Дело-2-5241\10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ
28 сентября 2010 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе
Судьи Чурбановой Е.В,
При секретаре Матвеевой А,В,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Димитровграда в интересах Антонова Е.О. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области об обеспечении техническими средствами реабилитации и взыскании компенсации за приобретенные средства реабилитации,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Димитровграда, действуя в интересах ребенка-инвалида Антонова Е.О., обратился в суд к Министерству труда и социального развития с вышеназванным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства.
Прокуратурой г.Димитровграда по обращению Антоновой О.В. законного представителя несовершеннолетнего ребенка-инвалида Антонова Е.О. проведена проверка соблюдения Министерством труда и социального развития Ульяновской области законодательства о социальной защите инвалидов.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Антонов Е.О. является ребенком-инвалидом. 09.03.2010 филиалом №15 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» мальчику оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида № 351. В разделе «Технические средства реабилитации» указаны кресло-коляска комнатная, кресло-коляска прогулочная, катетер для самокатетеризации, памперсы, тутор на нижние конечности, аппарат на нижние конечности с полукорсетом, ходунки, карсет.
Согласно справке №19, выданной филиалом №15 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Антонов Е.О. нуждается в следующем виде кресле -коляски: комнатная, с ручным приводом от обода колеса, с регулируемыми сиденьями, спинкой, подлокотниками и подножкой.
Кроме того, Антонов Е.О. нуждается в аналогичном кресле - коляске прогулочной.
Антонова О.В., мать несовершеннолетнего мальчика в марте 2010 обратилась к Министру труда и социального развития Ульяновской области Васильеву А.А. с заявлением об обеспечении сына средствами индивидуальной реабилитации.
Согласно уведомлению от 07.04.2010 № 6799 Антонов Г.О. был поставлен на учет в Министерстве труда и социального развития, однако указанными средствами до настоящего времени не обеспечен.
В январе 2010 года мать Антонова Е.О. приобрела несовершеннолетнему ортопедический костюм (тутор на нижние конечности и аппарат на нижние конечности) за 26 600 руб.
В марте 2010 года Антонова О.В. обратилась в Министерство груда и социального развития Ульяновской области с заявлением о компенсации расходов на приобретение технических средств реабилитации инвалида, однако до настоящего времени данная компенсация не произведена, что повлекло нарушение прав ее сына Антонова Е.О.
Инвалиды относятся к наименее социально защищенным категориям граждан. Такие граждане должны получать квалифицированную медицинскую помощь и необходимые средства реабилитации надлежащего качества в соответствии с рекомендациями врачей. Ущемление их социальных прав является недопустимым.
На основании изложенного Прокурор г. Димитровграда, действуя в интересах ребенка-инвалида Антонова Е.О. просит суд Признать бездействие Министерства труда и социального развития Ульяновской области по не обеспечению Антонова Е.О. креслом - коляской комнатной, креслом-коляской прогулочной, катетером для самокатетеризации, памперсами, ходунками, корсетом согласно программе индивидуальной реабилитации от 09.03.2010 №35 1 незаконным.
Обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской
области обеспечить Антонова Евгения Олеговича креслом - коляской
комнатной,креслом-коляскойпрогулочной,катетером для самокатетеризации, памперсами, ходунками, корсетом согласно программе индивидуальной реабилитации от 09.03.2010 №351.
Обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области компенсировать Антоновой О.В. расходы за самостоятельное приобретение технических средств реабилитации инвалида (тутор на нижние конечности и аппарат на нижние конечности) в сумме 26600 руб.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действуя по поручению прокурора г. Димитровграда настаивал на удовлетворении исковых требований, дав по существу пояснения аналогичные изложенным в иске.
Законный представитель Антонова Е.О. - Антонова О.В. в судебное заседание не явилась, извещалась о месте и времени судебного заседания.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, в отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие. При этом представитель ответчика исковые требования не признал. Антонов Е.О. зарегистрирован в базе Министерства труда и социального развития Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ под № № на обеспечение техническими средствами реабилитации.
