Дело № 2- 4229/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 августа 2010г.
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
Судьи Ибрагимовой Е.А.,
При секретаре Латыповой Л.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гизазова ФИО8 к Комитету архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, начальнику юридического отдела Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска Рипке ФИО9, заместителю председателя Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска Плетневой ФИО10, финансовому управлению мэрии г. Ульяновска о возмещении ущерба и морального вреда, причиненными неправомерными действиями служащих Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска,
У С Т А Н О В И Л :
Гизазов Р.Р. обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим. В период с 27.01.2010г. по настоящее время Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска неправомерно отказывает ему в выдаче испрашиваемых им сведений - копий с топографического материала с так называемых «планшетов». Неправомерные действия подтверждаются письменными ответами КАиГ. В ответе № 01-12/265 от 26.02.2010г. допущены следующие нарушения: ч.4 ст.29 Конституции РФ, поскольку ограничение права свободного получения информации может определяться только федеральным законом. Нарушение ч.1 ст.4 ФЗ «О геодезии и картографии». Нарушение ч.8 ст.56 Градостроительного кодекса РФ, где подчеркивается общедоступность сведений информационных систем. Нарушение п.5 ч.1ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» в части необоснованного уклонения от заключения договора на предоставление ему испрашиваемых сведений, а также нарушение ч.1 ст.15 в части установления запретов в отношении осуществления отдельных видов деятельности. Нарушение п.2 ч.1 ст.14 ФЗ «О защите конкуренции» в части введения его в заблуждение в отношении того, что «порядок предоставления сведений … не установлен». Поскольку порядок выдачи сведений из информационных систем установлен постановлением Правительства РФ от 09.06.2006г., а порядок обеспечения граждан геодезической и картографической информацией - постановлением Правительства РФ от 08.09.2000г. В ответе № 01-12/737 от 05.04.2010г. допущены следующие нарушения законности: требование «соблюдения формы запроса» - 1) даже по прошествии пяти месяцев с момента его просьбы о выдаче сведений служащие КАиГ ему не разъяснили, к какому типу сведений относится испрашиваемая им информация (хотя им полностью определенно и конкретно примерно в период с 16.02.2010г. по 25.02.2010г. был указан вид сведений, необходимый ему. Затем 04.03.2010г. в его жалобах в прокуратуру Ульяновской области, 07.04.2010г. уполномоченному по противодействию коррупции в Ульяновской области. 2) некорректно вспоминать о форме запроса на 68-й день после запроса, причем эту форму запроса в виде образца служащие КАиГ ему не предъявили про настоящее время. 3) соблюдение формы запроса требуют только с него, а с юридических лиц не требуют. Тем самым в отношении него КАиГ создало дискриминационные условия, нарушив п.8 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции». 2) нарушение ч.1,2 ст.21 Конституции ПРФ, поскольку просьба КАиГ о внесении платы за предоставление сведений «14-дневный срок … начинает течь с даты предоставления документа. Подтверждающего внесение платы …» - не более, чем издевательство над ним. Так, ориентировочно 08.04.2010г. он обратился к начальнику юр.отдела Рипке А.С. с предложением внести плату за предоставление сведений, на что было заявлено, что смета на взимание платы за предоставление сведений отсутствует, поэтому оплату взимать КАиГ не может. Неправомерные действия подтверждаются тем фактом, что 19.04.2010г. он обратился в УМКУП ФИО11», где сделал заказ на выполнение топографического плана с «планшета». 29.04.2010г. его заказ был выполнен УМКУП за 300 руб. Таким образом, документы, которые невозможно получить законным путем в КАиГ более пяти месяцев, легко можно получить в течение десяти дней через посредника-коммерческую организацию, расположенную в 50 м от здания КАиГ, что указывает на создание дискриминационных условий и установления запретов и введения ограничения в отношении осуществления отдельных видов деятельности, чем нарушаются положения п.8 ч.1 ст.10 и п.1 ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции». Из УМКУП не потребовали ни установленной формы заявления, ни установленного порядка обращения в мэрию г. Ульяновска. В результате неправомерного отказа в предоставлении ему информации более пяти месяцев ему причинен материальный ущерб в сумме 2581 руб. 46 коп. Кроме того, причинен моральный вред, который он оценивает в сумме 2000 руб. Просит обязать КАиГ выдать ему испрашиваемые материалы (копию с так называемых «планшетов»), тем самым устранить нарушение его конституционного права на свободное получение информации. Взыскать ущерб в сумме 2581 руб. 46 коп. Взыскать компенсацию морального вреда в размере 2000 руб. Привлечь виновных должностных лиц к административной ответственности.
