об оспаривании отказа в учете изменений объекта



Дело № 2- 5249/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2010г.

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе

судьи Родионовой В.П.

при секретаре Абдулхаковой Е.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мандрюкова В.Н., Кузнецова А.В., Макаровой Л.И. о признании незаконным отказа Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости

У С Т А Н О В И Л :

Заявители обратились в суд с вышеназванным заявлением, указывая, что на основании Постановления Главы города Ульяновска «О землепользовании по <адрес>» от 08.05.2007 года № являются сособственниками земельного участка по адресу: <адрес>, на праве общей долевой собственности: Мандрюков В.Н. (доля в праве - 7950/50530), Кузнецов А.В. (доля в праве - 16360/50530); Макарова Л.И. (доля в праве - 10 420/50530). Право общей долевой собственности на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Также заявители являются сособетвенниками жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу: <адрес>, на праве общей долевой собственности: Макарова Л.И. - на основании договора купли № от ДД.ММ.ГГГГ (доля в праве - 6/30), Мандрюков В.Н. - на основании договора купли № от ДД.ММ.ГГГГ (доля в праве - 6/30), Кузнецов А.В. - на основании договора купли № № от ДД.ММ.ГГГГ (доля в Ранее до перенумерации указанный жилой дом имел адрес: <адрес>. После перенумерации указанный жилой дом имеет адрес: <адрес>, что подтверждается справкой о регистрации адреса строения от 26.12.2005 года, выданной УОГУП БТИ. Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, имеет кадастровый номер 73:24:041413:106. Указанный номер был внесен в государственный кадастр недвижимости 11.03.2009 года. Изложенное подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке (выпиской из государственного кадастра недвижимости) от 10.03.2010 г. №. Для уточнения местоположения границы и площади земельного участка Макарова Л.И. (через своего представителя) обратилась в Ульяновское областное государственное унитарное предприятие бюро технической инвентаризации (УОГУП БТИ) для подготовки технического проекта, плана границ землепользования (с каталогом координат точек (углов поворота), дирекционных направлений и длин линий границы земельного участка) и межевого плана земельного участка. УОГУП БТИ были подготовлены технический проект, план границ землепользования (с
каталогом координат точек (углов поворота), дирекционных направлений и длин линий границы земельного участка). В результате выполнения кадастровых работ кадастровым инженером Ягодиным Н.В, (директором УОГУП БТИ) был составлен межевой план земельного участка. Из содержащегося в межевом плане заключения кадастрового инженера следует, что «в результате проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка по <адрес> с кадастровым номером 73:24:04 14 13:106 выявлено, что площадь земельного участка составляет 674 кв.м. Ранее площадь земельного участка установлена с меньшей нормативной точностью определения координат и составляла 505,3 кв.м. В связи с этим уточненную фактическую площадь земельного участка по <адрес> необходимо считать 674 кв.м.». Получив вышеуказанные документы, 20.07.2010 года мы (Мандрюков В.Н., Кузнецов А.В., Макарова Л.И.) обратились в Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (Управление Роскадастра по Ульяновской области) с заявлением № о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (уточнение местоположения границы и площади земельного участка), расположенного по адресу: <адрес>. Решением Управления Роскадастра по Ульяновской области (в лице ведущего специалиста-эксперта отдела землеустройства и мониторинга земель Е.К.Турлай) от 17.08.2010 года в учете изменений объекта недвижимости нам было отказано со ссылкой на следующие доводы: «изменение площади земельного участка не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ», «представленные для кадастрового учета документы по содержанию не соответствуют требованиям Закона и Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. № П/412 (далее - Требования), а именно: в разделе «Заключение кадастрового инженера» кадастровый инженер недостаточно обосновывает вывод о наличии кадастровой ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка», «в связи с тем, что местоположение границ и площадь земельного участка. .. уточнены, возможно имеет место кадастровая ошибка. Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости», «в соответствии с п.70 Требований, если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы) в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков (ранее допущенные кадастровые ошибки), в разделе «Заключение кадастрового инженера» приводятся предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок». В вышеуказанном решении Управления Роскадастра по Ульяновской области рекомендовано для устранения причин отказа «представить межевой план, выполненный в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. №412. В случае выявления кадастровой ошибки, в представленный межевой план включить Заключение кадастрового инженера о выявлении кадастровой ошибки в определении местоположения границ и площади земельного участка. .. и обоснованные предложения по исправлению данной кадастровой ошибки». Считают отказ Управления Роскадастра по Ульяновской области в учете изменений объекта недвижимости незаконным, поскольку представленный межевой план выполнен в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. №412, при этом никакой кадастровой ошибки в определении местоположения границ и площади земельного участка не имеется. Данные обстоятельства были подтверждены в УОГУП БТИ. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. Частью 3 статьи 20 Закона право обратиться с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости предоставлено собственникам таких объектов недвижимости. В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением
случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе
земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. При кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка. Просят признать незаконным отказ Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (изложенный в решении ведущего специалиста-эксперта отдела землеустройства и мониторинга земель Е.К.Турлай от 17.08.2010 года) в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка площадью 674 кв.м., расположенного по адресу: город Ульяновск, улица <адрес> и обязать Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области осуществить кадастровый учет изменений указанного земельного участка и выдать кадастровый план указанного земельного участка.