ДД.ММ.ГГГГ был заключен государственный контракт № на поставку памперсов, срок поставки по которому до ДД.ММ.ГГГГ В рамках данного контракта Антонову Е.О. ДД.ММ.ГГГГ было оформлено направление на получение памперсов в количестве 540 шт.
ДД.ММ.ГГГГ был заключен государственный контракт № на поставку ходунков для детей, срок поставки по которому до ДД.ММ.ГГГГ В рамках данного контракта Антонову Е.О. было оформлено направление.
Заявления на получение таких технических средств, как : туторы на нижнюю конечность - 2 шт., аппарат на нижние конечности с полукорсетом (тройник) - 1 шт., корсет ортопедический - 2 шт., кресло-коляска комнатная, кресло-коляска прогулочная учтены в 2010 г. Министерством труда и социального развития Ульяновской области. Направление на получение данных технических средств будут оформлены Антонову Е.О. после заключения государственных контрактов и получения финансирования.
Выслушав истца, исследовав представленные документы, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
Судом установлено следующее.
Антонов Е.О. является ребенком-инвалидом. 09.03.2010 филиалом №15 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» мальчику оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида № 351. В разделе «Технические средства реабилитации» указаны кресло-коляска комнатная, кресло-коляска прогулочная, катетер для самокатетеризации. памперсы, тутор на нижние конечности, аппарат на нижние конечности с полукарсетом, ходунки, корсет.
Согласно справке №19, выданной филиалом №15 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Антонов Е.О. нуждается в следующем виде кресле -коляски: комнатная, с ручным приводом от обода колеса, с регулируемыми сиденьями, спинкой, подлокотниками и подножкой.
Кроме того, Антонов Е.О. нуждается в аналогичном кресле - коляске прогулочной.
Антонова О.В., мать несовершеннолетнего мальчика в марте 2010 обратилась к Министру труда и социального развития Ульяновской области Васильеву А.А. с заявлением об обеспечении сына средствами индивидуальной реабилитации.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № Антонов Г.О. был поставлен на учет в Министерстве труда и социального развития, однако указанными средствами до настоящего времени не обеспечен.
В январе 2010 года мать Антонова Е.О. приобрела несовершеннолетнему ортопедический костюм (тутор на нижние конечности и аппарат на нижние конечности) за 26 600 руб.
В марте 2010 года Антонова О.В. обратилась в Министерство груда и социального развития Ульяновской области с заявлением о компенсации расходов на приобретение технических средств реабилитации инвалида, однако до настоящего времени данная компенсация не произведена, что повлекло нарушение прав ее сына Антонова Е.О.
24.12.2009 г. между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Ульяновской области заключено Соглашение о передаче Правительству Ульяновской области части федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Во исполнение вышеуказанного Соглашения 29.12.2009г между Фондом и Департаментом заключено Соглашение о передаче части федеральных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно подп. 1.1 п.1 ст.2 Соглашения от 24.12.2009г предоставление инвалидам технических средств реабилитации по их личным заявлениям,. сдаваемым ими с 01.01.2010 в уполномоченный орган, являются полномочиями Правительства Ульяновской области в лице Департамента социальной защиты населения Ульяновской области.
В настоящее время в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 1 июля 2010 г. N 214-П ПОЛОЖЕНИЕМ О МИНИСТЕРСТВЕ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство является правопреемником Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по всем правам и обязательствам. Министерство в области социальной поддержки населения: осуществляет в установленном порядке предоставление технических средств реабилитации (специальный транспорт).
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.
В соответствии с п. 7, п.22 и п.23 федерального Перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-р кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные, абсорбирующее белье, памперсы, кресла-стулья с санитарным оснащением, катетеры для самокатетеризации, тутор на нижние конечности, аппарат на нижние конечности с полукорсетом, ходунки, корсет относятся к техническим средствам, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Согласно п.4 Правил заявление о предоставлении технического средства подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в государственное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области по месту жительства с предоставлением паспорта инвалида и программы реабилитации.
