о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий



2-5813/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2010г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

Судьи Родионовой В.П.

при секретаре Паршиной А.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лисевского А.П. к Мэрии города Ульяновска о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как инвалида Великой отечественной Войны

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском указывая, что состоял в общегородской очереди на получение жилой площади № 1680 по льготному списку № 697 ( как участник ВОВ) с 03 апреля 1995 года с составом семьи два человека ( он и его жена), т.к. проживали в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: г. Ульяновск, <адрес>. Согласно справки по ф. № 8 по указанному адресу проживали: основной квартиросъемщик - сын Лисевский В.А., мать - Лисевская З.И., отец - Лисевский А.П. Решением общественной районной жилищной комиссии от 14 февраля 2005 года истец был исключен из очереди. В 2001 году в семье Лисевских произошел обмен жилых помещений, а именно : Лисевский В.А. получил на состав семьи три человека ( он, отец и мать) обменный ордер № 2016 от 21.12.2001 года на право занятия 2-х комнат жилой площадью 27,4 кв.м. в 3-х комнатной квартире общей площадью 44,22 кв.м. по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес>.. На указанную квартиру было открыто два лицевых счета : на имя Лисевского В.А. и Лисевского Р.В. Вселение Лисевских в данную квартиру происходило на основании двух обменных ордеров в разный период времени. Так, ордер № 1765, выданный на имя Лисевского Р.В. от 31.10.2001 года на занятие комнаты площадью 12,5 кв.м. - на 2 человека и ордер № 2016 на имя Лисевского В.А. от 21. 12. 2001 года на занятие 2-х комнат площадью 27,4 кв.м. - на 3 человека. В трехкомнатной квартире общей площадью 64,4 кв.м. проживают 6 человек, и на каждого члена семьи приходится по 10,6 кв.м. площади. Истец обращался с заявлением о постановке в очередь как инвалида войны, однако ему было отказано по мотиву того, что он умышлено стеснил свои жилищные условия, прописав внучку из одной комнаты в другую, однако ее прописал отец Лисевский В.А. Просил возложить обязанность на Мэрию г. Ульяновска поставить истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как инвалида ВОВ.

Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования и доводы иска. Дополнительно пояснил, что в настоящее время квартиру <адрес> в г. Ульяновске занимает его семья, состоящая из него, его жены, сына, снохи и двух внуков. Семья ведет совместное хозяйство. Совместно оплачиваются коммунальные услуги, приобретается бытовая техника, осуществляется ремонт. Поскольку он и его жена люди преклонного возраста, приходится питаться отдельно. Его сын являясь основным квартиросъемщиком двух комнат в квартире <адрес>, прописал дочь, его внучку, которая ранее была зарегистрирована в одной из трех комнат указанной квартиры, при этом он в письменном виде заявление о своем согласии на ее регистрацию не представлял. Полагал, что его нельзя обвинить в умышленном ухудшении жилищных условий и в отсутствие обеспеченности необходимой учетной нормой, он имеет право быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Представитель Мэрии города Ульяновска иск не признала, пояснила, что истец обращался в феврале 2010 года по вопросу признания нуждающимся в улучшении жилищных условий как ветерана Великой Отечественной войны. Истец не был признан нуждающимся, поскольку с составом семьи три человека зарегистрирован в 2-х комнатах трехкомнатной квартиры общей площадью 44, 2 кв.м. Основным квартиросъемщиком двух комнат является его сын. В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы № 136 от 13.07.2005 года, учетная норма жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищных условий, составляет 12 кв. метров общей площади на одного человека. Истец не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Позже Лисевский А.П. повторно обратился с аналогичным заявлением, которое было рассмотрено 02.07.2010 года и вновь было отказано, так как он дал свое согласие на прописку своей внучки. В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ которая гласит, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Лисевский не является нуждающимся в предоставлении жилого помещения. Комиссия расценила действия Лисевского как умышленное ухудшение своих жилищных условий. Он сам этот факт не оспаривает. Лисевский говорит, что они занимают комнату общей площадью 12 кв. метров, это его внутренне убеждение, так как они имеют право на две комнаты в квартире. Это их волеизъявление. Кроме того, в судебном заседании истец указал, что в квартире проживают две семьи, которые имеют разные бюджеты. Считает, что решение комиссии является законным, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без своего участия, в отзыве указал следующее. В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент (в настоящий момент Министерство труда и социального развития Ульяновской области). Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Для получения свидетельства гражданин представляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, следующие документы: а) заявление о выдаче свидетельства; б) паспорт гражданина - Получателя; в) документ, подтверждающий право гражданина - Получателя на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета; г) выписка из домовой книги по месту регистрации; д) копия финансового лицевого счета. Орган местного самоуправления осуществляет приём документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Департамент (в настоящий момент Министерство труда и социального развития Ульяновской области). В представленных органом местного самоуправления списках Лисевского А.П. не значится. Министерство труда и социального развития Ульяновской области не вправе выдать жилищный сертификат.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те доводы и обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Конституция РФ (ст.2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно ст.55 (часть 3) Конституции РФ может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Вместе с тем каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища (ст.40 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются :1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи наниматель жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Нуждаемость в жилом помещении - одно из условий предоставления гражданам жилья по договору социального найма. Одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилье служит обеспеченность им менее учетной нормы.

