Дело № 2-3318/10
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ28 июля 2010 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска
в составе: судьи Рыбалко В. И.,
при секретаре Красновой Ю. П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арзамаскина Ю.В. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о взыскании единовременной денежной компенсации,
У С Т А Н О В И Л :
Арзамаскин Ю. В. обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Ульяновской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о взыскании единовременной денежной компенсации.
Исковое требование мотивировано следующим. Арзамскин Ю. В. является инвалидом *** группы бессрочно. В соответствии с медицинскими показаниями ему должен быть предоставлен автомобиль.
В соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2008 № 685, Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 670, истец, как лицо, состоящее на учете в органах социальной защиты населения для обеспечения транспортными средствами и на льготных основаниях в соответствии с медицинскими показаниями, обратился в орган социальной защиты населения за получением единовременной денежной компенсации. Однако истцу было отказано в удовлетворении заявленного требования, поскольку работа по реализации вышеуказанного Указа Президента РФ завершена.
Кроме того, в ответе на обращение истца указано, что по сообщению Управления Департамента социальной защиты населения по ... району от 14.05.2008 истец выбыл за пределы Ульяновской области. Однако это не соответствует действительности, так как истец зарегистрирован по адресу: ...
Из письма Департамента социальной защиты населения по Ульяновской области не следует, что истец не имеет права на получение компенсации, ему рекомендовано обратиться в орган социальной защиты населения по месту жительства.
Арзамаскин Ю. В. просит суд взыскать в его пользу с ответчиков 100 000 руб. в счет выплаты единовременной денежной компенсации, установленной Указом Президента РФ от 06.05.2008 № 685.
Истец Арзамаскин Ю. В. в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дне и времени судебного заседания извещался.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковое требование, просил суд взыскать в пользу истца с ответчиков также расходы на оплату услуг представителя в размере 14 000 руб., расходы на составление доверенности в размере 400 руб.
Указал, что истец женился. Его жена, также являющаяся инвалидом, проживает недалеко от .... В 2008 году истец приехал к жене и зарегистрировался по месту пребывания. При этом истец не менял место жительства. С 2008 года истец проживает то у жены, то по месту регистрации по адресу: ..., ..., ..., .... Действительно часть помещений этого дома занимает магазин, но остальная часть дома используется для проживания.
Органы социальной защиты Ульяновской области не извещали истца о том, что в соответствии с действующим законодательством он имеет право на получение единовременной компенсации. Не проверялось место жительства и местонахождение истца. В то же время органы социальной защиты ... края известили жену истца и праве на получение единовременной компенсации.
По месту временного пребывания истец не получал компенсацию вместо предоставления автомобиля.
Доводы ответчика об отсутствии финансирования программы в 2010 году являются необоснованными так как Указом Президента РФ от 06.05.2008 № 685 предписано предусмотреть в проекте Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» бюджетные ассигнования, необходимые для реализации настоящего Указа.
Представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебном заседании иск не признал, указал следующее.
Согласно выписки из акта освидетельствования во ВТЭК *** от *** по определению медицинских показаний на обеспечение транспортными средствами с ручным управлением Арзамаскин Ю. В., проживающий по адресу: ..., ... ..., был поставлен на учет (в очередь) на обеспечение транспортом в Департаменте социальной защиты населения Ульяновской области.
По сообщению Управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по ... району от *** ***, Арзамаскин Ю. В. выбыл за пределы области в .... На основании полученных данных Арзамаскин Ю.В. был снят с учета на обеспечение транспортом в Департаменте социальной защиты населения Ульяновской области с 01.06.2008. В социальном регистре по Ульяновской области Арзамаскин Ю. В. не значился.
По запросу ... Управления Пенсионного фонда РФ от 05.10.2006 выслано пенсионное дело на Арзамаскина Ю. В.
В связи с выездом за пределы района Арзамаскин Ю. В. льготами на жилищно-коммунальные услуги не пользовался и в 2010 году не представлены документы на выплаты единовременной компенсации по оплате коммунальных услуг.
Для получения денежной компенсации истцу необходимо было подать заявление с приложение реквизитов банковского счета, для перечисления компенсации.
На запрос Департамента социальной защиты населения Ульяновской области о предоставлении заявлении инвалида с приложением соответствующих документов Управлением Департамента социальной защиты населения по ... району был дан ответ о выбытии истца за пределы Ульяновской области.
Компенсации выплачивались Департаментом социальной защиты населения Ульяновской области за счет средств Министерства здравоохранения и социального развития РФ (за счет средств федерального бюджета). Работа по реализации Указа Президента РФ от 06.05.2008 № 685 завершена на 01.06.2009. В Ульяновской области не ведется реестр инвалидов, нуждающихся в предоставлении транспортного средства
По электронной почте 31.12.2009 от Арзамаскина Ю. В. поступило заявление о восстановлении его прав. Арзамаскину Ю. В. было рекомендовано обратиться в органы социальной защиты населения по месту фактического места жительства и регистрации.
В Федеральном бюджета на 2010 год не предусмотрено финансирование программы, установленной Указом Президента РФ от 06.05.2008 № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов».
