о перерасчете пенсии обязании выплатить недополученную пенсию компенсации морального вреда



Дело-2-5008\10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2010 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе

Судьи Чурбановой Е.В.

При секретаре Матвеевой А.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арзютовой Г.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска об обязании произвести перерасчет пенсии, выплатить недополученную пенсию за период с *** г. по *** г., компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Арзютова Г.С. обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование указав следующее.

Истица приобрела право на получение трудовой пенсии по старости *** г., когда проживала на территории Республики Беларусь. Пенсионный фонд по месту жительства истицей были предоставлены все необходимые документы, в том числе и справки о заработной плате за весь период трудовой деятельности до июня 2001 г.

В 2002 г. Арзютова Г.С. переехала на постоянное место жительства в г. Ульяновск, пенсионное дело поступило почтой. Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Ульяновска пенсия была рассчитана за период с 1987-1992 г.г., т.е. за тот же самый период, что и в Республике Беларусь Однако индивидуальный коэффициент получился равным 0,836, тогда как в Республике Беларусьгшщз этот коэффициент был равен 1,03080. Таким образом, истице стали платить минимальный размер пенсии. Истица не соглашаясь с тем, что за один и тот же советский период при одном законе, но в разных городах, индивидуальный коэффициент имеет разный результат.

По данному вопросу истица неоднократно обращалась к ответчику, а также в Отделение пенсионного фонда РФ (ГУ) по Ульяновской области, на что ей давались, как истица считает, отписки. После вторичного обращения, ей сообщили, что ее коэффициент составляет 1,2 с *** г. и ответчик произвел перерасчет пенсии истице с *** г. Тем самым ответчик признал свою ошибку.

Поскольку ответчиком были нарушены права истицы на полное получение пенсии, истица настаивает на том, что бы ей был произведен перерасчет с момента назначения пенсии и до декабря 2009 г. и соответственно выплачена недополученная часть пенсии.

На основании изложенного Арзютова Г.С, просит суд взыскать с ответчика денежные средства согласно перерасчетам за период с *** г. по *** г., компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., поскольку на протяжении четырех лет истице пришлось доказывать свое право на получение пенсии в полном объеме. Также истица просит взыскать с ответчика судебные расходы по оплате гос.пошлины.

В судебном заседании Арзютова Г.С. настаивала на удовлетворении исковых требований, уточнив, просит обязать Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Ульяновска произвести перерасчет пенсии по коэффициенту 1.2 с *** г. по *** г. и произвести оплату денежных средств недополученных по вине ответчика. При этом по существу исковых требований истица дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. При этом истица дополнила, что работники пенсионного фонда сами были обязаны проверить и выбрать наиболее для нее выгодный период работы для исчисления пенсии, а при необходимости запросить необходимые документы.

Представитель ответчика Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Ульяновска исковые требования Арзютовой Г.С. не признала, пояснив, что трудовая пенсия по старости была впервые назначена истицы в Республике Беларусь, уже после распада СССР, и по действовавшим в этой стране законам. 18.08.2006 г. Арзютова Г.С. впервые обратилась в Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Ульяновска за назначением ей трудовой пенсии по старости, при этом истицей было представлено ее пенсионное дело из Республики Беларусь. В указанном деле действительно имелись справки о заработной плате истицы. Однако для расчета пенсии работниками фонда был взят период до 1992 г., т.е. когда Россия и Беларусь были единым государством и заработная плата выплачивалась в обеих республиках в единой валюте - «рубль». При подсчет индивидуального коэффициента было взято соотношение заработной платы истицы за указанный период к заработной плате по России.

Индивидуальный коэффициент в Республике Беларусь рассчитывается в соответствии с действующим на территории их государства законодательством и вполне возможно, что он будет выше. По обращении истице по данному вопросу, ей было предложено представить справки о заработной с указанием в какой валюте истице выплачивалась заработная плата. Однако истица самостоятельно этого не сделала.

Через Отделение Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Ульяновской области из Республики Беларусь была получена справка в июле 2010 г. с указанием валюты, в какой выплачивалась заработная плата истице. После этого был сделан расчет выбран наиболее выгодный период и соответственно перерасчитана пенсия.

Поскольку в соответствии с действующим в настоящее время законодательством, допускающим возможность производства перерасчета с *** г. истице был сделан данный перерасчет. Оснований для производства перерасчета пенсии истице с *** г. не имеется. Назначение пенсии, а также последующий ее перерасчет делается исключительно на заявительной основе, истица с заявлением о перерасчете обратилась только в июле 2010 г. Обязанности запрашивать дополнительные документы у ответчика не имеется.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Арзютова Г.С., *** г. рождения, с *** г. по *** г. являлась получателем трудовой пенсии по старости в Республике Беларусь.

***. Арзютова Г.С. является получателем трудовой пенсии по старости в Управлении Пенсионного фонда в Ленинском района г.Ульяновска Ульяновской области.

