об оапсривании действий УФМС России по Ульяновской области



Дело №2-5361/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2010 года г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Петровой И.И.,

при секретаре Козельском А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Григорян Р.В. об обязании Управление Федеральной миграционной службы по Ульяновской области поставить на миграционный учет,

УСТАНОВИЛ:

Заявительница Григорян Р.В. обратилась в суд с заявлением об обязании УФМС по Ульяновской области поставить ее на миграционный учет по месту пребывания без предоставления миграционной карты, в обоснование указав следующее.

Заявительница 23.08.2003г. семьей в составе из 5 человек: она, муж - Харятян М.О. дети - Харатян О.М., Харатян Л.М., Григорян В.М., приехали в г.Ульяновск для постоянного проживания из Республики Армения. С августа 2003г. в течение 2-х лет заявительница с семьей проживала по адресу: г.Ульяновск, ул....,... на съемной квартире, затем в течение 4-х лет также на съемной квартире по ул....,..., в настоящее время она проживает на съемной квартире по ул....,...

Ее супруг Харятян М.О. является гражданином РФ.

Согласно справке от 08.06.2010г., выданной Сельским муниципалитетом Джрвеж Котайской области Республики Армения, заявительница и ее дети не зарегистрированы и не проживают с 2002г. по предыдущему месту жительства в Армении.

Факт ее проживания в г.Ульяновске подтверждается справками из средних школ, где обучались и обучаются в настоящее время ее дети, а также медицинскими документами.

В декабре 2009г. заявительница утеряла свой паспорт гражданки Армении, в связи с чем при обращении ее мужа в январе 2010г. в УФМС РФ по Ульяновской области по вопросу постановки заявительницы на миграционный учет, было отказано.

Паспорт гражданина Армении заявительница восстановила только в июне 2010г. в посольстве Армении в г.Москве.

В настоящее время заявительница не имеет возможности выехать в Армению для получения впоследствии при въезде в РФ миграционной карты, поскольку это связано с ее материальными трудностями.

Считает незаконными действия УФМС РФ по Ульяновской области в отказе в постановке ее на миграционный учет.

Кроме того, заявительница просит установить факт ее проживания в г.Ульяновске в период с 23.08.2003г. по настоящее время для установления юридического факта постоянного проживания на территории РФ на момент вступления в силу ФЗ от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве РФ» для дальнейшей постановки на миграционный учет.

В судебном заседании заявительница на удовлетворении заявленных требований настаивала, привела в обоснование доводы, аналогичные изложенным в иске, дополнительно суду пояснила, что Харятян М.О. является ее гражданским мужем, т.к. в органах ЗАГСа их брак не зарегистрирован. Он является отцом всех ее детей, они с ним фактически в браке проживают уже около 15-16 лет. Все трое ее детей родились за пределами РФ (в Армении и в г.Ташкенте). В настоящее время ее дети и гражданский муж зарегистрированы по месту пребывания по адресу: г.Ульяновск, пос.Карамзина, ул....,д.... кв.... Также суду пояснила, что после июня 2010г., когда она получила в посольстве Армении новый паспорт гражданина Армении, она с письменным заявлением и необходимыми документами в УФМС РФ по Ульяновской области по вопросу постановки на миграционный учет не обращалась, обращался ее муж в устном порядке.

Представитель заявительницы Харатян М.О. в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснив, что он действительно является гражданским мужем заявительницы, у них имеется трое совместных детей. С 2003г. его супруга и дети проживают в г.Ульяновске, до этого с 2000г. они всей семьей проживали в Краснодарском крае и в г.Волгограде. Подтвердил, что он сам в январе 2010г. обратился в Правительство Ульяновской области с просьбой помочь поставить супругу на миграционный учет. В полученном на данное обращение ответе из УФМС РФ по Ульяновской области указывалось на невозможность постановки супруги на миграционный учет в связи с утерей ей паспорта гражданина Армении. После получения в посольстве Армении нового паспорта гражданина Армении в июне 2010г., он вновь обращался в УФМС РФ по Ульяновской области, но в устном порядке.

