запрещение деятельности по организации и проведению азарнтных игр



Дело № 2-3672/10
РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2010 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Нефедова О.Н.,

при секретаре Хуснутдиновой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска к Обществу с ограниченной ответственностью «Альянс» о запрете осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска обратилась в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела требованиями к ООО «Альянс» о запрете осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в помещении, расположенном по адресу: г. Ульяновск, проспект Гая, 90А.

Требования мотивированы тем, что сотрудниками ИФНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска на основании поручения от 12.05.2010 г. была проведена проверка соблюдения Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона «О лотереях» в точке проведения бестиражной лотереи, расположенной в павильоне по адресу: г. Ульяновск, проспект Гая, 90А. Организатором указанной лотереи является ООО «Альянс».

В ходе проведенной проверки установлено, что в указанной точке осуществляется игра на игровых автоматах. Принцип игры заключатся в том, что посетитель приобретает карамель на палочке «Лизун-Сосун» по цене 100 руб. без применения контрольно-кассовой техники или документа, подтверждающего расчет с клиентом. Продавец-оператор набивает на игровом аппарате сумму 100 руб. и игрок начинает играть. Если игроку при помощи совершения игровых операций и выпадения выигрышных комбинаций удалось выиграть, ему выплачивается сумма выигрыша наличными денежными средствами. При этом реализация лотерейных билетов не осуществляется. В проверяемых помещениях было установлено 37 единиц игрового оборудования без заводских номеров. Каких-либо документов, подтверждающих организацию деятельности по проведению лотереи в соответствии с требованиями действующего законодательства, сотрудниками ответчика не предоставлено.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О лотереях» бестиражная лотерея - это лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет. Таким образом, после получения лотерейного билета и выявления выигрыша либо его отсутствия бестиражная лотерея должна быть прекращена, совершение иных действий после продажи лотерейного билета и выплаты выигрыша (в случае такового по лотерейному билету) условиями проведения лотереи не предусмотрены.

Фактически в лотерейном клубе ООО «Альянс» не осуществляется продажа лотерейных билетов, а имеет место игра на автомате, по результатам которой выплачивается выигрыш денежными средствами. Выигрыш на таком автомате определяется случайным образом специальным устройством, находящимся внутри корпуса такого автомата, без участия организатора игры. Согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона «О лотереях» под лотерейным оборудованием понимается оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.

На автоматах, установленных в проверенном помещении, программное обеспечение игрового автомата не менялось. Демонтаж купюроприемников не свидетельствует о том, что игровое оборудование стало лотерейным.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований. предусмотренных данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами.

Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах, к каковыми Ульяновская область не относится.

Несоблюдение установленных законодательством ограничений в деятельности ООО «Альянс» по организации и проведению азартных игр нарушает законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, а также посягает на общественную нравственность посредством создания условий для вовлечения в азартные игры несовершеннолетних.

Представитель ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска Алексеева А.С. в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований, дав пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указала, что используемое ответчиком оборудование не имеет заводских номеров, установить его отношение к лотерейному оборудованию не представляется возможным.

Представитель ответчика - Данильченко П.Д. иск не признал. В обоснование возражений пояснил, что представляемым им юридическим лицом осуществляется деятельность по продаже леденцов. Для повышения уровня продаж проводится стимулирующая лотерея. При покупке леденца покупателю предоставляется право на участие в стимулирующей лотерее с определенным призовым фондом, в которой размер выигрыша определяется специальным образом на лотерейном оборудовании, имеющем сертификаты соответствия и заводские номера. Соответствующее оборудование не является игровым, поскольку на нем демонтированы купюроприемники. Организатором самой стимулирующей лотереи ООО «Альянс» не является, оборудование использует на основании договора аренды.

Заслушав пояснения представителей сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы рассматриваемого дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Проведенной ИФНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска проверкой установлено, что в помещении, расположенном по адресу: г. Ульяновск, проспект Гая, 90А, находится лотерейный клуб, владельцем которого является ООО «Альянс».

В качестве специального оборудования в клубе используются игровые автоматы без заводских номеров, с демонтированными купюроприемниками. Без использования контрольно-кассовой техники посетителям продается карамель на палочке «Лизун-сосун», а затем на игровом автомате сотрудником клуба вводится сумма балов, эквивалентная стоимости покупки, и предоставляется возможность осуществить игру. В случае выигрыша выдаются наличные денежные средства.

Не соглашаясь с позицией сотрудников федеральной налоговой службы, представитель ответчика мотивировал осуществляемую по вышеуказанному адресу деятельность проведением стимулирующей лотереи с целью увеличения продаж кондитерских изделий - карамели «Лизун-сосун».

Оценивая обоснованность предъявленных к ООО «Альянс» требований, суд руководствуется следующим.