Согласно п.3,4 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно справки формы № 8 от 16.09.2008 года в комнатах жилой площадью 27,4 кв.м., общей площадью 44, 2 кв.м., расположенных по адресу: г.Ульяновск ул.<адрес> зарегистрированы : Лисевский В.А. - квартиросъемщик с 02.03.2002 года, его отец Лисевский А.П. и мать Лисевская З.И. с 06.02.2002 года.

Ордер № 2016 был выдан 21 декабря 2001 года на имя Лисевского В.А. с правом занятия указанной жилой площади тремя членами семьи ( основной квартиросъемщик - Лисевский В.А., его отец - Лисевский А.П. и мать - Лисевская З.И.).

Как следует из лицевого счета квартиросъемщика № 610210362Н, жилая площадь двух вышеуказанных комнат составляет 27,40 кв.м., а общая площадь - 44,22 кв.м.

Третью комнату в указанной квартире занимает согласно обменного ордера № 1765 основной квартиросъемщик Лисевский Роман Владиславович и его мать Лисевская Инга Викторовна. Жилая площадь комнаты составляет 12,50 кв.м. В указанной комнате с 20 декабря 2002 года зарегистрирована Лисевская Виолетта Владиславовна, 07.11.2002 года рождения - сестра.

Фактически трехкомнатная квартира находится в пользовании членов одной семьи - Лисевских, а именно истца Лисевского А.П. и его супруги Лисевской З.И., их сына Лисевского В.А., снохи Лисевсской И.В. и внуков Ливсевского Р. и Лисевской В..

Установлено в судебном заседании, что истец Лисевский и его супруга Ливсевскя З.И. занимают комнату площадью 12,50 кв.м., которая согласно ордера была предоставлена внуку истца Лисевскому Р. на состав семьи два человека.

Семья Лисевских ведет совместное хозяйство, приобретают в совместное пользование бытовую технику, совместно делают ремонт, совместно оплачивают коммунальные платежи. Однако, при этом истец с супругой в силу возраста и при необходимости диетического питания, питаются раздельно от семьи сына.

Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей, допрошенных в судебном заседании.

18 февраля 2010 года истец обратился к ответчику с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий как ветерана Великой Отечественной Войны.

Как следует из ответа начальника жилищного отдела Мэрии г. Ульяновска, истцу было отказано в удовлетворении заявления, поскольку было установлено обеспечение учетной нормой жилья. При этом в расчет были приняты две комнаты кв. <адрес> в г. Ульяновске общей площадью 39,38 кв.м. из расчета трех человек зарегистрированных в двух муниципальных комнатах.