Представитель УФМС РФ по Ульяновской области в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, привела в обоснование своих возражений доводы, изложенные в письменном отзыве, приложенном в материалы дела, также дополнительно указала следующее. Как указывает заявительница, она прибыла в РФ из Республики Армения в 2003г., когда уже были в ведены в действие миграционные карты для въезжающих на территорию РФ иностранных граждан. Для постановки на миграционный учет заявительнице необходимо было представить в установленном законом порядке в УФМС РФ по Ульяновской области письменное заявление с приложением паспорта гражданина Армении и миграционной карты. Однако такого письменного обращения с приложением всех документов на рассмотрение в миграционную службу от заявительницы не поступало. Также пояснила, что установление факта постоянного проживания заявительницы в РФ с августа 2003г. не влечет для нее каких-либо правовых последствий.

Выслушав заявительницу, ее представителя, представителя УФМС РФ по Ульяновской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Григорян Р.В. является гражданкой Республики Армения, что подтверждается ее паспортом, выданным ***.2010г. МВД Республики Армения. Данный факт не оспаривался и самой заявительницей в ходе рассмотрения дела.

Также судом установлено, что на территории РФ заявительница проживает длительное время без соответствующей регистрации.

По мнению суда, заявленные Григорян Р.В. требования не подлежат удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона №115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст.30 названного Федерального закона иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию заполняет миграционную карту, которая вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, предъявляется должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

При выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Должностное лицо органа пограничного контроля проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в Российскую Федерацию и отметку о его выезде из Российской Федерации.

В силу положений ст. 37 указанного Федерального закона иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, обязаны обратиться с заявлением о получении миграционной карты в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту своего пребывания в течение шестидесяти суток со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, и не обратившегося с заявлением о получении миграционной карты, исчисляется со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с Федеральным законом №109-ФЗ от 18.07.2006 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» для постановки на миграционный учет по месту пребывания они должны предъявить миграционную карту или визу.

Учитывая вышеизложенные положения законодательства, а также исходя из имеющихся в материалах настоящего дела письменных доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявительницы за весь период ее нахождения на территории РФ вида на жительство, разрешения на временное проживание, заявительница на сегодняшний день не имеет доказательств законности ее нахождения на территории РФ как иностранного гражданина.

Более того, с вопросом о постановке ее на миграционный учет в апреле 2010г. обращалась не она, а ее гражданский муж и обращался не в УФМС РФ по Ульяновской области, а в Правительство Ульяновской области, в компетенцию которого не входят вопросы постановки на миграционный учет.

Тем не менее, 30.04.2010г. УФМС РФ по Ульяновской области на данное обращение направило Харятяну М.О. письменный ответ, в котором разъяснялся порядок постановки на миграционный учет его супруги и детей. Аналогичный письменный ответ УФМС РФ по Ульяновской области направляло и в марте 2010г.

Однако после получения указанных письменных ответов из УФМС РФ по Ульяновской области и до момента обращения в суд с настоящим заявлением заявительница в установленном законом порядке в органы миграционной службы по вопросу постановки на миграционный учет не обращалась.

Несмотря на это, заявительница считает, что УФМС РФ по Ульяновской области незаконно отказывает ей в постановке на миграционный учет без оформления миграционной карты.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация праве оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статьей 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина возложена незаконно какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Так, с момента получения заявительницей последнего письменного ответа из УФМС РФ по Ульяновской области от 30.04.2010г. и до момента обращения заявительницы в суд (08.09.2010г.) прошло более 3-х месяцев, установленных законом для защиты гражданином своих нарушенных прав по делам об оспаривании незаконных действий и решений органов государственной власти. Каких-либо доказательств уважительности пропуска установленного законом трехмесячного срока заявителем суду не представлено.

В связи с этим, требования заявительницы о признании незаконными отказа УФМС РФ по Ульяновской области в постановке ее на миграционный учет, обязании поставить ее на миграционный учет удовлетворению не подлежат.

Помимо этого, заявительница не представила в суд доказательств надлежащего обращения ее по вопросу постановки на миграционный учет именно в УФМС РФ по Ульяновской области, чьи незаконные действия она оспаривает. Как пояснила сама заявительница, в письменном виде с приложением документов она не обращалась по данному вопросу в уполномоченный орган, обращения носили устный характер.

При этом, также необходимо отметить, что установление судом факта проживания заявительницы на территории РФ с 2003г., как она просит в заявлении, как и факта ее проживания с 2000г. для рассмотрения вопроса о постановки ее на миграционный учет правового значения не имеет.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Григорян Р.В. об обязании Управление Федеральной миграционной службы по Ульяновской области поставить ее на миграционный учет по месту пребывания - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней.

Судья И.И.Петрова