жалобы на УФМС



Дело №2-5520/10

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 сентября 2010 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Алексеевой Е.В.,

при секретаре Шумеевой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Искандаровой Н.В. на действия Управления федеральной миграционной службы России по Ульяновской области по отказу в приеме документов для регистрации по месту жительства, возложении обязанности принять документы для рассмотрения вопроса о регистрации,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель Искандарова Н.В. обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий Управления федеральной миграционной службы России по Ульяновской области по отказу в приеме документов для осуществления ее регистрации по месту жительства.

В обоснование доводов заявления указала, что на основании решения УФМС по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ она получила вид на жительство в РФ. Срок действия вида на жительство установлен до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку срок действия ее паспорта заканчивался ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она выехала в Азербайджан с целью обмена паспорта и возвратилась в г. Ульяновск уже с новым паспортом в начале августа 2010 года. По приезду она стала оформлять документы для регистрации, получила ДД.ММ.ГГГГ вид на жительство, ДД.ММ.ГГГГ вместе с супругом обратились в УФМС с целью регистрации ее по месту жительства, однако в приеме документов было отказано по причине представления неполного пакета документов. ДД.ММ.ГГГГ у них вновь не были приняты документы. ДД.ММ.ГГГГ сотрудники УФМС по Ульяновской области отказали ей в приеме документов для регистрации поскольку срок действия вида на жительство заканчивался ДД.ММ.ГГГГ. Просит признать указанные действия незаконными, обязать УФМС по Ульяновской области принять у нее документы для рассмотрения вопроса о регистрации ее по месту жительства.

В судебном заседании заявитель и ее представитель Э.В.П. поддержали доводы заявления и дали пояснения, аналогичные доводам, изложенным в заявлении. Просят признать незаконным отказ УФМС России по Ульяновской области в приеме документов для регистрации Искандаровой по месту жительства, возложить обязанность принять документы для рассмотрения вопроса о регистрации.

Представитель УФМС по Ульяновской области - С.Ю.П. в судебном заседании не признала доводы заявления и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Исканадоровой Н.В. оформлено разрешение на временное проживание на территории РФ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ на основании паспорта гражданина Азербайджанской Республики, выданного ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Искандарова обратилась в УФМС с заявлением о выдаче ей вида на жительство в РФ. ДД.ММ.ГГГГ УФМС вынесено решение о выдаче ей вида на жительство, ДД.ММ.ГГГГ заявителю был выдан вид на жительство сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С полным пакетом документов для осуществления регистрации по месту жительства Искандарова обратилась в УФМС ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в последний день срока действия вида на жительство, документы у нее по данной причине приняты не были. В соответствии с п. 41 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в РФ, регистрация по месту жительства осуществляется на срок действия документа на право пользования жилым помещением, но не более, чем срок действия разрешения на временное проживание или вида на жительство. Отметка о регистрации проставляется в день подачи заявления о регистрации и всех прилагаемых к нему необходимых документов. Просят в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации (далее - перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства) регулируются Федеральным законом от 18.07.2006 года за №109-ФЗ «О миграционном учете граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

В силу ст. 14 названного Федерального закона, постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

Основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета ( ст. 15 закона).

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 18.07.2006 года за №109-ФЗ «О миграционном учете граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона, орган миграционного учета, осуществляющий регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, при предъявлении данным иностранным гражданином заявления о регистрации по месту жительства и документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона, в тот же день проставляет соответствующую отметку в виде на жительство или в разрешении на временное проживание данного иностранного гражданина и не позднее следующего рабочего дня фиксирует сведения о месте жительства данного иностранного гражданина в своих учетных документах и в государственной информационной системе миграционного учета.

Судом установлено, что заявитель Искандарова Н.В. является гражданином Республики Азербайджан, ДД.ММ.ГГГГ в отношении нее УФМС принято решение о выдаче ей вида на жительство.

Поскольку, срок действия документа, удостоверяющего личность Искандаровой, а именно паспорта гражданина Республики Азербайджан, заканчивался ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 17 Положения «О выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 года за № 794, вид на жительство ей был выдан до ДД.ММ.ГГГГ.

Сторонами не оспаривался тот факт, что Искандарова Н.В. получила вид на жительство ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, учитывая требования ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ за №109-ФЗ «О миграционном учете граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», в срок до ДД.ММ.ГГГГ Искандарова Н.В. обязана была обратиться в органы УФМС по Ульяновской области с заявлением о регистрации по месту жительства.

Искандарова совместно с супругом ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УФМС по Ульяновской области с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается показаниями свидетеля Искандарова В.Г., также его заявлением на имя начальника УФМС по Ульяновской области о регистрации Искандаровой по вышеуказанному адресу ( л.д. 8).

Поскольку при обращении ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о регистрации, заявителем не были представлены все необходимые документы, предусмотренные законом, на основании п. 38 «Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в РФ» УФМС по Ульяновской области в приеме документов было отказано.

ДД.ММ.ГГГГ Искандарова Н.В. обратилась в УФМС по Ульяновской области с соответствующим заявлением для регистрации по месту жительства, а именно в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей ее супругу Искандарову В.Г. на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, заявитель представила все необходимые для осуществления регистрации документы.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено представителем УФМС по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ документы и заявление для регистрации по месту жительства у Искандаровой Н.В. приняты не были, поскольку вид на жительство ей был выдан на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Суд не может признать данные действия сотрудников УФМС по <адрес> законными, поскольку действующее законодательство в сфере миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, а именно «Порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №, ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», «Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в РФ» не содержат такого основания для отказа в приеме документов для регистрации по месту жительства иностранного гражданина, либо лица без гражданства как подача их в последний день действия вида на жительство.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает необходимым заявление Искандаровой Н.В. удовлетворить, Признать незаконным отказ Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области в приеме документов Искандаровой для регистрации по месту жительства, возложить на УФМС обязанность принять у Искандаровой документы для рассмотрения вопроса о регистрации по месту жительства.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194,196-199, 254 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Заявление Искандаровой Н.В. - удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области в приеме документов Искандаровой Н.В. для регистрации по месту жительства, возложить на Управление Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области обязанность принять у Искандаровой Н.В. документы для рассмотрения вопроса о регистрации по месту жительства.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья: Е.В. Алексеева