Дело-2-4732\10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 сентября 2010 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновск в составе
Судьи Чурбановой Е.В.
При секретаре Матвеевой А,В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Еремина А.П. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства посредством выдачи ГЖС, обязании включить в список граждан, имеющих право на обеспечение ГЖС,
У С Т А Н О В И Л :
Еремин А.П. обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование указав следующее.
Еремин А.П. в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ. С 1991 г. проходил военную службу в должности военного комиссара <адрес>.
Приказом командующего войсками ПриВО № от ДД.ММ.ГГГГ досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья. ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава военного комиссариата. В настоящее время является пенсионером Вооруженных сил РФ. Выслуга лет истца составляет более 20 лет.
В период прохождения военной службы жилым помещением по линии Министерства обороны РФ истец не обеспечивался.
После увольнения из Вооруженных Сил РФ местом жительства истец избрал г. Ульяновск. В установленном порядке были собраны необходимые документы и представлены в Администрацию г. Ульяновска для постановки на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Отделом по учету и распределению жилья Мэрии г. Ульяновска на основании решения жилищной комиссии Мэрии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) он, как уволенный в запас офицер с семьей 4 человека был включен в список очередников на получение жилой площади под № №. О данном решении Еремин А.П. был извещен сообщением № от ДД.ММ.ГГГГ
Не смотря на установленные законом «О статусе военнослужащих» гарантии обеспечения граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями по избранному месту жительства, семья Еремина таким помещением обеспечена не была.
В дальнейшем его отношения в супругой осложнились, с 2007 г. - фактически прекратились и в июле 2008 г. брак был расторгнут по решению суда. Истец был вынужден выехать из занимаемой квартиры и сняться с регистрационного учета.
В связи с подготовкой и оформлением документов для обеспечения жилой площадью по ГЖС, истцом были дополнительно собраны и представлены необходимые документы ответчику.
В апреле 2010 г. рабочей группой Департамента социальной защиты населения Ульяновской области (протокол №) Еремину А.П. было отказано во включении в список граждан, имеющих право на получение ГЖС на основании ст.53 ЖК РФ, о чем он был извещен в мае 2010 г. письмом №.
Истец полагает, что действия рабочей группы и начальника отдела реализации социальных гарантий Департамента соцзащиты в части отказа истцу во включении в список граждан, имеющих право на получение ГЖС, не соответствуют федеральному законодательству, определяющему право военнослужащих на обеспечение жилым помещением по выбранному месту жительства.
Статья 53 ЖК РФ предполагает, что для ее применения граждане должны совершить юридически значимые действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися, Еремин же был признан нуждающимся в получении жилого помещения ранее и по совершенно иным законным основаниям. Расторжение брака и снятие с регистрационного учета не привело к тому, что в результате этих обстоятельств Еремин А.П. стал нуждающимся в обеспечении жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства.
В соответствии с п.п. «г» п.5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.98 г., право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставшие на учет в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.
В соответствии с п.22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.
Данный перечень расширительному толкованию не подлежит и не отсылает к нормам Жилищного законодательства, в т.ч. и к ст.53 ЖК РФ, на которую ссылается ответчик в обоснование своего решения.
На основании изложенного Еремин А.П. просит суд признать его право на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства посредством ГЖС. Признать решение рабочей группы по реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), связанное с отказом во включении Еремина А.П. в список граждан, имеющих право на получение ГЖС, незаконным.
Обязать ответчика отменить Решение рабочей группы по реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) в части отказа во включении Еремина А.П. в список граждан, имеющих право на получение ГЖС. Обязать ответчика включить Еремина А.П. в список граждан, имеющих право на получение ГЖС.
Истец Еремин А.П, в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени судебного заседания, доверил представлять свои интересы представителю по доверенности Николаеву Ю.
Представитель истца, действующий по доверенности Николаев Ю. настаивал на удовлетворении исковых требований, дав по существу пояснений аналогичные изложенным в исковом заявлении. При этом представитель истца уточнил, что непосредственно по линии Министерства обороны РФ истец жильем не обеспечивался, квартира в <адрес> была предоставлена администрацией района. Более того, истец избрал местом жительства г. Ульяновск, в данном населенном пункте он жилья не имеет. При таких обстоятельствах он имеет полное право на получение ГЖС на приобретение жилья за счет государства.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, в отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования Еремина А.П. не признал в полном объеме. Действительно истец состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий военнослужащий, уволенный с военной службы. Решением рабочей группы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище№ на 2002-2010 г.г. № от ДД.ММ.ГГГГ рабочей группой принято решение отказать в выдаче государственного жилищного сертификата по ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Поскольку истец будучи обеспеченным жилым помещением по договору социального найма в 2007 г. снялся с регистрационного учета, т.е. намеренно ухудшил свои жилищные условия, в настоящее время не имеет законных оснований к обеспечению жилым помещением за счет государства.
Представитель третьего лица Мэрии города Ульяновска в судебном заседании полностью поддержал позицию ответчика, указав, что истцу на законных основаниях было отказано в выдаче ГЖС на приобретение жилья. При этом истец как состоял так и состоит в очереди на улучшение жилищных условий как военнослужащий, уволенный с военной службы.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Еремина А.П.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
Судом установлено следующее. Еремин А.П. в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ. С 1991 г. проходил военную службу в должности военного комиссара <адрес>.