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития РФ в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дне и времени судебного заседания извещался.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Арзамаскин Ю. В. является инвалидом *** группы по общему заболеванию бессрочно (справка серии МСЭ-*** *** от ***).
Ответчиками не оспаривалось в судебном заседании, что в качестве средства реабилитации истцу была определена нуждаемость в транспортном средстве (автомобиле) с ручным управлением. До 01.01.2005 Арзамаскин Ю. В., проживающий по адресу: ..., ..., ..., был поставлен на учет (в очередь) на обеспечение транспортом в Департаменте социальной защиты населения Ульяновской области (в настоящее время Министерство труда и социального развития Ульяновской области).
Арзамаскин Ю. В. с 15.04.1992 зарегистрирован по адресу: ..., ..., ..., ....
В то же время, согласно свидетельству *** о регистрации по месту пребывания Арзамаскин Ю. В. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: ..., ..., ..., ..., ....
Таким образом, из материалов дела следует, что истец с 2008 года временно покинул место постоянного жительства. Из пояснений представителя истца следует, что истец зарегистрирован по месту пребывания в доме своей жены. Истец оформил получение пенсии по месту пребывания.
В связи с выездом истца за пределы Ульяновской области Департамент социальной защиты населения Ульяновской области с 01.06.2008 снял Арзамаскина Ю. В. с учета на обеспечение транспортным средством.
Согласно ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 23.10.2003, действовавшей до 01.01.2005)
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. К иным средствам реабилитации относятся средства, используемые по тому же назначению, но не квалифицируемые в качестве технических средств.
Техническими и иными средствами реабилитации инвалидов являются, в частности, средства для передвижения (включая транспортные средства с ручным управлением, лошадей с упряжью и соответствующими гужевыми транспортными средствами).
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ редакция вышеуказанной статьи Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» была изменена. Из перечня технических средств реабилитации инвалида исключены транспортные средства.
Указом Президента РФ от 06.05.2008 № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» постановлено: Правительству РФ осуществить следующие меры по выполнению обязательств государства перед проживающими на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, которые на 01.01.2005 состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями:
а) в 2008 году - обеспечить инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидов из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бесплатно легковыми автомобилями или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей;
б) в 2009 году - обеспечить граждан, ставших инвалидами вследствие воздействия радиации, а также инвалидов из числа реабилитированных лиц бесплатно легковыми автомобилями или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей, а инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам взамен предоставления легкового автомобиля выплатить единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей.
Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации сформировать списки граждан, имеющих право на получение легкового автомобиля или единовременной денежной компенсации в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа.
Установить, что граждане, получившие легковой автомобиль или единовременную денежную компенсацию в соответствии с настоящим Указом, подлежат снятию органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации с учета для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях.
Согласно п. 2 Правил выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 01.01.2005 состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 670, компенсация инвалидам по общему заболеванию выплачивалась в 2008 году.
Для получения компенсации инвалид (лицо, представляющее его интересы) подает в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида соответствующее заявление (с указанием почтового адреса инвалида или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации) и документ, удостоверяющий личность (п. 3 Правил).
Согласно п. 5 Правил выплата компенсации осуществляется органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет получателя компенсации (по его желанию).
Инвалиды, получившие компенсацию, снимаются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации с учета для обеспечения транспортными средствами (п. 7 Правил).
Из содержания вышеуказанных норм федерального законодательства следует, что выплата единовременной денежной компенсации вместо предоставления транспортного средства осуществляется исключительно на заявительной основе - по письменному требования инвалида с приложением реквизитов банковского счета, на который подлежат зачислению денежные средства.
Между тем, истец не обратился в установленный срок в органы социальной защиты населения Ульяновской области с заявлением о выплате единовременной денежной компенсации.
Из пояснений ответчика следует, что заявление истца, направленное по электронной почте, поступило в Департамент социальной защиты населения Ульяновской области (в настоящее время Министерство труда и социального развития Ульяновской области) лишь 31.12.2009. Данный факт представителем истца не оспаривался.
В то же время Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.09.2008 № 495н установлены сроки выплаты единовременной денежной компенсации отдельным категориям инвалидов, которые на 01.01.2005 состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (:
в 2008 году - до 31 декабря 2008 года;
в 2009 году - до 1 апреля 2009 года.
Выплата единовременной денежной компенсации допускается до 01.12.2009 в случае, если данная компенсация не была получена инвалидами в сроки, установленные абзацем третьим пункта 1 настоящего Приказа.
В связи с вышеизложенным суд не находит оснований для удовлетворения искового требования Арзамаскина Ю. В. о взыскании в его пользу с ответчиков единовременной денежной компенсации в размере 100 000 руб.
Поскольку материальные требования истца суд посчитал не подлежащими удовлетворению, также не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании в его пользу с ответчиков расходов на оплату услуг представителя в размере 14 000 руб., расходов на составление доверенности в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Арзамаскина Ю.В. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о взыскании единовременной денежной компенсации в размере 100 000 руб., расходов на оплату услуг представителя в размере 14 000 руб., расходов на составление доверенности в размере 400 руб. - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.
Судья В. И. Рыбалко