Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2010 года г.Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи Родионовой В.П.,
при секретаре Паршиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновской городской общественной организации «Центр по защите прав потребителей» в интересах Громова В.И. к открытому акционерному обществу « Домоуправляющая компания Ленинского района» о защите прав потребителей
У С Т А Н О В И Л :
УГОО «Центр по защите прав потребителей» обратился в суд с вышеназванным иском в интересах Громова В.А., указывая, что ОАО «ДК Ленинского района» является организацией, осуществляющей управление домом № <адрес> в г. Ульяновске. Потребитель является собственником квартиры № №, расположенной в этом доме. Письменный договор Потребитель с Ответчиком не заключал по причине выставления последним необоснованных (незаконных) требований об оплате за оформление (подготовку) договора на обслуживание с собственниками жилья указанного дома. Собственники, никаких решений по дополнительным вышеназванным платежам не принимали, а подписание договора его составление входят в услугу по содержание и ремонт общего имущества дома. 20.07.2010 года Потребитель письменно обратился к Ответчику с требованием сообщить основание, на котором производится плата за оформление (подготовку) договора на обслуживание с собственниками жилья. До настоящего времени Ответчик Потребителю никакого ответа не дал. Потребитель, как и иные собственники дома пользуется коммунальными услугами, предоставляемыми Ответчиком, в частности, по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО). Содержание мусоросборников дома и территории, прилегающей к местам выгрузки отходов из камер, осуществляются в противоречии с требованиями санитарных норм. В частности, мусор из мусоропровода, в основном, сбрасывается на пол, и только в день приезда специального автотранспорта дворники загружают его лопатами в неприспособленную тару - бочки, ящики, картонные коробки. Тара с мусором задолго до приезда машины вытаскивается на крыльцо и, в случае отсутствия её, может стоять сутками, загромождая вход в подъезд, распространяя свойственные ему запахи. Двери мусоросборника не закрываются, что приводит к растаскиванию и разбрасыванию отходов собаками по крыльцу и территории двора, примыкающей к подъезду. Мусоросборник фактически превратился в откормочный пункт для крыс, что делает борьбу с ними бессмысленной. По настоянию жильцов дома, УК заказала изготовление металлических контейнеров, однако, израсходовав 42000 рублей, даже близко не подошла к решению этой проблемы, поскольку выявились конструктивные «ляпы» - контейнер не позволяет подъемнику специального автотранспорта осуществлять захват и разгрузку его в механическом режиме. Более того, контейнер установлен на платформу, имеющую игрушечные колесики, которые не выдержат и месяца эксплуатации. Не выполняется управляющей компанией и реконструкция подъездов к мусоросборникам, поскольку в настоящий момент специальный автотранспорт не имеет возможности подъехать к камере и принять контейнер. Такие действия УК противоречат пункту 2.2.7 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», которым установлено: «...Категорически запрещается сброс бытовых отходов из мусоропровода непосредственно на пол мусороприемной камеры...» и далее там же: «...Емкости с отходами не допускается выставлять за пределы мусоросборного помещения заблаговременно (ранее одного часа) до прибытия специального автотранспорта». Кроме того, пунктом 9.2 СанПиШ. 1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» предусмотрено, что эксплуатационным организациям необходимо: «...своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления...)...нарушающих санитарно-гигиенические условия». Пунктом 2.2.10 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусмотрено: «Ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом». В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя. В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Согласно пункту 2 статьи 162 ЖК РФ одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме. ..) