Дело № 2-4676/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2010 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска
в составе судьи Тютькиной З.А.,
при секретаре Петровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к мэрии ... о возложении обязанности устранить повреждения проезжей части автомобильной дороги,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с вышеназванным исковым требованием, указав, что прокурорской проверкой соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения в деятельности мэрии ... выявлены следующие нарушения. На основании п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к числу вопросов местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения. При этом, как следует из содержания п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ, под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В свою очередь, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ). На основании п. 5 ч. 6 ст. 37 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа - компетенция мэрии .... Однако исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения не исполняются. Согласно выписке из Реестра муниципальной собственности от 26.07.2010 г. автомобильные дороги, расположенные по адресу: ..., ул. ФИО2, находятся в собственности муниципального образования «Город Ульяновск». Вместе с тем, состояние указанных автомобильных дорог не соответствует требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Исходя из содержания п.1 ГОСТ Р 50597-93, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 г. №221, его нормы являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Согласно п. 1. ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Так, актами проверок эксплуатационного состояния автомобильных дорог, расположенных по адресу: ..., ул. Российская Отдела Государственной инспекции Безопасности дорожного движения УВД по ... установлено следующее. В нарушение требований п.3 пп. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части имеются затрудняющие движение транспортных средств выбоины, превышающие допустимые размеры: норма по длине - не более 15 см, по ширине - 60 см, по глубине - 5 см (15 х 60 х 5 см). От дома *** до дома *** по ул.ФИО2 имеются многочисленные выбоины, превышающие допустимые размеры. От дома *** до дома *** по ул.ФИО2 имеются многочисленные выбоины, превышающие допустимые размеры. От дома *** до дома *** по ул.ФИО2 имеются многочисленные выбоины, превышающие допустимые размеры. Отсутствие контроля со стороны мэрии ... за качеством эксплуатируемых автомобильных дорог, расположенных по ул. ФИО2, приводит к снижению уровня безопасности дорожного движения на ней и, как следствие, влечет нарушение прав граждан. Указанные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся данной дорогой, так как они могут привести к дорожно-транспортным происшествиям. Исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку установить конкретных участников дорожного движения на вышеназванной дороге не представляется возможным. Просит суд обязать мэрию ... устранить имеющиеся на автомобильной дороге, расположенной по адресу: ..., ул.ФИО2, выбоины: от дома *** до дома ***, от дома *** до дома ***, и от дома *** до дома ***, превышающие предельно допустимые размеры, предусмотренные п.3.1.2. ГОСТ Р 50597-93.
Представитель истца помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска Сальников А.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, просил иск удовлетворить в полном объеме, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика мэрии ... в судебное заседание не явился, извещался.
Представитель третьего лица - Комитет по дорожному хозяйству и благоустройству мэрии ... в судебное заседание не явился, извещался.
Представитель третьего лица - УГИБДД УВД по ... ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал. Пояснил, что УГИБДД УВД по ... проводилась совместная с прокуратурой Ленинского района проверка, в ходе которой было зафиксировано ненадлежащее состояние дороги по ул.ФИО2 в ..., в частности наличие выбоин, превышающих допустимые размеры. До настоящего времени дорога находится в ненадлежащем состоянии.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения участников судебного заседания, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории ... ..., имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.
Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
К числу полномочий мэрии ... в соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования «город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, в силу действующего законодательства лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной казне, является мэрия ....
Согласно акту проверки эксплуатации состояния автомобильных дорог от *** года проведенной с участием представителя прокуратуры Ленинского района г.Ульяновска, государственных Инспекторов УГИБДД УВД по г.Ульяновску установлено следующее.
В нарушение требований п.3 пп. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части имеются затрудняющие движение транспортных средств выбоины, превышающие допустимые размеры: норма по длине - не более 15 см, по ширине - 60 см, по глубине - 5 см (15 х 60 х 5 см). От дома *** до дома *** по ул.ФИО2 имеются многочисленные выбоины, превышающие допустимые размеры. От дома *** до дома *** по ул.ФИО2 имеются многочисленные выбоины, превышающие допустимые размеры. От дома *** до дома *** по ул.ФИО2 имеются многочисленные выбоины, превышающие допустимые размеры.
Требования Государственного стандарта «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), введённого в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993г. №221, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в ГОСТе.
Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровью граждан
На основании ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах местного самоуправления», ч.4 ст. 6 ФЗ от 10.12.1995 года № 196 -ФЗ « О безопасности дорожного движения», п. 1 ст. 35 Устава МО «город Ульяновск», суд приходит к выводу, что ответственным за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности, является Мэрия ....
Требования прокурора о возложении на ответчика обязанности привести вышеуказанные дороги в состояние, отвечающее обязательным требованиям по безопасности, установленным ГОСТом, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать мэрию ... устранить имеющиеся на автомобильной дороге, расположенной по адресу: ..., ул.ФИО2, выбоины: от дома *** до дома ***, от дома *** до дома ***, и от дома *** до дома ***, превышающие предельно допустимые размеры, предусмотренные п.3.1.2. ГОСТ Р 50597-93.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья З.А. Тютькина