При назначении трудовой пенсии по старости оценка пенсионных прав по состоянию на ***г. произведена в соответствии с п.2-5 ст.30 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ». Расчетный размер пенсии исчислен на основании представленных документов с учетом общего трудового стажа 33 года 19 дней (без учета периода ухода за детьми) и отношения среднемесячного заработка за период работы с 01.02.1987г. по 28.02.1992г. к среднемесячной заработной плате по стране России за тот же период, равного 0,836 (при предельно учитываемом не свыше 1,2).

Указанный коэффициент рассчитывался с Законом РФ « 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».

В дальнейшем размер трудовой пенсии индексировался и повышался в соответствии с действующим законодательством.

В 2006г. при назначении пенсии истице были представлены справка о заработной плате *** и *** за период работы в Республике Беларусь ***., однако в них не указаны наименования денежных единиц, в которых осуществлялось начисление заработной платы, поэтому принять указанные справки для исчисления размера пенсии не представляется возможным.

В период с ***г. по ***г. В Республике Беларусь была введена переходная денежная единица- расчетный билет Национального Банка Беларуси, с *** г. введена постоянная национальная валюта - белорусский рубль. С *** г. изменена нарицательная стоимость белорусских рублей в соотношении 1000:1.

При переводе постоянной национальной валюты в российские рубли применяется курс валют, установленный Центральным Банком РФ по состоянию на 01.01.2002 г. (дата вступления в действие Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ).

В отсутствие справки за период с ноября 1992 г. по сентябрь 2000 г. с указанием валюты, в которой выплачивалась истице заработная плата в Республике Беларусь, Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Ульяновска обоснованно взял для расчета пенсии заработную плату истицы за период работы с *** г. по *** г., т.е. период до распада СССР, поскольку в указанный период заработная плата работающим всех союзных республик выплачивалась в единой валюте.

А учитывая то, что назначение пенсии истице в Республике Беларусь в 2001 г. и Российской Федерации в 2006 г. производилось по законам разных государств, соответственно расхождение в индивидуальных коэффициентах допустимо.

Для увеличения размера трудовой пенсии истице необходимо было предоставить справку о заработной плате за любые 5 лет работы подряд в Республике Беларусь с ноября 1992г. по сентябрь 2000 г. с указанием в какой валюте выплачивалась истице заработная плата. Данная справка о заработной плате поступила в Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Ульяновска ***г.

Согласно п.28 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными Законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Минтруда РФ № 17, ПФР № 196 от 27.02.2002 г. Перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом ПФР.

Заявление о перерасчете размера пенсии от Арзютовой Г.С. поступило ***г. По данному заявлению ***г. в соответствии с Федеральным Законом № 213-ФЗ от 24.07.2009г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ «О страховых взносах в ПФР, ФСС, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 01.01.2010г. был произведен перерасчет пенсии.

Исходя из вышеизложенного перерасчет пенсии Арзютовой Г.С. был произведен правильно в соответствии с действующим законодательством.

При этом доводы истицы о том, что УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе обязан был инициировать проверку пенсионных прав истицы в части возможности увеличения размеры выплачиваемой пенсии, для чего истребовать и собрать необходимые документы, избрать наиболее выгодный для нее период и соответственно сделать перерасчет, суд находит не состоятельными.

Назначение и перерасчет пенсии в соответствии с нормами Закона РФ «О трудовых пенсиях в российской Федерации» производится исключительно на основании личного заявления получателя пенсии и представленных им документов. Законодатель не возложил обязанность на органы осуществляющие пенсионное обеспечение по своей инициативе запрашивать дополнительные документы и изменять период, за который была рассчитана пенсия.

Поскольку истицей изначально была представлена справа о заработной плате за период с *** г., содержащая неполные данные, т.е. в ней отсутствовало указание на то, в какой валюте выплачивалась истице заработная плата, соответственно ответчик правомерно не назначил истице пенсию исходя из указанного периода, а взял для расчета период с *** г. по *** г.

Соответственно получи в мае 2010 г. справку о заработной плате Арзютовой Г.С. за период с *** г. с указанием валюты, в которой начислялась и выплачивалась истице заработная плата, ответчик произвел перерасчет пенсии исходя из заработной платы за указанный период, в связи с чем и произошло увеличение индивидуального коэффициента. Указанный перерасчет обоснованно был произведен ответчиком на основании личного заявления Арзютовой Г.С. от *** г.

Поскольку действия ответчика полностью соответствуют нормам закона и отсутствуют какие-либо виновные действия ответчика в не назначении истице пенсии из заработной платы за период с ноября 1992 г. по сентябрь 2000 г. с августа 2006 г., оснований для удовлетворения исковых требований об обязании ответчика произвести перерасчет и выплатить сумму недополученной пенсии за период с *** г. по *** г. не имеется.

В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно статье 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ. моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Пенсионное законодательство не содержит норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав пенсионера в сфере указанных отношений.

Более того, в настоящем судебном заседании не установлено нарушение прав истицы со стороны ответчика.

На основании изложенного оснований для взыскания компенсации морального вреда в пользу истицы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении и исковых требований Арзютовой Г.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска об обязании произвести перерасчет пенсии, выплатить недополученную пенсию за период ***., компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через районный суд.

Судья Е.В. Чурбанова