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Неоднократные обращения Потребителя в УК (заявление от 17.10.2008 г., претензия от 06.08.2010 г. вх. №01-11-6007) остались без ответа и удовлетворения. Неправомерными действиями Ответчик нарушил права потребителя, причинил потребителю моральный вред, который оценивается потребителем в 10000 рублей и должен быть взыскан в пользу потребителя в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей». Просит обязать Ответчика отремонтировать мусороприемные камеры дома № № по ул. <адрес> в Ульяновске, обеспечив запор на навесной замок и плотный притвор дверей, исключающий проникновение собак, кошек, крыс и мышей; снабдить мусорные камеры дома № № по ул. <адрес> в Ульяновске новыми контейнерами, отвечающими эксплуатационным требованиям; отремонтировать (реконструировать) подъезд к мусорным камерам дома № № по ул. <адрес> в Ульяновске, обеспечивающий удаление мусора с использованием контейнеров и специального автотранспорта; представить собственникам жилья финансовый отчет о затратах; взыскать с Ответчика в пользу Громова В.А. 10000 рублей в качестве компенсации морального вреда, стоимость юридических услуг 1500 рублей; штраф в федеральный бюджет в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Уточнив исковые требования, истец указал, что внастоящее время вывоз ТБО в доме №<адрес> не может осуществляться с использованием специализированного автотранспорта (мусоровоза) в соответствии с САНПиН по следующим причинам: Мусороприемные камеры (мусоросборники) снабжены металлическими ёмкостями (контейнерами) для мусоровоза, изготовленными по заказу ОАО «ДК Ленинского района г. Ульяновска» на средства жильцов дома. Размер контейнера под захват погрузчика 700x700 мм. При этом у контейнера нет крюка для крепления троса, позволяющего механизировать его доставку из мусоросборника к мусоровозу. Контейнеры снабжены колесами диаметром 80 мм, не отвечающими эксплуатационным требованиям, в то время, как все предлагаемые на товарном рынке функционально аналогичные конструкции имеют колеса диаметром не менее 120 мм. Вывоз ТБО осуществляется организацией «Центр экологических технологий» с использованием двух типов мусоровозов: ГАЗ-3307 и МАЗ:533702. Обслуживание дома возложено на МАЗ, который снабжен захватом, обеспечивающим подъем только стандартных контейнеров имеющих размеры под захват 1000x1000 мм. Высота контейнера не позволяет его устанавливать непосредственно под трубу мусоропровода в мусоросборнике, поэтому отходы ссыпаются на пол, и только перед вывозом загружаются в неприспособленные ящики. Вход в мусоросборник имеет дверной порог, не позволяющий транспортировать (выкатывать) контейнер. Длина пандуса - части крыльца подъезда, используемой для ручной доставки («выкатки») контейнера из мусоросборника дома к мусоровозу, недостаточна. Просит обязать Ответчика отремонтировать семь мусороприемных камер дома № <адрес> в Ульяновске, обеспечив запор на навесной замок и плотный притвор дверей, исключающий проникновение собак, кошек, крыс и мышей, убрать порог; обязать Ответчика за свой счёт снабдить мусороприемные камеры дома № <адрес> в Ульяновске контейнерами, отвечающими эксплуатационным требованиям, а именно: форма, размеры контейнера должны обеспечить возможность захвата, погрузку и разгрузку мусора из контейнера в мусороприемник автомобиля, при этом габаритные размеры контейнера должны быть согласованы с организацией «Центр экологических технологий»; снабдить контейнеры колесами с диаметром не менее 120 мм и крюком под трос для выкатывания; контейнер должен устанавливаться непосредственно под трубу мусоросборника; обязать Ответчика продлить пандусы подъездов №№ 1, 2, 4, 5, 7 в доме № <адрес> в Ульяновске на 2,5 метра; взыскать с Ответчика в пользу Потребителя 10000 рублей в качестве компенсации морального вреда; стоимость юридических услуг 1500 рублей, штраф в федеральный бюджет в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
В судебном заседании истец настаивал на уточенных требованиях, поддержав доводы иска.
Представитель ответчика Карасева И.В. исковые требования не признала. Указала, что установлен факт неплотного претворения дверей в мусорные камеры и указанный недостаток управляющая компания устранит. В мусорных камерах имеются металлические контейнеры, однако они не используются по назначению, поскольку имеют нестандартные размеры. Оснований для внесения изменений в строительные конструкции дома, а именно продление пандусов не имеется, поскольку такое решение должно быть принято собственниками помещений многоквартирного дома, должны быть получены необходимые документы и разрешительная документация, крое того, указанные работы должны быть также профинансированы.