В судебном заседании истец Гизазов Р.Р. на своем иске настаивал. Пояснил, что 27 января 2010г. он обратился в КАиГ с заявлением о предоставлении ему необходимых документов, но ошибочно отнес топографический материал к информационным системам. Ответом от 26.02.2010г. КАиГ отнести запрашиваемые сведения к информационным системам, чем умышленно ввели его в заблуждение. Ему нужны так называемые «планшеты». Рипка А.С. отнесла топографический план к секретным, которые выдаются только лицензированным организациям. Ему не говорилось о том, что не понимают, о каких документах идет речь. Но если он что-то не понимает, ему должны были разъяснить. Топографический план регламентирован законом «О геодезии и картографии». Ему данные документы не выдали, а другим юридическим лицам выдают. Он получил указанные документы в течение 10 дней в УМКУП ФИО12». Просит выдать копию топографического плана до 200 м юго-восточнее дома *** по пр. ФИО6 между проезжей частью по ... и существующей автостоянкой. Материальный ущерб ему причинен тем, что он вынужден был нести расходы на почтовые расходы, расходный материал - бумага, чернила, бензин на автомобиль. Ездил примерно 10 раз по различным инстанциям. В материальный ущерб включены также затраты по получению запрашиваемых им сведений из УМКУП ФИО13», госпошлина. Моральный вред причинен тем, что он постоянно нервничает, бессмысленно ездит в различные инстанции из-за элементарного вопроса, который мог разрешить за плату. Запрашиваемый топографический план ему необходим для определения красных линий, наземных и подземных сооружений, для первичного выбора места размещения объекта.
Представитель ответчика Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, ответчик, представитель третьего лица мэрии г. Ульяновска Рипка А.С. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что порядок выбора земельного участка регламентирован ст.ст.30,31 ЗК РФ. В функции КАиГ не входит выдача планшетов. Топографические планы КАиГ не выдает, выдаются дежурные планы города в двух масштабах лицензионным организациям или являющихся членами саморегулируемых организаций. Юридические лица также не обращаются за выдачей топографических планов. Заявителю топографический план не нужен, в нем не указываются красные линии. Все испрашиваемые сведения истцу были предоставлены. Истец, обращаясь с заявлениями, всегда просил предоставить ему разные документы - топоплан, чертежи планировки территории, сведения, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. Ответы КАиГ истец не обжаловал. Топоплан ему выдан, а информационные сведения даны в том объеме, в котором запрашивались. Исковые требования, заявленные непосредственно к Рипке А.С. и Плетневой В.Д. не признает. Так как непосредственно к ним истец не обращался. Его заявления были адресованы к юридическому лицу - КАиГ. Возмещение морального вреда возможно при непредоставлении информации или недостоверной информации. Были предоставлены проекты планировки территорий. Эти документы содержат информацию о красных линиях. Были предоставлены сведения из Правил землепользования и застройки, территориальная зона, обозначенная заявителем, градостроительный регламент. «Планшет» - нет такого документа, не имеется и заявлений о выдаче планшета. Запрашиваются в заявлениях сведения с дежурного плана города.
Ответчица Плетнева В.Д. в судебном заседании не участвовала, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Финансового управления мэрии г. Ульяновска покинул судебное заседание до дачи пояснений по делу.
Выслушав истца Гизазова Р.Р., представителя ответчика и третьего лица, ответчика Рипку А.С., проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Гизазов Р.Р. 27 января 2010г. обратился в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска с несколькими заявлениями, в том числе с заявлением о предоставлении ему в соответствии с п.п.3,4,8 ст.56 Градостроительного кодекса РФ топографического материала (копию топоплана) на следующий участок: до 200 метров юго-восточнее д. *** по пр. ФИО6 (между проезжей частью по ... и существующей автостоянкой).
На данное заявление, как поданное в числе других заявлений от 27.01.2010г. Комитетом был дан ответ от 26.02.2010г., что в соответствии с ч.10 ст.57 Градостроительного кодекса РФ порядок предоставления информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.01.2005г. № 40 порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц устанавливает Министерство регионального развития РФ. До настоящего времени такой порядок не установлен.
Не соглашаясь с данным ответом, Гизазов Р.Р. 09.03.2010г. обращается с заявлением на имя Главы города Ульяновска Ермакова С.Н., в котором, не соглашаясь с полученным ответом, просит выдать ему топографический материал (копии чертежей планировки территории), содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
На данное заявление истцу также был дан ответ от 05.04.2010г., в котором, в частности, указывается, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.06.2006г. № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» установлены требования к запросу о предоставлении сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. В соответствии с п.13 Положения «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2006г. № 363 в запросе указывается раздел информационной системы, запрашиваемые сведения о развитии территории, застройке территории, земельном участке и объекте капитального строительства, форма предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, и способ их доставки. Указывается, что в запросах истца данных сведений не имеется. Кроме того, отмечается, что заявитель в своих запросах указывает разные документы - топографический материал (топоплан), топографический материал - чертежи планировки территории. А это разная по объему и содержанию информация.
Согласно п.4.32 Положения о Комитете архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска Комитет предоставляет сведения, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Указанными полномочиями Комитет наделен решением Ульяновской Городской Думы от 28.04.2010г. № 34.
В соответствии со ст.56 Градостроительного кодекса РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя:
1) сведения:
а) о документах территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований;
б) о документах территориального планирования субъектов Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований;
в) о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию;
г) о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений;
д) о документации по планировке территории;
е) об изученности природных и техногенных условий на основании результатов инженерных изысканий;
ж) о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
з) о геодезических и картографических материалах;
2) дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках;
3) иные документы и материалы.