20 апреля 2010 года Лисевская В.В., 07 ноября 2002 года рождения была снята с регистрационного учета из комнаты 12,5 кв.м м. ( 1 из 3 комнат) квартиры <адрес> в г. Ульяновске и зарегистрирована по месту регистрации своего отца ( 2 из 3 комнатах общей площадью 44,23 кв.м.) в квартире <адрес> в г. Ульяновске.

02 июля 2010 года повторно рассмотрено обращение истца о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий. Вновь отказано в удовлетворении заявления по следующим основаниям.

Как следует из ответа, истец с 2001 года зарегистрирован в 2-х муниципальных комнатах общей площадью 44,23 кв.м. трехкомнатной квартиры по ул. <адрес>. Основным квартиросъемщиком которой является сын истца. По состоянию на 21 апреля 2010 года в двух муниципальных комнатах зарегистрировано 4 человека. Действия по регистрации внучки в указанных комнатах на основании ст. 51 ЖК РФ были расценены как умышленное ухудшение жилищных условий.

Однако, суд не соглашается с указанным решением ответчика.

Так, в силу п. 26 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 2 июля 2009 г. « О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в соответствии с частью 1 статьи 70 ЖК РФ наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и родителей. В то же время для вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов его семьи нанимателем должно быть получено согласие в письменной форме не только членов своей семьи, но и наймодателя. Наймодатель вправе запретить вселение других граждан, если после их вселения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. С целью обеспечения права несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье (статья 54 СК РФ) частью 1 статьи 70 ЖК РФ установлено, что не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и наймодателя для вселения к родителям их несовершеннолетних детей (это могут быть дети как самого нанимателя, так и других членов его семьи, проживающих в жилом помещении).

С учетом изложенного, суд не может согласится с позицией ответчика о том, что истец дав согласие на регистрацию в двух комнатах, нанимателем которых он является, ухудшил свои жилищные условия.

Поскольку в судебном заседании установлено, что семья Лисевских ведущая общее совместное хозяйство занимает трехкомнатную квартиру общей площадью 64,4 кв.м., то на каждого члена семьи приходится менее учетной нормы, т.е. по 10,73 кв.

Также приходится менее учетной нормы на количество зарегистрированных 4 человека в 2-х комнатах кв. <адрес>, ( 44, 23 : 4 = 11,05 кв.м.).

С учетом изложенного суд считает, что Лисевский А.П. является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (в ред. от 09.01.2010г.) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной война: 1941 - 1945 годов" установлена обязанность обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на (соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г.. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В силу ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (в ред. от 21.12.2009) "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а"" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Законом Ульяновской области от 06.05.2006 N 49-30 (в ред. от 05.11.2008) Опорядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" установлено, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями поселений и городских округов Ульяновской области (ст. 2 закона).

Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. На основании данных Книги учета граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включаются в единый список, а граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006- г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» правом на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения обладают инвалиды ВОВ, участники ВОВ, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно- учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 г по 3 сентября 1945 г. не менее 6 месяцев.

Социальные выплаты предоставляются лицам, указанным в подпунктах «а» -«д» пункта 2 настоящего порядка, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области

Социальная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета.

(в ред. Постановления Правительства Ульяновской области от 26.11.2008 N 482-П).

Социальные выплаты Получателям, указанным в пункте 2, предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на предоставление социальных выплат.

В случае, когда члены семьи Получателя, включенные в заявление о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, приобрели до 1 января 2005 года право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, социальная выплата предоставляется всем вышеуказанным членам семьи одновременно с Получателем.

Право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты, срок действия которого не превышает шести месяцев.

Граждане, не воспользовавшиеся предоставленной социальной выплатой, подлежат восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с сохранением даты постановки.

Истец является нуждающимся в предоставлении жилого помещения. Следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Лисевского А.П. удовлетворить.

Возложить обязанность на Мэрию города Ульяновска включить Лисевского А.П. в очередь на улучшение жилищных условий с применением льгот для участников Великой Отечественной войны.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней.

Судья В.П.Родионова