Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2010 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи А.В. Маслюковой,
при секретаре М.И.Спиридоновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пчелинцева В.И. к Военному комиссариату Ульяновской области о взыскании с учетом индексации недополученной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Пчелинцев В.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ульяновской области о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации в размере 268 703 руб.
В обоснование иска истец указал, что является пенсионером Министерства Обороны Российской Федерации с августа 1994 года. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 года № 1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил РФ, внутренних войск и органов внутренних дел «Министру обороны Российской Федерации предоставлялось право устанавливать военнослужащим ВС РФ оклады по воинской должности (должностные оклады) с увеличением на 25% за службу в ВС РФ. Во исполнение указанного постановления Министр Обороны РФ издал приказ от 10 января 1995 года № 20 о выплате с 1 января 1995 года военнослужащим окладов с увеличением на 25% за службу в Вооруженных Силах РФ. В соответствии со ст. 43 закона, регулирующего пенсионное обеспечение военнослужащих, в денежное довольствие для исчисления пенсии включаются должностной оклад, оклад по воинскому званию, месячная стоимость продовольственного пайка и надбавка за выслугу лет. При увеличении любой из этих составляющих пенсии военнослужащих подлежат пересмотру. Кроме того, указанной статьей в ее первоначальной редакции предусматривалось, что денежное довольствие, не превышающее 10-кратного минимального размера оплаты труда, учитывалось при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть - в размере 50%. С 01.07.1996 данное положение было отменено, и пенсия стала исчисляться из всего денежного довольствия. В связи с этим он, получавший пенсию в период с 01.01.1995г. по 30.06.1996г., оказался в худшем положении по сравнению с лицами, которые обратились за назначением пенсии после 01.07.1996г. На протяжении всего указанного периода пенсия ему выплачивалась в заниженном размере, поскольку при повышении минимального размера оплаты труда перерасчет пенсии не производился. На основании указанных норм ответчик произвел истцу увеличение пенсии с учетом увеличения оклада на 25%, однако допустил при этом ошибки в подсчете. Истец просил суд обязать Военный комиссариат Ульяновской области произвести перерасчет пенсии за период с января 1995 г. по февраль 1998 г. с учетом норм действующего законодательства и выплатить образовавшуюся задолженность в установленном законом порядке.
В судебном заседании истец на иске настаивал.
Представитель ответчика Демина Н.Л. в судебном заседании пояснила, что основания для пересмотра пенсий лицам, уволенным с военной службы установлены ст.49 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях им органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением. Повышение окладов по воинским должностям и званиям осуществлялось в течение 1994-1997 годов Правительством - с 1 июля 1994 года в 1,4 раза, с 1 апреля 1995 г. в 1,3 раза по воинским должностям и званиям, установленным военнослужащим по состоянию на 1 июля 1994 г., с 1 сентября 1995 г. в 1,54 раза по воинским должностям и воинским званиям, установленным военнослужащим по состоянию на 1 апреля 1995 г. В Постановлении Правительства РФ от 7 декабря 1994 года № 1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил РФ, внутренних войск и органов внутренних дел» говорится именно о дополнительных мерах социальной защиты военнослужащих, а не об установлении военнослужащим новых должностных окладов либо повышении ранее установленных окладов. При этом, Постановление Правительства РФ от 06 апреля 1995 г. № 311 прямо предусматривает повышение с 1 апреля 1995 г. в 1,3 раза должностных окладов и окладов по воинским званиям, установленным военнослужащим именно по состоянию на 1 июля 1994 года, а не на 1 января 1995 года. Это подтверждает, что установленные Правительством РФ по состоянию на 1 июля 1994 года размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих не изменялись вплоть до 1 апреля 1995 года, соответственно, повышение окладов с 1 января 1995 года и не осуществлялось.
Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 года № 1349 было предоставлено право Министру обороны РФ и Министру внутренних дел РФ устанавливать дополнительные меры социальной защиты личного состава Вооруженных Сил РФ в целях приведения уровня материального обеспечения личного состава в соответствие с уровнем материального обеспечения военнослужащих и сотрудников других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Данным постановлением сроки и способы выплаты 25-процентного увеличения к должностным окладам не установлены, а предоставлено право Министру обороны РФ самостоятельно определять прядок реализации данной меры социальной защиты.
В соответствии со ст.12 Закона РФ от 23.01.1993г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих» действовавшего на тот период времени, право устанавливать военнослужащим размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям предоставлялось только Правительству РФ.
Министр обороны РФ в соответствии со ст.13 указанного Закона имел право устанавливать только дополнительные выплаты в пределах выделенных ассигнований на эти цели.
На основании этих положений был издан приказ Минобороны РФ от 10.01.1995 г. № 20, которым устанавливалось, что данные выплаты военнослужащим производятся в виде дополнительной надбавки за службу в Вооруженных Силах.