Согласно ст.57 Градостроительного кодекса РФ ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется бесплатно или за плату. Максимальный размер платы за предоставление указанных сведений и порядок взимания такой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов бесплатно осуществляют предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам:
1) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) физических и юридических лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Порядок предоставления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обращаясь с заявлением в КАиГ, истец указывал на ст.56 Градостроительного кодекса РФ, что свидетельствует о том, что он испрашивал сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Однако в соответствии с перечнем сведений, составляющих информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, приведенным в ст.56 Градостроительного кодекса РФ, такие документы, как «планшет» и топографический материал (топоплан) не значатся.
В полномочия КАиГ также не входит выдача таких документов, как топографический материал (топоплан) и «планшетов».
Из материалов дела усматривается, что те запрашиваемые истцом документы, которые могут быть выданы КАиГ, ему выдавались. Что подтверждается ответом КАиГ от 20.05.2010г.
Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика, представитель третьего лица и ответчик Рипка А.С., «планшетом» является лист размера 1м х 1м, на котором ведется дежурный план города.
Однако истец не запрашивал у КАиГ дежурный план города, что не отрицалось самим истцом в судебном заседании.
В соответствии с п.13 «Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2006г. № 363, предоставление сведений, содержащихся в информационной системе, осуществляется на основании запроса органа государственной власти, органа местного самоуправления, физического или юридического лица, заинтересованного в получении сведений информационной системы (далее - заинтересованные лица).
Заинтересованное лицо подает в орган местного самоуправления городского округа или муниципального района письменный запрос с указанием своего наименования (имени) и места нахождения (места жительства).
В запросе указывается раздел информационной системы, запрашиваемые сведения о развитии территории, застройке территории, земельном участке и объекте капитального строительства, форма предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, и способ их доставки.
Однако в запросах истца от 27.01.2010г. в КАиГ о предоставлении ему сведений в соответствии со ст.56 Градостроительного кодекса РФ, то есть о предоставлении сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, отсутствуют указания на раздел информационной системы, на запрашиваемые сведения о развитии территории, застройке территории, земельном участке и объекте капитального строительства, о форме предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, и способе их доставки.
Таким образом, заявления Гизазова Р.Р. от 27.01.2010г. были оформлены ненадлежащим образом.
Поскольку испрашиваемые Гизазовым Р.Р. документы ему выдавались в пределах компетенции КАиГ, а таких документов как «планшеты» не существует, исковые требования, заявленные в п.1 искового заявления о возложении обязанности на КАиГ выдать копию с «планшета», удовлетворению не подлежат.
Не подлежат удовлетворению и уточненные требования Гизазова Р.Р., заявленные в ходе судебного разбирательства, о возложении обязанности на КАиГ выдать ему топографический план, так как в компетенцию Комитета не входит выдача топографических планов по обращениям физических лиц.
В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с положениями статьей 16,1069 ГК РФ вред подлежит возмещению при наличии совокупности следующих условий:
- противоправность действий (бездействия) должностного лица;
- наличия вреда;
- причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями.
Судом не установлена незаконность действий Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, начальника юридического отдела Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска Рипки ФИО14, заместителя председателя Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска Плетневой ФИО15.
Рипка А.С. и Плетнева В.Д. являются служащими КАиГ, лично к ним обращений Гизазова Р.Р. не имелось, они действовали как служащие КАиГ, поэтому Рипка А.С. и Плетнева В.Д. являются ненадлежащими ответчиками по делу.
Ответственность за вред вследствие незаконных действий органов местного самоуправления наступает при наличии следующих условий: неправомерность действий государственных органов; наличие убытков, причиненных истцу или имуществу; причинная связь между неправомерными действиями этих органов и наступившими убытками; виновность государственных органов.
В данном случае совокупность указанных признаков отсутствует.
Согласно ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст.151 ГК РФ обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются: наличие страданий, то есть морального вреда как последствия нарушения личных неимущественных прав или посягательств на иные нематериальные блага, неправомерные действия (бездействие) причинителя вреда. Причинная связь между неправомерными действиями и моральным вредом и вина причинителя.
Незаконности действий ответчиков по делу не установлено, следовательно, оснований для взыскания компенсации морального вреда также не имеется.
Требование Гизазова Р.Р. о привлечении виновных лиц к административной ответственности не рассматривается в рамках искового производства, поскольку данное требование не является предметом судебного спора в гражданском судопроизводстве. Рассматривается в ином порядке.
Таким образом, исковые требования Гизазова Р.Р. подлежат отклонению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Гизазова ФИО16 к Комитету архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, начальнику юридического отдела Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска Рипке ФИО17, заместителю председателя Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска Плетневой ФИО18, финансовому управлению мэрии г. Ульяновска о возложении обязанности выдать копию с «планшета», взыскании материального ущерба в размере 2581 руб. 46 коп., взыскании компенсации морального вреда в размере 2000 руб., отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья: Е.А. Ибрагимова