Дело № 2-5139/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2010 года
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи Матвеевой Л.Н.,
при секретаре Айсиной А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заволжского района города Ульяновска, заявленного в интересах Матроскина В.К. к мэрии города Ульяновска о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
установил:
Прокурор Заволжского района города Ульяновска в интересах Матроскина В.К. обратился в суд с иском к мэрии города Ульяновска о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска указал, что исковое заявление подано в интересах ветерана Великой Отечественной войны инвалида II группы Матроскина В.К. 05.04.2010 Матроскин В.К. обратился в отдел по учету и распределению жилой площади мэрии города Ульяновска с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий как ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. С 01.10.1981 г. Матроскин В.К. зарегистрирован и проживает в частном <адрес> общей площадью 44,79 кв.м. <адрес> <адрес>. Вместе с ним проживают его жена и сын. Согласно договору от 06.10.2007 указанный дом был подарен Матроскиным В.К. его сыну, Матроскину В.В.. Решением комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии города Ульяновска от 08.04.2010 (Протокол №) Матроскину В.К. было отказано в удовлетворении заявления на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ. В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно п. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Комиссией по учету и распределению жилой площади при мэрии г.Ульяновска принято решение об отказе в постановке на учет Матроскина В.К. в связи с тем, что согласно договору дарения земельного участка и жилого дома от 06.10.2007 он подарил жилой дом общей площадью 44,79 кв.м., расположенный по адресу: г. <адрес> <адрес> <адрес>. При принятии решения Комиссией не был учтен тот факт, что подарив принадлежащий ему дом своему сыну, Матроскин В.К. не ухудшил свои жилищные условия, поскольку остался проживать в указанном доме. Кроме того, целью продажи дома не могло служить приобретение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку жилищные условия ветерана не ухудшились, а остались прежними. Таким образом, незаконным решением Комиссии по учету и распределению жилой площади мэрии города Ульяновска нарушено право Матроскина В.К. на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Просит признать незаконным отказ Комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии города Ульяновска от 08.04.2010 в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Обязать мэрию горда Ульяновска поставить Матроскина В.К. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании помощник прокурора Заволжского района города Ульяновска на иске настаивал, дал пояснения, аналогичные изложенным в иске.
В судебном заседании истец Матроскин В.К. на иске настаивал, просил учесть также то, что он проживает в жилом доме, в котором отсутствует водоотведение, ванная и канализированная уборная. Ему в силу своего возраста тяжело проживать в помещении без удобств.
В судебном заседании представитель ответчика мэрии города Ульяновска иск не признал и пояснил, что обеспечение жилыми помещениями ветеранов ВОВ осуществляется в соответствии с нормами Жилищного Кодекса РФ, Федерального Закона РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями от 21.12.2009 г.), которым предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ по месту жительства в органе местного самоуправления. Нуждающимися в жилье признаются граждане, не обеспеченные учетной нормой площади жилого помещения. В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от. 13.07.2005г. № 136 учетная норма площади жилого помещения составляет 12 кв.м общей площади на 1 человека. Матроскин В.В., с 1981г. зарегистрирован в частном доме общей площадью 44.79 кв.м <адрес> с составом семьи из 3-х человек. Указанный дом принадлежал истцу на праве собственности. В 2007г. он подарил дом сыну. Согласно ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в -г качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Представитель третьих лиц, Правительства Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области, в судебном заседании решение оставил на усмотрение суда.
Представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебном заседании не присутствовал, в отзыве на иск указал, что в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Для получения свидетельства гражданин представляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, следующие документы: а) заявление о выдаче свидетельства; б) паспорт гражданина - получателя; в) документ, подтверждающий право гражданина - Получателя на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета; г) выписка из домовой книги по месту регистрации; д) копия финансового лицевого счета. Орган местного самоуправления осуществляет приём документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Департамент (в настоящий момент Министерство труда и социального развития Ульяновской области). В представленных органом местного самоуправления списках Матроскин В.К. не значится. Министерство труда и социального развития не вправе выдать жилищный сертификат.
В судебном заседании третьи лица, Матроскина А.С,. Матроскин В.В., просили иск удовлетворить, учесть состояние здоровья и возраст истца, что истец нуждается в улучшении жилищных условий - получении квартиры со всеми удобствами.
Представитель третьего лица, Министерства финансов РФ, в судебном заседании не присутствовал. В отзыве на иск указал, что просит гражданское дело рассмотреть в его отсутствие. Решение оставляет на усмотрение суда.
Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, инвентарное дело на дом, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Матроскин В.К. является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом II группы.
05.04.2010 Матроскин В.К. обратился в отдел по учету и распределению жилой площади мэрии города Ульяновска с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий как ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
В постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истцу было отказано.
В судебном заседании установлено, что с 01.10.1981 г. Матроскин В.К. зарегистрирован и проживает в частном <адрес> общей площадью 44,79 кв.м. <адрес> г. Ульяновска - Заволжский район г. Ульяновска.
Вместе с ним проживают его жена и сын. Согласно договору от 06.10.2007 указанный дом был подарен Матроскиным В.К. его сыну Матроскину В.К..
В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Вместе с тем, истец не ухудшал своих жилищных условий, поскольку, подарив принадлежащий ему дом, истец проживает в данном доме и сохраняет согласно договору дарения право пользоваться данным домом.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено « ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ ПОМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ» утверждены требования, которым должно отвечать жилое помещение. Пункт 12 данного Положения предусматривает, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Согласно «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 «водоотведение» - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
Как следует из инвентарного дела на дом, в данном доме отсутствует водоотведение, канализированная уборная и ванна.
В вязи с чем, истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан. К ним относятся: малоимущие; иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.
Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует.
В связи с вышеизложенным, исковые требования подлежат удовлетворению.
Следует также учитывать, что Матроскин В.К. являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий и до 01.01.2005 года в соответствии с ЖК РСФСР и в соответствии с ВРЕМЕННЫМИ ПРАВИЛАМИ УЧЕТА ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ, И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ».
В соответствии с п. 6 утвержденных Законодательным Собранием Ульяновской области 26 декабря 1996 года «ВРЕМЕННЫХ ПРАВИЛ УЧЕТА ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ, И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ» нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане Российской Федерации: а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 8 кв. метров. Инвалиды и участники Великой Отечественной войны, лица, приравненные к ним, а также лица, подвергшиеся воздействию радиации, лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, инвалиды I и II группы могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, если обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи более 8 кв. метров, но проживающие в жилых помещениях без удобств, либо с частичными удобствами (отсутствие центрального отопления, или канализации, или водопровода, или ванны).
У истца отсутствует и отсутствовали ванна и канализация (водоотведение).
Руководствуясь ст.ст.194, 196-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска, заявленного в интересах Матроскина В.К. удовлетворить.
Признать незаконным отказ мэрии города Ульяновска в постановке Матроскина В.К. на учет нуждающихся в жилом помещении.
Обязать мэрию города поставить Матроскина В.К. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана Великой Отечественной войны.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Л. Н. Матвеева.