При этом в приказе определялось, что в расчетных книжках и других документах военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава для назначения пенсий следует указывать должностные оклады и суммы процентной надбавки за выслугу лет без учета увеличения на 25%, а в раздаточных ведомостях на выплату денежного довольствия суммы увеличения отражать в отдельной графе.
Таким образом, с 1 января 1995 года новые должностные оклады военнослужащим не устанавливались, им выплачивалась 25-процентная надбавка к должностным окладам за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Дополнительные денежные выплаты, установленные военнослужащим в соответствии с законодательством РФ, в состав денежного довольствия военнослужащих для исчисления пенсий не включаются и, соответственно, на изменение размера пенсий не влияют.
Решением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 августа 1997 года № ГКПИ 97-319 приказ Министра обороны РФ 1995 года № 20 признан незаконным (недействующим) со дня его подписания как не прошедший государственную регистрацию и не опубликованный для всеобщего сведения в соответствующих средствах массовой информации, а не как не соответствующий действующему законодательству.
В дальнейшем, поскольку оклады денежного содержания военнослужащих после 1 сентября 1995 года не повышались и, соответственно, пенсии военным пенсионерам не пересматривались федеральными органами исполнительной власти, по согласованию с Минфином России, был издан соответствующий приказ в Минобороны России от 4 февраля 1998 года № 61, которым были установлены новые, повышенные на 25 процентов, оклады по воинским должностям. Факт установления с 1 марта 1998 года новых должностных окладов также можно проверить по раздаточным ведомостям на выдачу денежного довольствия в любой воинской части. С учетом этого, с указанной даты был осуществлен соответствующий пересмотр пенсий военным пенсионерам исходя из увеличенных должностных окладов. На эти цели с 1 марта 1998 года были выделены из федерального бюджета дополнительные денежные средства.
Согласно пункту 8 указанного постановления в редакции, действовавшей до 1 июля 1996 года, пенсии уволенным со службы военнослужащим исчислялись из суммы их денежного довольствия с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии и месячной стоимости продовольственного пайка, определяемой в порядке, предусмотренном пунктом одиннадцатым данного постановления. При этом сумма денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, не превышающая 10-кратный минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством на день назначения или перерасчета им пенсии, учитывалась при исчислении пенсий полностью, а остальная ее часть - в размере 50 процентов.
Кроме того, в соответствии с подп. «б» п. 14 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 в редакции, действовавшей до 1 июля 1996 года, если имелось основание для пересмотра, ранее назначенные пенсии пересчитывались по нормам, установленным законодательством, исходя из суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия. При этом сумма денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсии полностью, определялась исходя из минимального размера оплаты труда, установленного законодательством по состоянию на день, с которого производился перерасчет пенсий.
Таким образом, согласно приведенным выше положениям нормативных правовых актов, действовавшим до 1 июля 1996 г., увеличение минимального размера оплаты труда не являлось самостоятельным основанием для пересмотра пенсий, поскольку минимальный размер оплаты труда применялся исключительно для определения суммы денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий при их назначении или пересмотре.
В данном случае при рассмотрении исков военных пенсионеров не могут применяться положения ст.58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, согласно которым сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается без ограничения каким-либо сроком, поскольку никакой вины пенсионных органов в «недоплате» пенсии нет. В этом случае должны применяться общие правила определения сроков исковой давности 3 года.
Просила принять также во внимание, что на основании решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от 03.08.2006 года по иску прокурора Ленинского района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц в связи с увеличением должностного оклада на 25% за период с 01.01.1995 г. по 28.02.1998 года истцу была выплачена недополученная пенсия в размере 35659,53 руб.
Считала иск необоснованным, просила в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела истец является пенсионером МО РФ с 01.08.1994 года, ушел на пенсию в звании генерал-майора, что подтверждается удостоверением.
На момент выхода истца на пенсию тарифный разряд ему установлен 18 по тарифной сетке, действующей на тот период, что соответствует 236530 руб.
Учитывая выслугу лет, истец получает пенсию в размере 85% от денежного содержания военнослужащего, которое состоит, в том числе, из должностного оклада и надбавки за выслугу лет, исчисляемую в процентном соотношении к должностному окладу и окладу по воинскому званию.
В соответствии с приложением № 8 к действовавшему на 1995 год постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 27.01.1993г. № 65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты» начисление надбавок за выслугу лет производится ежемесячно в процентах к должностному окладу и окладу по воинскому (специальному) званию. Указанным приложением также определено, что размер процентных надбавок за выслугу лет военнослужащим зависит от выслуги лет, так при выслуге истца размер ежемесячной надбавки за выслугу лет составляет 40%.
Статья 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции, действовавшей до 1 июля 1996 года, на которую сослался суд в своем решении, предусматривала, что пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет. Для исчисления пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим.
Указанное денежное довольствие, не превышающее 10-кратный минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации, учитывалось при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть - в размере 50 процентов.