Приказом командующего войсками ПриВО № от ДД.ММ.ГГГГ досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья. ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава военного комиссариата. В настоящее время является пенсионером Вооруженных сил РФ. Выслуга лет истца составляет более 20 лет.
Истец по увольнении из Вооруженных сил РФ избрал место постоянного места жительства <адрес>.
Право на жилище граждан РФ, проходящих военную службу по контракту, а также лиц, уволенных с военной службы, закреплено в ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих».
В соответствии с п.6 ст.15 (в редакции действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) Закона РФ «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Таким образом государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отделом по учету и распределению жилья Мэрии г. Ульяновска на основании решения жилищной комиссии Мэрии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) он, как уволенный в запас офицер с семьей 4 человека был включен в список очередников на получение жилой площади под № №.
Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.23 Федерального Закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие и члены их семей обеспечиваются жилым помещением при перемене места жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства предоставляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Однако такие военнослужащие, даже после признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства (в порядке подпункта «и» пункта 7 раздела II Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 6 сентября 1998 г.), не могут претендовать на социальную гарантию, установленную в абзаце 2 пункта 1 ст.23 Федерального закона от 27.05.98 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», поскольку они обеспечены жильем по прежнему месту жительства - по месту военной службы.
В 1993 г., т.е. в период прохождения военной службы, истец Еремин А.П. администрацией <адрес> края был обеспечен четырех комнатной квартирой на состав семьи из четырех человек, что подтверждается ордером № от ДД.ММ.ГГГГ (квартира расположена по адресу <адрес> общей площадью 75,5 кв.м., в том числе жилой 46,7 кв.м.).
Согласно справке формы 8 Еремин А.П. и члены его семьи (жена Еремина Т.А., и два сына Еремин А.А., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, Еремин П.А., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения) в данной квартире проживали и были зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ истец снят с регистрационного учета по данному адресу. При этом истец добровольно выехал из занимаемого им жилого помещения, отказавшись от права пользования им.
После расторжения брака в июле ДД.ММ.ГГГГ снятия с регистрационного учета истца из <адрес> края, Еремина Т.А. ДД.ММ.ГГГГ приватизировала указанную квартиру, что подтверждается договором безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан. Право собственности Ереминой Т.А, на указанную квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждено копией свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ
С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован один по адресу <адрес> <адрес> <адрес>, жилая площадь 18,1 кв.м. Указанное жилое помещение, как следует из представленных документов, в частности справки формы 8, предоставлено истцу на основании договора социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ Еремин А.П. обращался с заявлением об обеспечении его государственным жилищным сертификатом для приобретения жилого помещения на территории Ульяновской области в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153.
Протоколом заседания рабочей группы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. № от 22.04. рабочей группой принято решение отказать Еремину А.П. во включении в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата по ст.53 ЖК РФ.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как следует из исследованных в судебном заседании документов, истец в период прохождения военной службы был обеспечен жилым помещением за счет государства ( администрацией <адрес> <адрес> являясь основным квартиросъемщиком и проживая с составом семьи четыре человека в четырех комнатной квартире общей площадью 75,5 кв.м., в том числе жилой 46,7 кв.м., истец был обеспечен нормой жилой площади и не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Для получения жилой площади за счет средств федерального бюджета по избранному месту жительства в г. Ульяновске истец обязан был сдать данную жилую площадь в <адрес>. Поскольку дважды обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета истец не имеет права.
Однако в июле 2008 г. истец добровольно снялся с регистрационного учета в предоставленной ему квартире, тем самым намеренно отказавшись от права пользования предоставленной ему жилой площадью, т.е. ухудшил свои жилищные условия.
Последующая же приватизация данной квартиры бывшей супругой истца исключает возможность сдачи данной квартиры.
И в случае обеспечения истца ГЖС, последний будет обеспечен жилым помещением за счет средств государства (федерального бюджета ) дважды, что прямо противоречит нормам действующего законодательства.
При таких обстоятельствах решение рабочей группы Департамента социальной защиты населения Ульяновской области, в настоящее время Министерства труда и социального развития Ульяновской области,, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ по отказу во включении истца в список граждан, имеющих право на получение ГЖС, является законным и обоснованным.
Оснований для признания за истцом права на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства посредством ГЖС, а также возложении на ответчика обязанности отменить Решение рабочей группы по реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) в части отказа во включении Еремина А.П. в список граждан, имеющих право на получение ГЖС, обязанности на ответчика включить Еремина А.П. в список граждан, имеющих право на получение ГЖС не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Еремина А.П. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства посредством выдачи ГЖС, признании незаконным решения рабочей группы по реализации программы «Выполнении государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, Федеральной целевой программой «Жилище» на 2020-2010 г., протокол № от ДД.ММ.ГГГГ по отказу во включении в список граждан, имеющих право на получение ГЖС, обязании включить в список граждан, имеющих право на обеспечение ГЖС отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через районный суд.
Судья Е.В, Чурбанова