Дело № 2-5712/10 |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2010 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Нефедова О.Н.,
при секретаре Галиахметовой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии города Ульяновска об обязании устранить повреждения покрытия проезжей части муниципальной автомобильной дороги,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии города Ульяновска об обязании устранить имеющиеся на муниципальной автомобильной дороге - ул. Шевченко в г. Ульяновске от дома № 10 до дома № 74 повреждения покрытия проезжей части в виде выбоин, превышающих предусмотренные п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предельные размеры; привести обочину относительно уровня прилегающей кромки проезжей части указанной муниципальной автомобильной дороги напротив дома № 89 в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Требования мотивированы тем, что в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к числу вопросов местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения. На основании п. 5 ч. 6 ст. 37 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа отнесена к компетенции мэрии города Ульяновска. Автомобильная дорога, расположенная по адресу: г. Ульяновск, ул. Шевченко, находится в собственности муниципального образования «Город Ульяновск». Прокурорской проверкой установлено, что состояние указанной автомобильной дороги не соответствует требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
В нарушение требований п.п. 3.1.1., 3.1.2. указанного ГОСТа на проезжей части от дома № 10 до дома № 74 имеются затрудняющие движение транспортных средств многочисленные выбоины, превышающие предельно допустимые размеры: норма по длине - не более 15 см, по ширине - не более 60 см, по глубине - не более 5 см. Кроме того, вопреки требованиям п. 3.2.1. ГОСТ Р 50597-93 напротив дома № 89 обочина расположена ниже уровня кромки проезжей части более чем на 12 см при норме не более 4 см.
Отсутствие контроля со стороны Мэрии города Ульяновска за качеством эксплуатируемой автомобильной дороги по ул. Шевченко приводит к снижению уровня безопасности дорожного движения на ней и, как следствие, влечет нарушение прав граждан. Указанные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся данной дорогой, так как могут привести к дорожно-транспортным происшествиям.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии города Ульяновска и Муниципальное унитарное предприятие «Ульяновскдорремсервис».
В судебном заседании помощник прокурора Г. настаивал на удовлетворении требований, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно указал, что накануне судебного заседания осуществлялся повторный выезд для проверки состояния дорог. При этом установлено, что повреждения проезжей части не устранены.
Представитель Мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явился. В представленном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать. По существу указал, что к полномочиям Мэрии в вопросах местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решением Ульяновской Городской Думы от 07.06.2010 г. № 63 «О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 г. № 60 «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов мэрии» было утверждено Положение о Комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии города Ульяновска. Согласно Положению основными задачами Комитета являются: формирование и реализация в границах муниципального образования «город Ульяновск» политики по вопросам транспорта, разработка проектно-сметной документации строительства, реконструкции, содержания, ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования, находящихся в муниципальной собственности, организация внешнего благоустройства. Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулирует Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии города Ульяновска выступает заказчиком по муниципальным контрактам на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в сфере строительства, реконструкции, содержания, ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования. В соответствии с муниципальным контрактом от 30.07.2010 г. № 0123 МУП «Ульяновскдорремсервис» приняло на себя обязательство выполнять работы по карточному ремонту автомобильных дорог в г. Ульяновске, в том числе дороги по ул. Шевченко. Выполнение работ по карточному ремонту указанной муниципальной дороги планируется в ноябре 2010 года. Таким образом, выбоины на дороге по ул. Шевченко от дома № 10 до дома № 74 будут устранены.
Представители ОГИБДД УВД по городу Ульяновску, Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии города Ульяновска и МУП «Ульяновскдорремсервис», будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителя истца суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения помощника прокурора, исследовав материалы рассматриваемого дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Статьей 27 данного Федерального закона установлено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ).
Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
К числу полномочий Мэрии города Ульяновска в соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования «город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, в силу действующего законодательства лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог, находящихся в границах города Ульяновска, в том числе автомобильной дороги по ул. Шевченко, является мэрия города Ульяновска.
В ходе проверки эксплуатационного состояния муниципальных автомобильных дорог (акт от 17.09.2010 г.), проведенной с участием помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска и государственного инспектора дорожного надзора Отдела ГИБДД УВД по городу Ульяновску, установлено, что состояние автомобильной дороги по ул. Шевченко в г. Ульяновске не соответствует требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Вопреки требованиям указанного ГОСТа, на протяжении указанной автомобильной дороги от дома № 10 до дома № 74 имеются выбоины, превышающие предусмотренные п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры (по длине - не более 15 см, по ширине - не более 60 см, по глубине - не более 5 см).
Кроме того, вопреки требованиям п. 3.2.1. ГОСТ Р 50597-93 напротив дома № 89 обочина расположена ниже уровня кромки проезжей части более чем на 12 см при норме не более 4 см.
Государственный стандарт «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), введенный в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 г. № 221, является обязательным и направлен на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан.
Выявленные при проведении проверки нарушения не только создают неудобства при передвижении транспортных средств, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровья граждан.
При таких обстоятельствах требования прокурора о возложении на ответчика обязанности привести дорогу по ул. Шевченко в г. Ульяновске в состояние, отвечающее обязательным предписаниям по безопасности, установленным названным ГОСТом, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Факт заключения Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии города Ульяновска с МУП «Ульяновскдорремсервис» муниципального контракта, предусматривающего, в том числе проведение карточного ремонта автомобильной дороги по ул. Шевченко, не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку до настоящего времени ремонт не выполнен.
Как указывалось выше, на основании ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», п. 1 ст. 35 Устава МО «город Ульяновск» в их взаимной связи ответственной за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности, является Мэрия города Ульяновска.
Следовательно, обязанность организовать надлежащие состояние муниципальной автомобильной дороги - ул. Шевченко в г. Ульяновске в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 подлежит возложению также на мэрию города Ульяновска.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Мэрию города Ульяновска устранить имеющиеся на муниципальной автомобильной дороге - ул. Шевченко в г. Ульяновске от дома № 10 до дома № 74 повреждения покрытия проезжей части в виде выбоин, превышающих предусмотренные п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предельные размеры.
Обязать Мэрию города Ульяновска привести обочину относительно уровня прилегающей кромки проезжей части муниципальной автомобильной дороги - ул. Шевченко в г. Ульяновске, напротив дома № 89 в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.
Судья - О.Н. Нефедов