ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2010г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд
В составе председательствующего судьи Першиной С.В.
При секретаре Алтусовой И.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности по приведению в соответствие с требованиями безопасности дорожного движения муниципальной автомобильной дороги,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с вышеназванным исковым требованием, указав, что прокурорской проверкой соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения в деятельности мэрии г. Ульяновска выявлены следующие нарушения.
На основании п.4 ст. 6 ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу п. 5 ч.1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.3 ст. 15 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к числу вопросов местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения.
При этом, как следует из содержания п. 6 ст. 3 ФЗ от 08.11.2007г. № 257- ФЗ, под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В свою очередь под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 ФЗ от 08.11.2007г. № 257- ФЗ).
На основании п. 5 ч.6 ст. 37 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа- компетенция мэрии <адрес>.
Однако, исполнительно- распорядительным органом местного самоуправления обязанности по осуществлению дорожной деятельности в соотношении дорог местного значения не исполняются.
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ автомобильная дорога, расположенная по адресу: <адрес> находится в собственности муниципального образования «город Ульяновск».
Вместе с тем, состояние указанной автомобильной дороги не соответствует требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 50587-93, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. № 221, его нормы являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п. 1 ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог.
Так, актом проверки эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Автозаводская Отдела Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения УВД по г. Ульяновску установлено следующее.
В нарушение требований п. 3, п. 3.1.1, п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части имеются выбоины, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью на следующих участках дорог: напротив <адрес> имеется выбоина размером: длиной 193 сантиметра, шириной- 34 сантиметра, глубиной- 12 сантиметров; напротив <адрес> выбоина размером: длина- 372 сантиметра, ширина- 334 сантиметра, глубина- 17 сантиметров; между домами № и № по <адрес> имеется выбоина размером: длина- 431 сантиметр, ширина- 193 сантиметра, глубина- 11 сантиметра; на Путепроводе по <адрес> имеется выбоина размером: длина- 72 сантиметра, ширина- 35 сантиметров, глубина- 11 сантиметра; там же выбоина- длиной 31 сантиметр, шириной 32 сантиметра, глубиной 12 сантиметров; там же выбоина длиной 43 сантиметра, шириной - 37 сантиметр, глубиной- 13 сантиметр; там же выбоина длиной 81 сантиметр, шириной- 41 сантиметр, глубиной- 13 сантиметров.
Отсутствие контроля со стороны мэрии г. Ульяновска за качеством эксплуатируемых автомобильных дорог приводит к снижению уровня безопасности дорожного движения и, как следствие, влечет нарушение прав граждан.
Указанные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся дорогой, расположенной по адресу: <адрес>, так как они могут привести к дорожно- транспортным происшествиям.
Руководствуясь ст. 45, 29 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать мэрию г. Ульяновска устранить имеющиеся на автомобильной дороге, расположенной по адресу: <адрес>, выбоины: две- напротив <адрес>, одну- напротив домов № и №; четыре- на <адрес>, превышающие предельно допустимые размеры, предусмотренные п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Карабанов А.С. на удовлетворении исковых требований настаивал, дав суду аналогичные пояснения.
Представитель ответчика мэрии <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен.
В связи с неявкой ответчика в судебное заседание суд считает возможным дело рассмотреть в порядке заочного производства, против чего истец не возражал.
Представитель третьего лица ОГИБДД УВД по <адрес> Вишняков А.Е. просил удовлетворить заявленные прокурором <адрес> исковые требования, подтвердив факт проведения ДД.ММ.ГГГГ проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог на <адрес>, а также выявленное в результате данной проверки несоответствие состояния указанной дороги эксплуатационным требованиям.
Представители Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии <адрес>, МУП «Ульяновскдорремсервис» в судебное заседание также не явились, о дне слушания дела были извещены.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории <адрес>, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.
Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
К числу полномочий мэрии <адрес> в соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования «город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, в силу действующего законодательства лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной казне, является мэрия <адрес>.
Установлено, что автомобильная дорога по <адрес> в <адрес> находится в собственности муниципального образования «город Ульяновск».
Проведенная ДД.ММ.ГГГГ проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения показала, что вопреки требованиям действующего законодательства улично- дорожная сеть находится в неудовлетворительном состоянии.
Так, в частности, на <адрес> нарушаются требования п.3, п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 по отклонению отдельных просадок и выбоин от предельно допустимых размеров.
В частности, напротив <адрес> имеется выбоина размером: длиной 193 сантиметра, шириной- 34 сантиметра, глубиной- 12 сантиметров; напротив <адрес> выбоина размером: длина- 372 сантиметра, ширина- 334 сантиметра, глубина- 17 сантиметров; между домами № и № по <адрес> имеется выбоина размером: длина- 431 сантиметр, ширина- 193 сантиметра, глубина- 11 сантиметра; на Путепроводе по <адрес> имеется выбоина размером: длина- 72 сантиметра, ширина- 35 сантиметров, глубина- 11 сантиметра; там же выбоина- длиной 31 сантиметр, шириной 32 сантиметра, глубиной 12 сантиметров; там же выбоина длиной 43 сантиметра, шириной - 37 сантиметр, глубиной- 13 сантиметр; там же выбоина длиной 81 сантиметр, шириной- 41 сантиметр, глубиной- 13 сантиметров.
Требования Государственного стандарта «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), введённого в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993г. №221, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в ГОСТе.
Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровью граждан
Требования прокурора о возложении на ответчика обязанности привести вышеуказанные дороги в состояние, отвечающее обязательным требованиям по безопасности, установленным ГОСТом, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах местного самоуправления», ч.4 ст. 6 ФЗ от 10.12.1995 года № 196 -ФЗ « О безопасности дорожного движения», п. 1 ст. 35 Устава МО «город Ульяновск», суд приходит к выводу, что ответственным за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности, является мэрия города Ульяновска.
Иные подрядные организации, на которых возложены обязанности обслуживания и ремонта муниципальных дорог в силу гражданско- правовых отношений ответственны за ненадлежащее выполнение задач только перед органом местного самоуправления, тогда как заявленный прокурором на основании ст. 45 ГПК РПФ иск направлен в защиту неопределенного круга лиц, в основном жителей города Ульяновска, ответственность перед которыми за решение вопросов местного значения возложена на мэрию г. Ульяновска.
Доказательств приведения вышеуказанной автомобильной дороги по ул. Автозаводской в г. Ульяновске в соответствие с нормативными требованиями в настоящее судебное заседание ответчиком, либо третьими лицами не представлено. Таким образом, доводы истца о ненадлежащем состоянии указанной автомобильной дороги ничем не опровергнуты.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233- 237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска удовлетворить.
Обязать мэрию города Ульяновска устранить имеющиеся на автомобильной дороге, расположенной по адресу: <адрес>, выбоины: две- напротив <адрес>, одну- напротив домов № и №; четыре- <адрес>, превышающие предельно допустимые размеры, предусмотренные п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об его отмене в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
СУДЬЯ: С.В. ПЕРШИНА