В судебном заседании представители заявителей поддержали заявление и доводы изложенные в нем.

Представитель Управления Роскадастра по Ульяновской области полгала, что не имеется оснований для удовлетворения заявления. Поддержала доводы возражений, указывая следующее. В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 г. № 42 (вст. в силу 20.04.2010 г.), ранее действовал порядок, утвержденный приказом Минюста России от 20.02.2008 г. № 35. В ст. 16 Закона о кадастре сказано, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 7, 10-21 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 13 - 20 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре сведений (учет изменений объекта недвижимости) осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (необходимые для кадастрового учета документы). Согласно ст. 20 Закона о кадастре, с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. Таким образом, кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется только в случае предоставления документов для постановки на кадастровый учет в порядке, установленном Законом о кадастре. В соответствии со ст. 22 Закона о кадастре, в числе документов, представляемых с заявлением в орган кадастрового учета, подается межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст. 38 Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ). Основания для отказа в осуществлении кадастрового учета предусмотрены ст. 27 Закона. Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ст. 38 Закона о кадастре). В переходный период представленные в составе документов, необходимых для государственного кадастрового учета, Описания земельных участков проверяются органом кадастрового учета на предмет соответствия требованиям к их подготовке, утвержденным Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327, применяющимся в части, не противоречащей действующим нормативным правовым актам в сфере регулирования кадастровых отношений. Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ст. 38 Закона о кадастре). В соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета не осуществляет экспертизу представленных для учета документов. Проводится проверка документов на соответствие требованиям указанного закона по форме и содержанию. При этом содержание документов определяется наличием сведений, необходимых для проведения государственного кадастрового учета. Наличие определенных сведений зависит от выполняемых кадастровых процедур. Об образовании земельных участков говорится в ст. ст. 11.2 -11.9 Земельного кодекса РФ. Согласно ст. 11.2 земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В данном случае представленный Межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 73:24:041413:106. В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона о кадастре, кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (уточнение границ земельного участка). При кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка (смежный земельный участок), орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка. По сведениям Государственного кадастра недвижимости, местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:041413:106 уточнено 11.03.2009 г., описание местоположения границ соответствует требованиям Закона о кадастре, площадь земельного участка составляет 505,3 кв.м. В соответствии со ст. 28 Закона о кадастре, кадастровая ошибка в сведениях - это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Согласно п. 12 Требований к подготовке межевого плана (утв. приказом Минэкономразвития от 24.11.2008 г. № П/412), "Заключение кадастрового инженера" включается в состав межевого плана в следующих случаях: 1) В ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению,
наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений в отношении существующих земельных участков; 2) Имеются неснятые возражения по поводу местоположения земельного участка,
выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, или возражения о местоположении границы земельного участка; 3) В иных случаях, в том числе, если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, необходимо обосновать размеры образуемых земельных участков). В соответствии с п. 70 Требований к подготовке межевого плана, раздел "Заключение кадастрового инженера" оформляется кадастровым инженером в виде связного текста. В случае, если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы) в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков (ранее допущенные кадастровые ошибки), границ муниципальных образований или населенных пунктов, в разделе приводятся предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок, в том числе результаты необходимых измерений. Вопреки вышеуказанным положениям, представленное в составе Межевого плана от 20.06.2010 г. заключение кадастрового инженера не содержит достаточного обоснования наличия кадастровой ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, а также предложений по устранению выявленных ошибок. Следовательно, при таких обстоятельствах орган кадастрового учета обязан принять решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре. Просила в удовлетворении заявления к Управлению Роскадастра по Ульяновской области отказать.

