Дело № 2- 4090/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ04 августа 2010 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска
В составе: судьи Родионовой В.П.
При секретаре Пугачевой Е.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антипова В.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение ) Ульяновской области о возложении обязанности по назначению пенсии по старости
У с т а н о в и л :
Истец Антипов В.И. обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что в период с ***г. по ***г. истец принимал участие в работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с этим, с ***г. до ***г. ему была установлена 3 группа инвалидности с утратой 60% трудоспособности. С ***г. до ***г. и повторно с ***г.-бессрочно истцу была установлена 2 группа инвалидности с утратой 90% трудоспособности, с причиной инвалидности «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС. Антипов В.И., родился *** года, 50 лет ему исполнилось *** года. В ***. и в ***. истец обращался в ПФ ГУ в Ленинском районе г.Ульяновска и в ПФ ГУ Ульяновской области с письменными заявлениями о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости по достижении возраста 50 лет, в назначении пенсии по старости было отказано. Полагает, что незаконно, поскольку он как военнослужащий, ставший инвалидом вследствие увечья, полученного в период работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, имеет право на получение пенсии по инвалидности и пенсии по старости на основании ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166 - ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». С учетом положений с ФЗ от 17.12.2001 года № 173 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» при наличии иждивенцев полагает, что его размер пенсии за период с ***года по *** года составит 419858 руб. 61 коп.; с *** года по *** года - 108936 руб. 36 коп. По уточненным требованиям просит ежемесячно взыскивать с ФИО3 РФ ( ГУ ) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области в пользу Антипова В.И. с *** года пенсию по старости в размере 9078 руб. 03 коп. с последующей индексацией в соответствии с законодательством, единовременно взыскать недополученную сумму по своевременно не начисленной пенсии по старости за период с *** года по *** года в размере 528794 руб. 97 коп.
В судебное заседание истец Антипов В.И. не явился, доверил представление своих интересов Дегтяреву А.В.
Представитель истца, действующий на основании доверенности, поддержал уточненные требования и доводы иска.
Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ (гу ) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области иск не признала, пояснила, что требования истца не основаны на законе. Поддержала доводы отзыва на иск, указывая следующее. Истцу Антипову В.И. с *** года была установлена 3 группа инвалидности от общего заболевания. *** года он обратился в комитет социальной защиты Ленинского района г. Ульяновска с заявлением о назначении пенсии по инвалидности 3 группы. Данная пенсия была ему назначена с *** года - с даты освидетельствования во ВТЭК в соответствии со ст. 119 действовавшего в то время закона « О государственных пенсиях в РФ» от *** года ***. С *** года ему была изменена причина инвалидности : с « общего заболевания» на « увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы связанное с аварией на ЧАЭС», в связи с этим пересчитан размер пенсии и назначена компенсация в счет возмещения вреда как инвалиду вследствие аварии на ЧАЭС. *** г. истец обратился в УПФР в Ленинском районе г. Ульяновска с заявлением о перерасчете пенсии с учетом 2-ух иждивенцев, соответствующий перерасчет был ему произведен с *** г. - со срока, установленного ст. 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Размер пенсии с учетом 1-го иждивенца составляет на *** г. - 9 608 руб. 38
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», допускается одновременное получение: пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», и -трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно подп. 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на одновременное получение двух пенсий предоставляется, в том числе, гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Инвалидностью вследствие военной травмы согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы. Инвалидам вследствие военной травмы могут устанавливаться: пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости. Истец является инвалидом 2 группы, причина инвалидности: «увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы связано с аварией на ЧАЭС». Согласно пункту 2 ст. 29 закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от *** г. *** военнослужащим, направленным и командированным для работы в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсий в порядке, установленном для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. С учетом перечисленных выше норм военнослужащие - инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы имеют право на одновременное получение 2-ух пенсий как инвалиды вследствие военной травмы: пенсию по инвалидности по статье 15 закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», и трудовую пенсию по старости. Весь вопрос состоит в том, в каком возрасте они имеют право на одновременное получение двух пенсий. Полагает, что такое право возникает у них только при достижении возраста 55 лет - у мужчин и 50 лет - у женщин. Указанная позиция основана на следующем. В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовые пенсии по старости назначаются в возрасте 60 лет - у мужчин, 55 лет - у женщин. Кроме того, данный закон предусматривает возможность для отдельных категорий граждан назначения пенсии ранее указанного возраста. Так, в соответствии с подп. 3. пункта 1 ст. 28. Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» инвалидам вследствие военной травмы трудовая пенсия по старости назначается мужчинам - по достижении возраста 55 лет и женщинам - по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Таким образом, поскольку трудовая пенсия по старости инвалиду ВОВ - мужчине может быть назначена не ранее чем в 55 лет, соответственно, и право на одновременное получение трудовой пенсии в качестве второй пенсии он также имеет не ранее достижения возраста 55 лет. Указанная позиция подтверждается судебной практикой на уровне Верховного Суда РФ. Просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без своего участия. В отзыве на иск поддерживает доводы возражений Управления Пенсионного Фонда РФ ( ГУ ) в Ленинском районе г. Ульяновска. Кроме того, считает, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку функция назначения и выплаты пенсии осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда по месту жительства лица, обратившегося за пенсией.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.
Установлено, что Антипов В.И. что в период с ***г. по ***г. принимал участие в работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с этим, с ***г. до ***г. ему была установлена 3 группа инвалидности с утратой 60% трудоспособности. С ***г. до ***г. и повторно с ***г.-бессрочно истцу была установлена 2 группа инвалидности с утратой 90% трудоспособности, с причиной инвалидности «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС», в связи с этим пересчитан размер пенсии и назначена компенсация в счет возмещения вреда как инвалиду вследствие аварии на ЧАЭС. *** г. истец обратился в УПФР в Ленинском районе г. Ульяновска с заявлением о перерасчете пенсии с учетом 2-ух иждивенцев, соответствующий перерасчет был ему произведен с *** г. - со срока, установленного ст. 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Размер пенсии с учетом 1-го иждивенца составляет на июль 2010 г. - 9 608 руб. 38
Антипов В.И. родился *** года.
В соответствии со статьей 29 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 18 июля 2006 N 112-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В ранее действующей редакции данной нормы за указанной категорией граждан закреплялось право на получение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Согласно пункту 2 названной статьи гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Согласно статье 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (введена Федеральным законом от 18.08.2006 N 112-ФЗ) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из анализа приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что к моменту обращения о наличии права на получение второй пенсии - трудовой пенсии по старости Антипов В.И. достиг возраста 50 лет, соответственно право на трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у истца отсутствует.
Оснований для удовлетворения иска не имеется, в иске следует отказать.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Антипова В.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение ) Ульяновской области о возложении обязанности по назначению пенсии по старости и взыскании пенсии по старости - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.
Судья Родионова В.П.