ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2010 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Тютькиной З.А.,
при секретаре Савельчеве С.В.,
с участием прокурора Сальникова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Султановой ФИО12 к ФИО13 о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в жилье и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилье,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование своих требований указал, что Султанова ФИО14 *** года рождения, является супругой умершего инвалида ВОВ, с *** г. зарегистрирована в 2-хкомнатной квартире *** общей площадью 36,62 кв.м по ... в г. ФИО11. Также в указанном помещении с *** г. также зарегистрирована ее невестка ФИО5 и ее внук ФИО4, которые являются собственниками данной квартиры, и членами ее семьи не являются. Вместе с тем, должностные лица Отдела по учету и распределению жилой площади мэрии г. ФИО11 в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просил суд признать отказ мэрии г. ФИО11 в постановке Султановой ФИО15 на очередь на улучшение жилищных условий незаконным и обязать ответчика поставить Султанову ФИО16 на учет нуждающихся в жилье.
В судебном заседании прокурор на иске настаивал, дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в иске.
В судебном заседании истец Султанова ФИО17. не участвовала, доверила представление своих интересов ФИО6
Представитель истца ФИО6 в судебном заседании поддержал исковые требования. Пояснил, что Султанова ФИО18. является вдовой инвалида ВОВ, ветераном, тружеником тыла, с 1991 г. проживает в благоустроенной, но малогабаритной 2-хкомнатной квартире *** общей площадью 36,62 кв.м по ... в г. ФИО11. Данная квартира была выделена ему, ФИО6, по месту работы, на состав семьи из 4 человек. Султанова ФИО19 вписана в ордер как мать - член семьи основного квартиросъемщика. С 1993 года он в квартире не проживает, поскольку семья распалась, но официально брак не расторгнут, с указанного времени в квартире проживает его мать - истец Султанова ФИО20., его супруга - ФИО5, и его сын - ФИО4 В 2007 году квартира была приватизирована ФИО5 и ФИО4, истец Султанова ФИО21. от участия в приватизации отказалась, поскольку не хотела ходить по инстанциям с силу своего возраста. В настоящее время истец проживает в комнате площадью 10 кв.м, во второй комнате - живут собственники квартиры. Истец ведет раздельное хозяйство с собственниками квартиры, в посторонней помощи не нуждается, участвует в расходах по оплате жилья и коммунальных услуг, оплачивая 1/3 часть от выставленных счетов. Полагает, что в соответствии с Указом Президента РФ истец имеет право на улучшение жилищных условий. Ранее с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающейся не обращалась.
Представитель ответчика - ФИО22 ФИО7 в судебном заседании иск не признала, указала, что оснований для признания Султановой ФИО23 нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется. В квартиру *** общей площадью 36,62 кв.м по ... в г. ФИО11 истец вселялась как член семьи нанимателя, впоследствии отказалась от приватизации. Учетной нормой, установленной Ульяновской городской думой, в размере 12 кв.м, истец обеспечена. Прокурором не представлено доказательств нуждаемости истца, не представлен акт обследования жилищных условий истца.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, который представлен сторонами.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В судебном заседании установлено, что истец является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, ветераном труда, тружеником тыла.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.
В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ).
07 мая 2008 года Президентом РФ принят Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714.
Из п. 1 данного Указа (в редакции от 09.01.2010 г.) следует, что президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах».
В целях реализации меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании требований Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительством Ульяновской области 02.05.2006 г. принято Постановление № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».
Согласно названному Постановлению правом на получение социальной выплаты обладают, в числе прочих, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» социальная выплата предоставляется:
лицам, указанным в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Порядка (то есть членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны), признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.
В соответствии с установленным Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 порядком для получения свидетельства получатель представляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, необходимые документы.
Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.
Департамент на основе представляемых списков формирует в хронологической последовательности по дате постановки на учет список получателей по Ульяновской области.
Как следует из вышеприведенных положений Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Федеральными законами (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этими Федеральными законами категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Как установлено в судебном заседании истец Султанова М.С. с *** г. зарегистрирована и проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире общей площадью 36,62 кв.м., расположенной по адресу: ...,... что подтверждается справкой Формы 8. Указанная квартира принадлежит на праве собственности ФИО5 и ФИО4 (по 1/2 доле). Согласно техническому паспорту, составленному на квартиру по состоянию на *** г., год постройки ... г., физический износ составляет 11%.
Как установлено в судебном заседании истец на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состояла и не состоит.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Статья 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
13 июля 2005 года Ульяновской Городской Думой было принято решение за №136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», согласно которому учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв. м. По договорам социального найма установлена учетная норма предоставления площади жилого помещения в размере: не менее 18 кв. м для одиноко проживающего человека; не менее 15 кв. м на одного человека для семьи из 2-х и более человек.
Учитывая, что в квартире *** по ... площадью 36,62 кв.м, проживают три человека, приходящаяся на каждого из зарегистрированных граждан в указанном жилом помещении площадь более учетной нормы, установленной решением Ульяновской Городской Думы № 136 от 13.07.2005 г. в размере 12 кв. м. общей площади.
Исходя из размера учетной нормы жилого помещения - 12 кв.м. истец является обеспеченной жилым помещением и не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с нормами действующего законодательства.
Согласно договору передачи жилой площади в собственность граждан *** от *** года л.д.27), в собственность ФИО5 и ФИО4 в порядке приватизации передана вышеуказанная квартира. Истец Султанова ФИО24 от приватизации данного жилого помещения отказалась.
При обращении истца с заявлением в ФИО25 в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий ей было отказано.
Жилье, в котором проживает истец, аварийным не признано, пригодно для проживания. Степень благоустройства дома соответствует степени благоустройства населенного пункта.
Таким образом, исходя из вышеизложенных обстоятельств, истец не может быть признана в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий в г. Ульяновске, следовательно, исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска о признании незаконным отказ ФИО26 в постановке на учет по улучшению жилищных условий, постановке на учет в качестве нуждающейся удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 12,56, 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Султановой ФИО27 к ФИО28 ФИО11 о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в жилье и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилье оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья: З.А. Тютькина