершему *** г.) было предоставлено помещение, состоящее из 2 комнат площадью 47 кв.м, расположенное по адресу: ..., пос.ФИО12, ..., на состав семьи из 4 человек. На данное помещение выдан ордер *** от *** ... ФИО5 вселилась в указанное помещение и зарегистрировалась в нем. В настоящее время в помещении проживают ФИО6 и ее дочь ФИО5 Внуки ФИО6 ФИО4 и ФИО3 (без регистрации) проживали в указанном помещении с момента рождения, с 2004 года отбывают уголовное наказание в местах лишения свободы. В соответствии с решением Ульяновского облисполкома *** от *** г. в связи с признанием дома по адресу: ..., пос. им.ФИО12, ..., малоприспособленным для проживания. Исполнительным комитетом Ульяновского совета народных депутатов было принято решение от *** г. *** о переселении семей из данного дома, был утвержден график очередности переселения семей из ветхих и малоприспособленных для жилья домов. Согласно данному графику семьи, проживающие в указанном доме, подлежали переселению в ***. Однако данное обязательство до настоящего времени не исполнено.
Помещение, расположенное по адресу: ..., пос.им.ФИО12, ..., ..., является нежилым.
В соответствии со статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии со статьей 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Прокурором установлено, что ФИО6 и ФИО5 продолжают проживать в нежилом помещении, ФИО4 и ФИО3 сохраняют право на проживание в указанном помещении на весь период отбывания наказания, жилых помещений в собственности и права проживания в других помещениях, кроме вышеуказанного, не имеют.
В судебном заседании помощник прокурора ... ... ФИО2 на удовлетворении исковых требований настаивала, в обоснование иска привела доводы, изложенные в иске.
В судебном заседании истец ФИО6 на иске настаивала, указала, что в спорном помещении проживает с ***. Помещение было предоставлено на семью из 4 человек: на нее, ее мужа ФИО7, их дочерей ФИО10 и ФИО7 ФИО3 является ее внуком, сыном ФИО8 (до замужества ФИО5) И.О., лишенной родительских прав, а ФИО4 - сын ее дочери ФИО5 Внуки с рождения проживали вместе с ней в данном помещении, вписаны в домовую книгу. Внуки были осуждены в несовершеннолетнем возрасте, после отбывания наказания вернуться им некуда. ФИО3 с рождения до даты лишения его свободы проживал с ней, ФИО6, она занималась его воспитанием. С *** запретили регистрацию в предоставленных жилых помещениях. Регистрация ФИО3 в ... района носила формальный характер, в настоящее время ни он, ни его мать ФИО9 там не прописаны. Все дети ФИО8 проживают по адресу: ..., пос.ФИО12, ....
В судебном заседании истец ФИО5 поддержала заявленные прокурором требования. Пояснения дала, аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика - мэрии ... ФИО11 просила в иске к мэрии ... отказать, пояснила следующее.
Мэрия ... является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку решение ... Совета народных депутатов от ***г. *** «О мерах по улучшению условий работы областной психиатрической больницы им. ФИО12» и принятого в его исполнение решение исполкома Ульяновского городского Совета народных депутатов от ***г. *** «О переселении семей из домов поселка им. ФИО12» не обязывают мэрию ... предоставить жилые помещения Панферовым. Вышеуказанные акты органов государственной власти областного и городского уровня были приняты в период действия иных норм законодательства - ЖК РСФСР, Конституции РСФСР от 12.04.1978г. и при наличии другой системы органов государственной власти. Из ст. 5 Жилищного Кодекса РСФСР следует, что жилищный фонд, не входивший в состав общественного жилищного фонда, фонда ЖСК, индивидуального фонда, являлся государственным. Исполнение решения Ульяновского городского СНД от ***г. *** означало на тот момент его реализацию за счет средств государства, выделяемых целевым назначением централизованно, через плановую комиссию Ульяновского облисполкома (п. 7 решения от *** ***). С учетом вышеизложенных норм Конституции РСФСР, учитывая то обстоятельство, что на момент 84 - 86 годов существовала единая централизованная система власти и финансирования (сверху - вниз), ответственность за принятое решение о переселении граждан, также как и за финансирование выделения им жилья, лежала на областном уровне власти. Пункт 5 решения ... СНД от ***г. ***, который предписывал Ульяновскому горисполкому для переселения жильцов из ветхих домов, служебных помещений, домов, находящихся в оползневой зоне, и обеспечения жильем врачей выделять целевым назначением жилую площадь для областной психиатрической больницы им. ФИО12 в 1985-1990 годах по 1000 кв.