В силу п.5 Правил уполномоченный орган рассматривает указанное заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническими средствами, а также высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средствам в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном. законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Как указал представитель ответчика Министерство труда и социального развития Ульяновской области, действуя в соответствии с указанными Правилами, зарегистрировало Антонова Е.О. в базе Министерства труда и социального развития Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ под № № на обеспечение техническими средствами реабилитации.
ДД.ММ.ГГГГ был заключен государственный контракт № на поставку памперсов, срок поставки по которому до ДД.ММ.ГГГГ В рамках данного контракта Антонову Е.О. ДД.ММ.ГГГГ было оформлено направление на получение памперсов в количестве 540 шт.
ДД.ММ.ГГГГ был заключен государственный контракт № на поставку ходунков для детей, срок поставки по которому до ДД.ММ.ГГГГ В рамках данного контракта Антонову Е.О. было оформлено направление.
Заявления на получение таких технических средств, как : туторы на нижнюю конечность - 2 шт., аппарат на нижние конечности с полукорсетом (тройник) - 1 шт., корсет ортопедический - 2 шт., кресло-коляска комнатная, кресло-коляска прогулочная учтены в 2010 г. Министерством труда и социального развития Ульяновской области. Направление на получение данных технических средств будут оформлены Антонову Е.О. после заключения государственных контрактов и получения финансирования.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания бездействия Министерства по не обеспечению Антонова Е.О. необходимыми средствами реабилитации.
При этом, учитывая то, что инвалиды относятся к наименее социально защищенным категориям граждан. Такие граждане должны получать квалифицированную медицинскую помощь и необходимые средства реабилитации надлежащего качества в соответствии с рекомендациями врачей. Ущемление их социальных прав является недопустимым. Доказательств того, что Антонов Е.О. на сегодняшний день обеспечен такими средствами реабилитации как кресло-коляска комнатная,кресло-коляска прогулочная,катетер для самокатетеризации, памперсы, ходунки, корсет согласно программе индивидуальной реабилитации от 09.03.2010 №351 суду не представлено.
Более того, как следует из представленных документов в январе 2010 года мать Антонова Е.О. приобрела несовершеннолетнему ортопедический костюм (тутор на нижние конечности и аппарат на нижние конечности) за 26 600 руб.
В марте 2010 года Антонова О.В. обратилась в Министерство груда и социального развития Ульяновской области с заявлением о компенсации расходов на приобретение технических средств реабилитации инвалида, однако до настоящего времени данная компенсация не произведена.
Исходя из вышеизложенного требования прокурора г. Димитровграда об обязании Министерства труда и социального развития Ульяновской
области обеспечить Антонова Евгения Олеговича креслом - коляской
комнатной,креслом-коляскойпрогулочной,катетером для самокатетеризации, памперсами, ходунками, корсетом согласно программе индивидуальной реабилитации от 09.03.2010 №351; компенсировать Антоновой О.В. расходы за самостоятельное приобретение технических средств реабилитации инвалида (тутор на нижние конечности и аппарат на нижние конечности) в сумме 26600 руб. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области обеспечить Антонова Е.О. креслом - коляской
комнатной,креслом-коляскойпрогулочной,катетером для самокатетеризации, памперсами, ходунками, корсетом согласно программе индивидуальной реабилитации от 09.03.2010 №351; компенсировать Антоновой О.В. расходы за самостоятельное приобретение технических средств реабилитации инвалида (тутор на нижние конечности и аппарат на нижние конечности) в сумме 26 600 руб.
В части признания незаконным бездействия Министерства труда и социального развития Ульяновской области по не обеспечению Антонова Е.О. креслом-коляской комнатной, креслом-коляской прогулочной, катетером для самокатетеризации, памперсами, ходунками, корсетом согласно программе индивидуальной реабилитации от 09.03.2010 г. № 351 отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через районный суд.
Судья Е.В, Чурбанова