Дело-2-4592\10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 сентября 2010 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе
Судьи Чурбановой Е.В.
При секретаре Матвеевой А.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах несовершеннолетней Николаевой А.Д., к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф Горячева» об обязании обеспечить специализированным лечебным питанием за 2009 г., 2010 г. в денежном выражении,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетней Николаевой А.Д., обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование указав следующее.
В соответствии со ст.4.1 Федерального закона от 17.07.99 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Статья 6.1 вышеназванного Федерального закона предусматривает право детей-инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с ч.ч. 1. 2 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.99 № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом от 09.01.2007 № 1 «Об утверждении перечня изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» установлено, что дети-инвалиды, страдающие фенилкетонурией, бесплатно обеспечиваются специализированными продуктами лечебного питания без фенилаланина согласно возрастным нормам.
Согласно п.2.1. приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» за предоставлением специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медико-генетическую помощь.
Прокурорской проверкой установлено, что Николаева В.А. обратилась для обеспечения специализированными продуктами лечебного питания ее несовершеннолетней дочери Николаевой А.Д., являющейся ребенком-инвалидом, в Государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская областная детская клиническая больница».
Согласно расчету о необходимости лечебного питания, произведенного специалистом ГУЗ УОДКБ, Николаевой А.Д. рекомендовано обеспечение 35 банками по 0,4 кг лечебного питания на основе аминокислот без фенилаланина для детей с фенилкетонурией (ФКУ) (гидролизат) MD мил ФКУ-3 в 2009 году.
Николаева А.Д. получила в 2009 году специализированные продукты лечебного питания без фенилаланина ФКУ-2 в количестве 6 банок.
Таким образом, Николаева А.Д. получила в 2009 году лишь 6 банок, что повлекло нарушение Министерством здравоохранения Ульяновской области ее прав.
Министерство здравоохранения Ульяновской области обязано дополнительно обеспечить Николаеву А.Д. 29 банками специального питания ФКУ-3 по 0,4 кг за 2009 год.
Согласно расчету о необходимости лечебного питания, произведенного специалистом ГУЗ УОДКБ, Николаевой А.Д. рекомендовано обеспечение 40 банками по 0,4 кг лечебного питания на основе аминокислот без фенилаланина для детей с фенилкетонурией (ФКУ) (гидролизат) MD мил ФКУ-3 в 2010 году, то есть по 3,5 банки в месяц.
В 2010 году Николаева А.Д. получила специализированные продукты лечебного питания без фенилаланина ФКУ-2 в количестве 6 банок.
Таким образом, Министерство здравоохранения Ульяновской области обязано дополнительно обеспечить Николаеву А.Д. 18,5 банками специального питания ФКУ-3 по 0,4 кг за период с 01.01.2010 по 31.07.2010.
Инвалиды относятся к одной из наименее защищенных категорий граждан. Такие граждане должны получать квалифицированную медицинскую помощь и необходимое специальное лечебное питание надлежащего качества в соответствии с рекомендациями врачей. Ущемление их социальных прав является недопустимым. На основании изложенного Прокурор Ленинского района г. Ульяновска просит суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Николаеву А.Д. специализированным лечебным питанием на основе аминокислот без фенилаланина для детей с фенилкетонурией (ФКУ) (гидролизат) MD мил ФКУ-3 в количестве 29 банок, по 0,4 кг на период с 01.01.2009 по 31.12.2009, специализированным лечебным питанием на основе аминокислот без фенилаланина для детей с фенилкетонурией (ФКУ) (гидролизат) MD мил ФКУ-3 в количестве 18,5 банок по 0,4 кг за период с 01.01.2010 по 31.07.2010 г.
В ходе судебного разбирательства Прокурор Ленинского района г. Ульяновска уточнил исковые требования, настаивая на возложении обязанности на Министерство здравоохранения Ульяновской области по обеспечению Николаевой А.Д. специализированным лечебным питанием на основе аминокислот без фенилаланина для детей с фенилкетонурией (ФКУ) (гидролизат) MD мил ФКУ-3 в количестве 29 банок по 0,4 кг. на период с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. в денежном выражении в размере 54 186,79 руб., специализированным лечебным питанием на основе аминокислот без фенилаланина для детей с фенилкетонурией (ФКУ) (гидролизат) MD мил ФКУ-3 в количестве 18,5 банок по 0,4 кг. за период с 01.01.2010 г. по 31.07.2010 г. в денежном выражении в размере 36 105,34 руб.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска Шамсутдинова Г.М. настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме, дав по существу пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив следующее. Согласно действующему законодательству Министерство здравоохранения Ульяновской области лишь подает заявки на лечебное питание в Министерство здравоохранения и социального развития РФ на основании данных, представленных специалистами ГУЗ «Ульяновская детская клиническая больница».
ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница» является плательщиком и получателем лечебного питания. Сведений о недостаточном количестве лечебного питания по Николаевой А.Д. в Министерство здравоохранения Ульяновской области не поступало.
