Дело № 2-5768/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2010 года
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи Матвеевой Л.Н.,
при секретаре Айсиной А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Засвияжского района города Ульяновска, заявленного в интересах Алькаевой И.М. к мэрии города Ульяновска о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
установил:
Прокурор Засвияжского района города Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Алькаевой И.М. к мэрии города Ульяновска о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска указал, что Прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска проведена проверка но обращению вдовы ветерана Великой Отечественной войны Алькаевой И.М. о незаконном отказе ей мэрией г. Ульяновска в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом были выявлены основания для прокурорского вмешательства. Как показала проверка, Алькаева И.М. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны Алькаева С.Т. Заявительница зарегистрирована и проживает в <адрес>, общая площадь которой составляет 42,4 кв.м. Указанная квартира принадлежит на праве собственности Алькаевой И.М. Помимо заявительницы в квартире зарегистрированы и проживают ее дочь Клейн О.С. с супругом Клейн М.Б., а также внуком заявительницы Клейн Н.М. 26.05.2010 Алькаева И.М. обратилась в отдел по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью получения субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Однако должностными лицами Отдела в удовлетворении заявления Алькаевой И.М. было отказано в связи с тем, что учетной нормой жилья она обеспечена. Прокуратура района считает такой отказ незаконным, поскольку в квартире зарегистрированы и совместно проживают 4 человека и на каждого из них приходится по 10,6 кв.м. общей площади. Таким образом, должностными лицами Отдела по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска было необоснованно отказано Алькаевой И.М. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, что повлекло ущемление ее прав. В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Действующее законодательство предусматривает социальные гарантии для Алькаевой И.М. в виде признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана Великой Отечественной войны. Нарушение ее прав со стороны мэрии г. Ульяновска является незаконным. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан на основании обращения граждан о защите жилищных прав, свобод и законных интересов. Настоящее исковое заявление подано в защиту жилищных и социальных прав Алькаевой И.М., поскольку от нее поступило соответствующее заявление в прокуратуру района. Просит признать отказ мэрии г. Ульяновска в признании Алькаевой И.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана Великой Отечественной войны незаконным. Обязать мэрию г. Ульяновска признать Алькаеву И.М. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана Великой Отечественной войны.
В судебном заседании истица не присутствовала, просила гражданское дело рассмотреть в ее отсутствие.
Помощник прокурора Засвияжского района города Ульяновска в судебном заседании на иске и его доводах настаивал.
Представитель истица и третье лицо Клейн О.С. в судебном заседании на иске настаивала.
Третье лицо, Клейн М.Б. в судебном заседании просил иск удовлетворить.
Третье лицо, Клейн Е.М,, в судебном заседании не присутствовал, просил гражданское дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал и пояснил, что нуждающимися в жилье признаются граждане, не обеспеченные учётной нормой Площади жилого помещения. В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы № 136 от 13.07.2005 г., учётная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищных условий, составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека. По предоставленным документам установлено, что истица с 21.03.1986 года зарегистрирована в 2-х комнатной квартире общей площадью 42.77 кв.м. по <адрес> Всего зарегистрировано 4 человека (истица, дочь, зять, внук). Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №-№ собственником вышеуказанной квартиры является истица. Федеральный Закон РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает обеспечение жильём только ветеранов Великой Отечественной Войны, а не членов его семьи. Члены семьи обеспечиваются жильём согласно ЖК РФ.
Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 «О ветеранах» вдовам участников ВОВ предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств в федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 данного Федерального закона.
Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», с 01.01.2010 осуществляется обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует.
В судебном заседании установлено, что Алькаева И.М. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны Алькаева С.Т.
Статья 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы № 136 от 13.07.2005 г., учётная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищных условий, составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека.
По предоставленным документам установлено, что истица с 21.03.1986 года зарегистрирована в 2-х комнатной квартире общей площадью 42.77 кв.м. по ул. <адрес>
Всего зарегистрировано 4 человека (истица, дочь, зять, внук).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №-№ собственником вышеуказанной квартиры являлась истица.
В настоящее время на основании договора дарения квартиры от 29.06.2010 года собственником квартиры является Клейн О.С.
26.05.2010 Алькаева И.М. обратилась в отдел по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью получения субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
Однако мэрией города Ульяновска в удовлетворении заявления Алькаевой И.М. было отказано в связи с тем, что учетной нормой жилья она обеспечена.
Однако поскольку в квартире зарегистрированы и совместно проживают 4 человека, то на каждого из них приходится по 10,6 кв.м. общей площади.
Таким образом, должностными лицами Отдела по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска было необоснованно отказано Алькаевой И.М. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, что повлекло ущемление ее прав.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Действующее законодательство предусматривает социальные гарантии для Алькаевой И.М. в виде признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана Великой Отечественной войны. Нарушение ее прав со стороны мэрии г. Ульяновска является незаконным.
Следует исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска, заявленного в интересах Алькаевой Ираиды Михайловны удовлетворить. Признать незаконным отказ мэрии города Ульяновска в постановке Алькаевой И.М. на учет нуждающихся в жилом помещении. Обязать мэрию города поставить Алькаеву И.М. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как члена семьи ветерана Великой Отечественной войны.
Руководствуясь ст.ст.194, 196-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска, заявленного в интересах Алькаевой И.М. удовлетворить.
Признать незаконным отказ мэрии города Ульяновска в постановке Алькаевой И.М. на учет нуждающихся в жилом помещении.
Обязать мэрию города поставить Алькаеву И.М. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета как члена семьи ветерана Великой Отечественной войны.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Л. Н. Матвеева.