м. ежегодно, не может быть расценен иначе, как возложение на Ульяновский горисполком функции лишь технического исполнителя решения о переселении граждан, проживающих на территории поселка им. ФИО12, но - никак не единственно ответственного лица по данному решению. Указом Президента РФ от 09.10.1993г. № 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации" прекращена деятельность исполкома городского Совета как органа государственного управления. Причем в законодательстве нет норм о том, что исполкомы реорганизованы и сохранены как институт государственной власти и управления, а также не определены правопреемники данных органов. Существовавший до 1991 года орган местного самоуправления в силу закона исключен из числа органов государственного управления и создан новый орган государственного управления, который по своим функциям, структуре, занимаемому месту в числе других местных органов власти и управления существенно отличается от исполкома городского Совета народных депутатов. С 1995 года деятельность органов местного самоуправления регулируется законодательством об общих принципах организации местного самоуправления в РФ (ФЗ № 154-ФЗ от 28.08.1995г, на сегодняшний день - ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003г.). Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2265 установлены гарантии местного самоуправления. Согласно п.1 данного Указа органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением *** к постановлению Верховного Совета РФ от *** ***. Включение в реестр муниципальной собственности жилья, расположенного на территории пос. им. ФИО12, осуществлялось в 1995 г., с учётом вышеизложенных норм законодательства, постановлением мэра от *** *** «Об утверждении реестра жилья, переданного в муниципальную собственность». Здание по ... не вошло в реестр муниципальной собственности, поскольку являлось нежилым зданием, кроме того, на 1994 год данное здание уже является государственной собственностью субъекта -Ульяновской области. Постановлением мэра ... от 01.07.2002 № 1024 в решение исполкома Ульяновского городского СНД внесены изменения и пункты 1 и 24 Приложения к данному решению (дома *** и *** (бывшая кухня) отменены. Постановлением мэрии от *** г. *** указанное решение Ульяновского городского СНД и постановление мэра от 01.07.02 №1024 признаны утратившими силу, т.е. обязательства мэрии по переселению граждан с *** г. полностью прекращены. Постановление от *** г. опубликовано в газете «Ульяновск сегодня». Муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Принятие данного постановления было обусловлено тем, что наличие графика по переселению граждан, утверждённого решением исполкома Ульяновского городского СНД от 1986г. противоречило требованиям действующего законодательства и нарушало права органа местного самоуправления. Правовыми основаниями издания постановления мэра *** *** являются нормы Конституции РФ и действовавшего на тот момент ФЗ ***ФЗ от *** «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно ст. 44 которого решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими. Фактические обстоятельства таковы, что здание, расположенное по адресу ... муниципальной собственности, о чём свидетельствует справка КУГИ от *** ***; обязательства изначально были взяты на себя в 1986 году органами государственной власти, каковыми органы местного самоуправления не являются; вселение в нежилые помещения происходило с разрешения руководства больницы при участии профоргана, без участия исполкома Ульяновского городского СНД; на 1984-1986 годы поселок им. ФИО12 даже не входил в границы ...; у помещений, расположенных по ..., ... с 1994 года имеется собственник ..., который в соответствии со ст. 209, 210 ГК РФ должен нести ответственность за имущество. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 12) в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. С учетом вышеизложенного, принятие мэрией ... на себя обязательств согласно графика по переселению граждан, утвержденного решением Ульяновского городского СНД от *** ***, после реформы органов государственной власти и создания органов местного самоуправления могло быть лишь добровольным, но при отсутствии в бюджете средств мэрия ... вправе была отменить решение исполкома Ульяновского городского СНД от 1986г., т.к. имеет право самостоятельно решать вопросы перераспределения собственных средств. Отмена в части указанного решения была осуществлена в пределах компетенции и в рамках полномочий органа местного самоуправления. Органами государственной власти ... не предпринимались какие-либо меры по решению вопроса вселенных в здание по инициативе руководства больницы граждан. Надлежащим ответчиком по делу является Департамент государственного имущества и земельных отношений .... ФИО5 в очереди на улучшение жилищных условий не состоят. В случае удовлетворения иска будут нарушены публичные интересы Муниципального образования «город Ульяновск», поскольку при предоставлении жилого помещения Панферовой, жильё не получат другие очередники. На основании ст. 196 ГК РФ к исковым требованиям прокурора ..., выступающего в интересах граждан, следует применить общий срок исковой давности - три года и в иске отказать
ФИО15 по ходатайству мэрии и ФИО5 в качестве соответчика к участию в деле был привлечен Департамент государственного имущества и земельных отношений ....
