о выдаче жилищного сертификата



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 октября 2010г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд

В составе председательствующего судьи Першиной С.В.

При секретаре Алтусовой И.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пак М.М. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о предоставлении жилищного сертификата на получение субсидии для приобретения жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Пак М.М. обратился в суд с исковыми требованиями к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о предоставлении жилищного сертификата на получение субсидии для приобретения жилого помещения, указав в обоснование иска, что является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, нуждающимся в улучшении жилищных условий.ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с письменным заявлением в мэрию города Ульяновска по вопросу постановки его на льготную очередь по обеспечению жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ. ДД.ММ.ГГГГ в постановке истца на льготную очередь мэрией г. Ульяновска было отказано.

Не согласившись с данным решением мэрии г. Ульяновска истец обратился в суд.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ на мэрию г. Ульяновска было возложена обязанность поставить Пак М.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и включить в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010г.г.

Решение суда в части постановки истца на учет нуждающихся в жилье и включения в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010г.г. исполнено, однако, жилищный сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения до настоящего времени истцу не выдан, что вынудило его обратиться в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представитель истца Дегтярев А.В. на удовлетворении исковых требований своего доверителя настаивал в полном объеме, дав суду аналогичные пояснения.

Представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и письменный отзыв на иск. В письменном отзыве изложена следующая позиция ответчика.

В соответствии с действующим законодательством Министерство ведет работу по оформлению и выдаче государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы».

Списки граждан- участников подпрограммы формируются ежегодно из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления и изъявивших желание принять участие в подпрограмме в планируемом году. Порядок формирования списков граждан- получателей жилищных сертификатов, организация работы по выдаче сертификатов определены Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. № 153 и постановлением Правительства Ульяновской области от 05.07.2007г. № 211.

В списке граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» истец не значится.

Для участия в подпрограмме граждане подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий заявление об участии в подпрограмме, к которому прилагают соответствующие документы.

Орган местного самоуправления до 01 сентября года, предшествовавшего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году с разбивкой по категориям граждан и предъявляет его в орган исполнительной власти субъекта РФ.

Пак М.М. мэрией г. Ульяновска признан нуждающимся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ, Министерством труда и социального развития Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ Пак М.М. поставлен в список программы «Жилище» на 2002- 2010г.г. Это свидетельствует о том, что решение суда от ДД.ММ.ГГГГ исполняется. Истец будет обеспечен жилищным сертификатом в соответствии с установленным законом порядке в порядке очередности.

Представитель мэрии города Ульяновска Павлеева Е.А., представитель Правительства Ульяновской области Гордеева О.Ю. оставляют решение на усмотрение суда.

Представитель Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен.

Выслушав мнение участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Пак М.М. в ДД.ММ.ГГГГ выполнял работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Является пенсионером Министерства обороны РФ. В период военной службы и после увольнения с военной службы Пак М.М. жилым помещением не обеспечивался. Жилого помещения на праве пользования или в собственности не имеет.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, на мэрию города Ульяновска возложена обязанность поставить Пак М.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и включить в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010г.г.

ДД.ММ.ГГГГ решение суда было исполнено, решением комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии города Ульяновска Пак М.М. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как участник ликвидации катастрофы на ЧАЭС.

Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривал для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты; для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью. На основе названного Закона Правительством Российской Федерации были разработаны Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 - 1997 годах (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 года N 511), действовавшая до 2001 года, и Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675).

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения, часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты. В частности, изменился порядок обеспечения жильем инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий: тем из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, предоставляется право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а принятые на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, то есть на общих основаниях.

Во исполнение указанного предписания Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 29 декабря 2004 года N 866, согласно которому основной формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", являлось предоставление им субсидий на приобретение жилья (с 2006 года обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 путем предоставления социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилья).

Тем самым инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации ее последствий, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было предоставлено право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 и действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 133), предусматривающей социальные выплаты на приобретение жилья (жилищные субсидии). Размер соответствующей социальной выплаты рассчитывается органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу сертификата, исходя из утвержденной в установленном порядке стоимости 1 кв. м общей площади жилья в Российской Федерации (в некоторых субъектах Российской Федерации - с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации повышающих коэффициентов) и норматива обеспечения общей площадью жилья в зависимости от состава семьи.

В соответствии с нормами вышеприведенного законодательства граждане, относящиеся к указанной категории, но принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 января 2005г. статуса участников подпрограммы Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010г. не получили и должны обеспечиваться жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Однако, Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009г. № 17- П положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.

В соответствии с вышеизложенным, учитывая, что с ДД.ММ.ГГГГ Пак М.М., участник ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий; принимая во внимание введенную законодателем денежную форму предоставления участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы такой меры социальной поддержки, как обеспечение жильем, требования истца о выдаче жилищного сертификата на приобретение жилого помещения на состав семьи 1 человек за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Пак М.М. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области выдать Пак М.М., участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, жилищный сертификат на приобретение жилого помещения на состав семьи 1 человек за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

СУДЬЯ: С.В. ПЕРШИНА