Представитель соответчика ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф, Горячева» в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив следующее.Законодательством РФ не предусмотрена возможность обеспечения детей-инвалидов в рамках лечебно-профилактического учреждения. Министерство здравоохранения Ульяновской области нормативно не закрепило за ГУЗ «УОДКБ имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева» порядок обеспечения специализированными продуктами лечебного питания детей-инвалидов.
Письмом от 01.02.2010 года администрация больницы обращалась в адрес Министра здравоохранения Ульяновской области с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и принять меры по нормативному закреплению порядка организации обеспечения детей-инвалидов, страдающих фенилкетонурией, специализированными продуктами лечебного питания в рамках дополнительного лекарственного обеспечения. Однако данная просьба оставлена без ответа и удовлетворения.
Николаева В.А, в судебное заседание не явилась, извещалась о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
В предыдущем судебном заседании Николаева В,А. поддерживая требования прокурора, указала, что в 2009 г. ей приходилось приобретать лечебное питание для дочери, однако платежные документы не согхранились.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
Судом установлено следующее. Николаева А.Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения, страдает фенилкетонурией, в связи с чем является ребенком-инвалидом, что подтверждено справкой серия № №.
В связи с данным заболеванием несовершеннолетняя Николаева А.Д. нуждается в обеспечении специализированными продуктами лечебного питания на основе аминокислот без фенилаланина.
Согласно расчету о необходимости лечебного питания, произведенного специалистом ГУЗ УОДКБ, Николаевой А.Д. рекомендовано обеспечение 35 банками по 0,4 кг лечебного питания на основе аминокислот без фенилаланина для детей с фенилкетонурией (ФКУ) (гидролизат) MD мил ФКУ-3 в 2009 году.
Согласно расчету о необходимости лечебного питания, произведенного специалистом ГУЗ УОДКБ, Николаевой А.Д. рекомендовано обеспечение 40 банками по 0,4 кг лечебного питания на основе аминокислот без фенилаланина для детей с фенилкетонурией (ФКУ) (гидролизат) MD мил ФКУ-3 в 2010 году, то есть по 3,5 банки в месяц.
Согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся среди прочих организация обеспечения населения специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
В соответствии со ст.4.1 Федерального закона от 17.07.99 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Статья 6.1 вышеназванного Федерального закона предусматривает право детей-инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с ч.ч. 1. 2 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.99 № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом от 09.01.2007 № 1 «Об утверждении перечня изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» установлено, что дети-инвалиды, страдающие фенилкетонурией, бесплатно обеспечиваются специализированными продуктами лечебного питания без фенилаланина согласно возрастным нормам.
Николаева Валентина Анатольевна обратилась для обеспечения специализированными продуктами лечебного питания ее несовершеннолетней дочери Николаевой А.Д., в ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница».
Согласно расчету специализированного лечебного питания, произведенного для Николаевой А.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р. заведующей отделением медико-генетической консультации ГУЗ «УОДКБ имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева» потребность в лечебном питании по гидролизату МД мил ФКУ-3 на 2009 год составила 35 банок. Фактически А.Д. Николаевой в 2009 году получено: «МД Мил ФКУ-2» - 8 банок, что подтверждено выписками из журнала учета выдачи специализированного питания.
Согласно расчету специализированного лечебного питания, произведенного для Николаевой Анастасии Дмитриевны по гидролизату «МД Мил ФКУ-3» на 2010 год ее годовая потребность в специализированном лечебном питании обеспечена полностью, что также подтверждено представленными документами.
Письмом Федерального фонда ОМС от 21 марта 2005 г. № 1187/12 «О Методических рекомендациях Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 марта 2005 года «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг» закреплен порядок взаимодействия участников дополнительного лекарственного обеспечения с участием аптечных организаций.
Порядок предоставления специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов предусмотрен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».
Так, согласно пункту 2.1 указанного Приказа, граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медико-генетическую помощь за предоставлением специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов.
Затем, в соответствии с пунктом 2.3 Приказа, врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.
Далее, согласно пункту 2.4 Приказа, лечебно-профилактическое учреждение представляет информацию об аптечных учреждениях, осуществляющих отпуск гражданам специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, выписанных в соответствии с Перечнями.
Отпуск аптечными учреждениями специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов осуществляется в порядке, установленном для отпуска лекарственных средств (пункт 2.5 Приказа).
2.7. В случае временного отсутствия лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту. (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан")
Таким образом, законодательством РФ не предусмотрена возможность обеспечения детей-инвалидов за прошлое время, в данном случае за 2009 г., лечебным питанием путем выплаты денежной компенсации исходя из закупочной цены питания. Доказательств того, что Николаева В,А. в 2009 г. приобретала за счет собственных средств указанное питание, а также документы, подтверждающие фактически понесенные ею расходы на эти цели суду не представлено.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что в 2010 г. Николаева А.Д. обеспечена специализированным лечебным питанием в полном объеме, оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах несовершеннолетней Николаевой А.Д., не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах несовершеннолетней Николаевой А.Д., к Министерству здравоохранения Ульяновской области ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф, Горячева» об обязании обеспечить специализированным лечебным питанием за 2009 г., 2010 г. в денежном выражении отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через районный суд.
Судья Е.В. Чурбанова