Представитель Департамента государственного имущества и земельных отношений ... в судебное заседание нее явился, извещался.
Представители третьего лица ГУЗ «ОКПБ им. ФИО12» ФИО14 и ФИО13 в судебном заседании поддержали исковые требования прокурора. Пояснили, что жильцы по ... подлежат расселению с 1986 года по 1995 год в соответствии с решения ... СНД от *** г. «О мерах по улучшению условий работы областной психиатрической больницы им. ФИО12» и принятого во исполнения него решения исполкома Ульяновского городского СНД от *** *** «О переселении семей из домов посёлка им. ФИО12». Жильцы не раз обращались в органы государственной власти, но всегда ссылались на отсутствие финансов. На лицо халатность мэрии, так как в соответствии с ответом полученный нами на запрос, Департамент государственного имущества и земельных отношений ... указал, что в реестре областного имущества жилой дом, расположенный по адресу: ..., ..., не значится и сведений о том, чьей собственностью является и на чьём балансе находится указанное имущество не располагает. *** года было осуществлено выездное совещание по благоустройству посёлка им. ФИО12. Одним из основных вопросов на повестке стоял определение состояния жилищных домов по ...,35. Балансовая стоимость домов равна нулю. ГУЗ ОКПБ им. ФИО12 обращалась в Железнодорожный суд о выселении граждан из этих домов, но в иске было отказано. В настоящее время ... судом вынесен ряд решений по искам граждан, проживающих в нежилых помещениях ГУЗ «ОКПБ им. ФИО12», к мэрии, их требования удовлетворены.
Представитель 3 лица Министерства здравоохранения в судебном заседании не участвовала, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. В отзыве на иск указала, что просит иск прокурора удовлетворить. Заселение в данное жилое помещение производилось по решению сельской администрации, профкома клинической больницы, разрешению работающих в то время главных врачей больницы. В соответствии с решением Ульяновского облисполкома *** от *** г. в связи с признанием дома по адресу: ..., пос. им.ФИО12, ..., малоприспособленным для проживания. Исполнительным комитетом Ульяновского совета народных депутатов было принято решение от *** г. *** о переселении семей из данного дома, был утвержден график очередности переселения семей из ветхих и малоприспособленных для жилья домов. До настоящего времени указанный график не исполнен.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые суду стали известны во время судебного разбирательства. Обязанность по предоставлению доказательств лежит на сторонах по делу, что разъяснено сторонам.
Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как установлено вступившим в законную силу решением ... суда ... от *** г. по делу по иску ГУЗ «ОКПБ им. ФИО12» к ФИО6, ФИО5, ФИО4 о выселении из нежилого помещения, расположенного по адресу: ..., пос. им.ФИО12, ..., здание бывшего 7-го отделения больницы, расположенное по адресу: ..., пос. им.ФИО12, ..., в составе имущественного комплекса включено в реестр областного имущества и находится у ГУЗ «ОКПБ им. ФИО12» в оперативном управлении.
Судом установлено, что на основании ордера *** от *** г. ФИО7 с семьей из 4 человек (ФИО6, ФИО10 и ФИО7) было предоставлено двухкомнатное помещение, расположенное по адресу: ..., пос. ФИО12, .... ФИО7 умер *** г.
Помещение, расположенное по адресу: ..., пос.им.ФИО12, ..., ..., является нежилым.
До настоящего времени ФИО6 с дочерью ФИО5, ее сыном ФИО4 и сыном второй дочери - ФИО9 - ФИО3 проживает в указанном нежилом помещении.