Порядок определения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, установлен постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941.
Согласно пункту восьмому указанного постановления в редакции, действовавшей до 1 июля 1996 года, пенсии уволенным со службы военнослужащим исчислялись из суммы их денежного довольствия с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии и месячной стоимости продовольственного пайка, определяемой в порядке, предусмотренном пунктом одиннадцатым данного постановления. При этом сумма денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, не превышающая 10-кратный минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством на день назначения или перерасчета им пенсии, учитывалась при исчислении пенсий полностью, а остальная ее часть - в размере 50 процентов.
Кроме того, в соответствии с подп. «б» п. 14 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 в редакции, действовавшей до 1 июля 1996 года, если имелось основание для пересмотра, ранее назначенные пенсии пересчитывались по нормам, установленным законодательством, исходя из суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия. При этом сумма денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсии полностью, определялась исходя из минимального размера оплаты труда, установленного законодательством по состоянию на день, с которого производился перерасчет пенсий.
Таким образом, согласно приведенным выше положениям нормативных правовых актов, действовавшим до 1 июля 1996 г., увеличение минимального размера оплаты труда не являлось самостоятельным основанием для пересмотра пенсий, поскольку минимальный размер оплаты труда применялся исключительно для определения суммы денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий при их назначении или пересмотре.
Согласно п. «а» ч. 1 ст. 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции, действовавшей до 1 января 2008 г., пенсии подлежали пересмотру при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения.
Статьей 2 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», действовавшего до 1 января 2005 г., было установлено, что государственные пенсии являются самостоятельным объектом индексации, так же как и оплата труда работников предприятий, учреждений и организаций, при этом каждому самостоятельному объекту индексации установлен соответствующий источник средств для индексации (статья 8 данного Закона РСФСР). Таким образом, по мнению заявителя, индексация оплаты труда работников предприятий, учреждений и организаций не могла служить основанием для индексации государственных пенсий.
Вместе с тем, ст. 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1799-1 предусматривала, что индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и так далее).
Поскольку пенсии гражданам, уволенным с военной службы, пересматривались одновременно с увеличением (индексацией) окладов денежного содержания военнослужащих, состоящих на службе, которые увеличивались (индексировались) при повышении стоимости жизни и оплаты труда, повторный пересмотр пенсий по одному и тому же основанию законодательством не предусмотрен.
Кроме того, Постановлением от 7 декабря 1994 года № 1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел» Правительство РФ предоставило право Министру обороны РФ и Министру внутренних дел РФ устанавливать военнослужащим (за исключением проходящих службу по призыву) - оклады по воинской должности (должностные оклады) с увеличением на 25% за службу в Вооруженных Силах РФ и органах внутренних дел РФ.
На основании этого Постановления Правительства РФ, Министр обороны РФ 10 января 1995 года издал приказ № 20, согласно которому обязал с 1 января 1995 года выплачивать военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (за исключением курсантов и не имеющих офицерских званий слушателей военно-учебных заведений Министерства обороны РФ, не проходящих военную службу по контракту до зачисления на учебу) оклады по воинской должности с увеличением на 25% за службу в Вооруженных Силах РФ.
Анализируя указанные нормы, суд приходит к выводу, что с 1 января 1995 года всем указанным в приказе Министра обороны РФ от 10 января 1995 года № 20 военнослужащим были повышены оклады по воинской должности на 25%.
Таким образом, фактически имело место повышение окладов по воинской должности всем военнослужащим, проходившим военную службу в Вооруженных Силах РФ по контракту, что по смыслу п. «б» ст.49 Закона РФ № 4468-1 являлось основанием для перерасчета пенсии пенсионерам Министерства обороны РФ.
Истцу Военным комиссариатом Ульяновской области перерасчет пенсии в период с января 1995 года по февраль 1998 года в связи с повышением оклада по воинской должности на 25 % в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 10 января 1995 года № 20 был реально произведен. Пчелинцев В.И. 04.05.2007г. получил доплату к пенсии за период с 01.01.1995 г. по 28.02.1998 г. в размере 35659,53 руб., что не оспаривается им в судебном заседании.
Поскольку суд установил, что размер пенсии Пчелинцеву В.И. в период с 01.01.1995 по 28.02.1998 г. пересматривался Военным комиссариатом Ульяновской области в соответствии с правилами, установленными ст.ст. 43, 49 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», то оснований для удовлетворения иска у суда не имеется.
Довод истца о том, что при перерасчете ему пенсии ответчик допустил ошибки, является несостоятельным, поскольку основан на неправильном понимании закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Пчелинцева В.И. к Военному комиссариату Ульяновской области о взыскании суммы недополученной пенсии за период с 01 января 1995 года по 28 февраля 1998 года с учетом индексации и увеличения минимального размера оплаты труда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.
Судья А.В.Маслюкова