Выслушав заявителей, представителя заинтересованного лица, допросив в качестве свидетеля кадастрового инженера, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина возложена незаконно какая-либо обязанность.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Из содержания ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» следует, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Кадастровый учет осуществляется как в заявительном порядке, так и в порядке информационного взаимодействия.

Порядок исправления ошибок при осуществлении государственного кадастрового учета регламентируется ст. 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Могут иметь место два вида ошибок в государственном кадастре недвижимости:

1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);

2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (п. 4 ст. 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

По мнению суда, оснований для признания незаконным решения Управления Роскадастра Ульяновской области от 17 августа 2010 года не имеется.

Установлено, что решением от 17 августа 2010 года отказано в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по <адрес> в <адрес>.

Установлено, что сведения Государственного кадастра недвижимости местоположение границ земельного участка, расположенного по адресу : <адрес> с кадастровым номером № уточнено 11 марта 2009 года и описание местоположения его границ соответствует требованиям Закона, площадь земельного участка составляет 505,3 кв.м.

Указанной площадью земельный участок поставлен на кадастровый учет на основании Постановления Мэра г. Ульяновска № от 08 мая 2007 года о землепользовании по ул. <адрес> в Ленинском районе г. Ульяновска. Указанным постановлением сформирован земельный участок площадью 505, 3 кв.м. и утвержден проект границ земельного участка площадью 505, 3 кв., а также передан в общую долевую собственность под существующим жилым дом участником общей долевой собственности в праве на жилой дом.

Заявители Мандрюков В.Н. (доля в праве - 7950/50530), Кузнецов А.В. (доля в праве - 16360/50530); Макарова Л.И. (доля в праве - 10 420/50530) зарегистрировали право общей долевой собственности на земельный участок площадью 505,3 кв.м., выданы свидетельства о государственной регистрации права.

По заданию заявителей, специалистами УОГУП БТИ был подготовлен межевой план на земельный участок, расположенный по <адрес> в г.Ульяновске с указанием его площади 673 кв.м. В заключении кадастровый инженер отмечает, что ранее площадь земельного участка установлена с меньшей нормативной точностью определения координат и составляла 505.3 кв.м. В связи с этим уточненную площадь земельного участка необходимо считать 674 кв.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля кадастровый инженер Ш пояснил, что кадастровая ошибка заключается в том, что первоначальная площадь земельного участка была установлена в границах 505, 3 кв.м. При составлении настоящего межевого плана площадь и границы установлены со слов заказчика с определением их на местности. Полагает, что кадастровая ошибка может быть устранена путем увеличения площади земельного участка с постановкой его на кадастровый учет.

Кадастровая ошибка в сведениях и, тем более, техническая ошибка - это неточности в уникальных характеристиках объекта недвижимости, подлежащего кадастровому учету.

Истцом не представлены суду доказательства наличия ошибок в документах, представленных для кадастрового учета земельного участка по <адрес> в г. Ульяновске.

Фактически заявители высказывают несогласие с тем фактом, что первоначально был сформирован земельный участок площадью 505, 3 кв.м., полагая, что он менее необходимой площади для обслуживания жилого дома. Однако указанное обстоятельство не может свидетельствовать о неправильности оспариваемого решения Управления Роскадастра по Ульяновской области от 17 августа 2010 года.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 - 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Мандрюкова В.Н., Кузнецова А.В., Макаровой Л.И. о признании незаконным отказа Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании незаконным решения от 17 августа 2010 года об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка по <адрес> - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Судья В.П.Родионова