Судом также установлено, что Решением Ульяновского облисполкома *** от ***г. «О мерах по улучшению условий работы областной психиатрической больницы им. ФИО12» в связи с нахождением на балансе больницы жилых помещений, из которых 4,8 тыс.кв.м. размещены в служебных помещениях и ветхих домах, находящихся в зоне активного оползня, в которых проживает 218 семей, Ульяновскому горисполкому поручено для переселения жильцов из ветхих домов, служебных помещений, домов, находящихся в оползневой зоне, и обеспечения жильем врачей выделять целевым назначением жилую площадь для областной психиатрической больницы им. ФИО12 в 1985г.- 1990г. по 1000 кв.м. ежегодно (пункт 5 Решения).
Ульяновским горисполкомом ***г. в соответствии с вышеуказанным Решением Облисполкома от ***г., а также исходя из актов технического состояния жилых домов, расположенных в пос. им.ФИО12 и предложения Набережнинского сельского Совета и администрации Ульяновской психоневрологической больницы *** по очередности переселения, было принято Решение *** «О переселении семей из домов поселка им.ФИО12», которым утвержден График переселения семей из ветхих и малоприспособленных для жилья домов, расположенных в пос. им.ФИО12.
Пунктом *** и 5 указанного Графика переселения значится - ..., ..., срок переселения установлен: по п.1 - 9 семей до 1986 года, по п.5 - 13 семей до 1987г. по мере выделения жилья.
Таким образом, довод представителя мэрии о том, что ФИО5, ФИО4 и ФИО3 не состоят в списках на переселение, не состоятелен, поскольку график утвержден по количеству семей, без указания конкретных фамилий.
Спорное жилое помещение было предоставлено ФИО5 на состав семьи из 4 человек, следовательно, на указанный состав семьи им должно быть предоставлено иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Исследованными судом доказательствами подтверждается обоснованность исковых требований прокурора.
В соответствии со ст. 137 Конституции РСФСР от ***г. органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, автономных округах, районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах являлись соответствующие Советы народных депутатов.
Статьёй 138 Конституции РСФСР предусматривалось, что местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения.
Местные Советы народных депутатов руководили на своей территории, в том числе, государственным, хозяйственным и социально - культурным строительством.
Согласно ст. 140 Конституции РСФСР местные Советы народных депутатов принимали решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР, РСФСР и автономной республики.
Решения местных Советов были обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.
В соответствии со ст. 145 Конституции РСФСР исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являлись избираемые ими из числа депутатов исполнительные комитеты.
В соответствии со ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР государственный жилищный Фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Статья 8 Кодекса предусматривала, что периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов. Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В силу положений ст. 15 Кодекса к полномочиям районных, городских. районных в городе, поселковых, сельских Советов народных депутатов РСФСР в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда относилось, в том числе, осуществление государственного учета жилищного фонда на территории района, города, поселка, сельсовета, а также государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда; распределение жилой площади и предоставление гражданам жилых помещений в домах жилищного фонда, находящегося в их ведении; решение других вопросов в области использования и сохранности жилищного фонда в соответствии с законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и иным законодательством РСФСР.
Таким образом, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент принятия Ульяновским горисполкомом ***г. Решения *** «О переселении семей из домов поселка им.ФИО12», которым утвержден График переселения семей из ветхих и малоприспособленных для жилья домов, расположенных в пос. им.ФИО12, указанный орган обладал полномочиями для принятия подобного решения.
Принятый ***г. Закон РСФСР *** «О местном самоуправлении в РСФСР» вводил понятие местного (территориального) самоуправления в РСФСР (а в последующем и Российской Федерации) - как систему организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 2 названного Закона местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти - местные Советы народных депутатов (далее - Советы), соответствующие органы управления - местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения.
Местное самоуправление осуществляется в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов.
В связи с изданием Президентом РФ Указа *** от ***г. «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ» Федеральной государственной комиссии поручено разработать и представить Президенту РФ предложения по организации новых органов представительной власти и местного самоуправления.
Этим же Указом Президента РФ установлено, что до избрания и начала работы новых органов представительной власти и местного самоуправления деятельность районных в городах, городских в районах, поселковых, сельских Советов народных депутатов прекращается, их функции выполняет соответствующая местная администрация; государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в соответствии с действующим законодательством РФ, не противоречащим настоящему Указу.
Таким образом, с этого момента началась реформа, в том числе, и органов местного самоуправления в Российской Федерации.