Федеральным законом 11.11.2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях» установлено, что лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.

Согласно ст. 16 указанного Федерального закона договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным.

Организатор стимулирующей лотереи может обусловить заключение договора на участие в стимулирующей лотерее совершением ее участником определенных действий, предусмотренных условиями такой лотереи.

Как следует из пояснений представителя ответчика, участие в проводимой ООО «Альянс» лотерее обусловлено приобретением карамели на палочке стоимостью 100 руб.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей государственный налоговый инспектор ФИО6 и инспектор отделения милиции № 1 по обслуживанию Железнодорожного района г. Ульяновска УВД по городу Ульяновску ФИО4, проводившие 12.05.2010 г. проверку в отношении ООО «Альянс», показали, что фактически в проверяемых помещениях располагалось игровое оборудование с демонтированными купюроприемниками. Для игры посетителю необходимо приобрести карамель стоимость 100 рублей, что дает право на игру номиналом 100 баллов, которые на игровом аппарате вводит администратор заведения. При этом посетитель далее самостоятельно определяет условия игры и ставку. Суть заключается в выпадении на мониторе совпадающих изображений предметов - выигрышных комбинаций, увеличивающих количество балов. В случае несовпадения изображений баллы, в зависимости от ставки, уменьшаются. По результатам выдается выигрыш наличными денежными средствами в эквивалентной баллам сумме. На момент проведения проверки в помещении играли только мужчины в возрасте около 20 лет.

Толкование понятий, используемых для отграничения деятельности по организации и проведению азартных игр от иных видов деятельности, приведено в ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с указанной нормой азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр; игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Как указывалось выше, в занимаемых ООО «Альянс» помещениях по адресу: г. Ульяновск, проспект Гая, 90А, используются переоборудованные игровые автоматы. При этом все переоборудование заключается только в демонтаже купюроприемников.

Документов, подтверждающих, что выявленное оборудование является лотерейным, под которым понимается оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами (п. 14 ст. 2 Федерального закона «О лотереях»), ответчиком суду не предоставлено.

Основной и необходимой частью игрового автомата, которая устанавливает его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем. Наличие или отсутствие у игрового автомата устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, свидетельствует о том, что указанный автомат является игровым (Письмо Минфина РФ от 07.04.2008 г. № 05-03-08/19).

Сопоставление условий проведения стимулирующей лотереи, которые описал в судебном заседании представитель ответчика, не предоставив при этом никаких подтверждающих документов, и конкретных обстоятельств, связанных с деятельностью по ее проведению, указывает, что фактически под видом проведения соответствующей лотереи ООО «Альянс» осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр, то есть деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр.

Об этом, в частности, свидетельствует использование в качестве лотерейного оборудования игровых автоматов, демонтаж купюроприемников у которых не лишает их основного признака игрового автомата - определения случайным образом выигрыша, являющегося результатом азартной игры.

Тот факт, что денежные средства непосредственно в автомат лицом, его использующим, не закладываются, суть азартной игры не исключает, поскольку программное обеспечение изменений не претерпело. Фактически происходит замена денежных средств их эквивалентом (кредитом в баллах) в целях игры. Доказательств, подтверждающих обратное, суду не предъявлено.

Продажа кондитерской продукции в условиях проведения стимулирующей лотереи, в которой используются не утратившие своего целевого назначения игровые автоматы, является исключительно номинальным условием для допуска к игре.

Подобное формальное условие является ни чем иным, как способом придания деятельности по организации и проведению азартных игр вида лотереи. На это указывает и тот факт, что отдельно, без проведения стимулирующей лотереи, соответствующая продукция (карамель) не продается.

При таких обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что ООО «Альянс» под видом проведения стимулирующей лотереи фактически осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр.

Действующим законодательством гарантируется свобода экономической и предпринимательской деятельности. В тоже время законодательство направлено на защиту прав добросовестных лиц, злоупотребление правом не допускается.

В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами.

Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах, к каковыми Ульяновская область не относится.

В связи с тем, что в помещении, расположенном по адресу: г. Ульяновск, проспект Гая, 90А, ООО «Альянс», как установлено в судебном заседании, осуществляется проведение азартных игр, данная деятельность подлежит запрету.

Право ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска на предъявление в суд соответствующих требований следует из ст. 46 ГПК РФ и ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации».

Если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подпункт 8 п. 1 ст. 333.20 части второй Налогового кодекса РФ).

В силу ст. 333.36. Налогового кодекса РФ государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины.

Следовательно, с ООО «Альянс» подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет в размере 4000 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска удовлетворить.

Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Альянс» осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в помещении, расположенном по адресу: г. Ульяновск, проспект Гая, 90А.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» государственную пошлину в местный бюджет в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья - О.Н. Нефедов