Принятый 28.08.1995г. Федеральный закон №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относил, в том числе, и вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, указанным Федеральным законом, законами субъектов РФ.
Статьей 14 Жилищного кодекса РФ (от 29.12.2004г.) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в частности, отнесено, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Согласно ст. 52 данного Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется также органом местного самоуправления
В соответствии с п.3 ст. 57 Кодекса жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений органа местного самоуправления.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что и по ранее действовавшему жилищному законодательству, и по ныне действующему жилищному законодательству вопросы предоставления гражданам жилых помещений отнесены к компетенции органов управления, в данном случае на уровне города. Ранее данные вопросы разрешали местные Советы народных депутатов.
В связи с этим, несмотря на отсутствие прямого указания в законе на правопреемство органов местного самоуправления после реформирования в 1993г. представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ, полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, перешли к вновь созданным органам местного самоуправления.
Учитывая, что Решение Ульяновского горисполкома от 1986г. на момент реформирования так и не было исполнено, вывод о том, что обязанность по предоставлению жилых помещений жителям ветхих и непригодных для проживания домов лежит на мэрии ..., является обоснованным.
... суда ... от ***г. по иску ГУЗ «ОКПБ им. ФИО12» к ФИО5, ФИО4 о выселении без предоставления другого жилого помещения, установлено, что данная семья сохраняет право проживания в доме *** по ... в пос. им.ФИО12 до предоставления другого жилого помещения.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Статья 89 ЖК РФ предусматривает, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В силу положений п.п.1 п.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Мэрия ... своевременно не исполнила свою обязанность по предоставлению ФИО6 и ее внуку ФИО3, который находился на ее иждивении вплоть до лишения свободы, а также ФИО5 и ее сыну ФИО4,. жилого помещения на условиях социального найма.
То обстоятельство, что на момент принятия решения о расселении граждан из нежилых помещений ФИО4 и ФИО3 не были зарегистрированы в спорном помещении, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований о предоставлении жилого помещения на всех граждан, проживающих в нежилом помещении.
ФИО4 и ФИО3 были вселены в данное нежилое помещение в несовершеннолетнем возрасте ввиду проживания в нем их родителей - ФИО5 и ФИО9, что усматривается из домовой книги.
ФИО6 осуществляла опеку над несовершеннолетним ФИО3, поскольку его мать ФИО8 была лишена родительских прав, что представителем ответчика в суде не оспаривается.
В настоящее время у истцов ФИО4 и ФИО3 иного закрепленного за ними жилого помещения не имеется.
Следовательно, истцы являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Оснований для отказа в предоставлении жилого помещения ФИО5 без учёта состава семьи не имеется, поскольку в силу ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. В качестве членов семьи нанимателя признаются и другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут общее хозяйство. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Таким образом, суд находит исковые требования прокурора обоснованными.
Мэрия ... своевременно не исполнила свою обязанность по предоставлению семье ФИО6 жилого помещения на условиях социального найма. Семья ФИО6 с момента предоставления помещения и до настоящего времени проживает в нежилом помещении. В связи с этим доводы представителя ответчика о необоснованности требований прокурора о предоставлении жилья с учётом членов семьи ФИО6. (внуков ФИО3 и ФИО4), а также о пропуске срока давности, суд находит необоснованными.
Довод представителя мэрии о том, что постановлением мэрии от *** г. *** решение Ульяновского городского СНД от *** *** и постановление мэра от *** *** признаны утратившими силу, суд находит не состоятельными, поскольку данное решение было принято лишь в ходе рассмотрения настоящего дела, что носит, по мнению суда, формальный характер, в то время как срок исполнения обязательств по переселению граждан - до 1987 года - уже наступил, но обязательства не исполнены до настоящего времени.
Департамент государственного имущества и земельных отношений ... суд находит ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем, в иске к указанному ответчику следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора ... ... в интересах ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО3 к мэрии ... о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать мэрию ... предоставить ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО3, вне очереди, на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в черте ..., с соблюдением социальной нормы обеспечения жилой площадью, отвечающее установленным требованиям, на состав семьи из четырех человек.
В иске к Департаменту государственного имущества и земельных отношений ... - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в ... суд через ... суд ....
ФИО15 ФИО0