Представитель Мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явился, просила о рассмотрении дела без своего участия, в отзыве указала следующее. Многоквартирный дом № <адрес> в г. Ульяновске, 1991 года постройки находится в общей долевой собственности физических лиц и муниципального образования « Город Ульяновск». В соответствии с Постановлением Главы города Ульяновска от 19 февраля 2010 года № 1018 « Об исключении из Реестра муниципальной собственности жилых помещений в Ленинском районе г. Ульяновска» в данном доме из имеющихся 305 квартир в муниципальной собственности находятся 48 квартир. В настоящее время многоквартирный дом находится на обслуживании ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района». Мусоросборные камеры относятся к местам общего пользования и являются общим имуществом многоквартирного дома. В соответствии с нормами жилищного законодательства содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома возложено на организацию, осуществляющую управление и обслуживание многоквартирного дома. Работы капитального характера за счет средств бюджета МО «Город Ульяновск» в период 2009-2010 годы в данном доме не проводились.
Представитель финансового управления мэрии г. Ульяновска просил о рассмотрении дела без своего участия.
В качестве третьего лица не заявляющих самостоятельных требований было привлечено ООО « Центр экологических технологий», представитель которого в судебное заседание не явился по неизвестной причине.
Выслушав истца Громова В.И., представителя ответчика ОАО «Домоупраляющая компания Ленинского района», допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих доводов и возражений.
Установлено, что истец Громов В.И. проживает в квартире № <адрес> дома № <адрес> в г. Ульяновске, является собственником указанной квартиры в порядке приватизации.
На основании Постановления Главы города Ульяновска от 19 февраля 2010 года № 1018 « Об исключении из Реестра муниципальной собственности жилых помещений в Ленинском районе г. Ульяновска» в муниципальной собственности находятся 48 квартир из существующих 305.
Дом № № по ул. <адрес> г. Ульяновска построен в 1991 году, находится в управлении ОАО « Домоупраляющая компания Ленинского района» с июня 2009 года.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что мусоросборные камеры требуют текущего ремонта. Необходимость ремонтных работ подтверждается показаниями свидетелей Лыковой Н.В., Ушаковой В.А., пояснивших, что мусорные камеры захламлены, мусор сбрасывается на пол, мусорные контейнеры не используются по назначению, т.к. имеют нестандартные размеры, их использование из-за большого объема не невозможно.
Кроме того, нашел подтверждение довод истца об отсутствии плотного притвора дверей в мусорные камеры подъездов № 3, 5, 6, что способствует проникновению крыс, мышей. Указанное обстоятельство подтверждается актом обследования мусорных камер дома № по ул. <адрес> в г. Ульяновске от 20 октября 2010 года.
Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 были утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Указанными Правилами и Нормами технической эксплуатации жилищного фонда определены основные направления организации технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационного - правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В данном нормативном акте указано, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Как указано в п.2.1.5. Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследования должна в месячный срок уточнить объемы работ по текущему ремонту (по результатам весеннего осмотра на текущий год и осеннего осмотра - на следующий год), а также определить неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта. Устранение мелких неисправностей, а также наладка и регулировка санитарно-технических приборов и инженерного оборудования должны, как правило, производиться организацией по содержанию жилищного фонда.
В соответствии с п.2.3.4. Правил, периодичность текущего ремонта следует принимать в пределах трех - пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий.
Правилами установлено, какие виды работ по обслуживанию жилищного фонда должны производиться, какие виды работ относятся к текущему ремонту, какие - к капитальному. В частности, Правилами регламентировано, что:
2.3.1. Организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями.
В Приложении № 7 к Правилам дается Перечень работ, относящихся к текущему ремонту.
К текущему ремонту отнесено:
Оконные и дверные заполнения:
Смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений.
Внутренняя отделка:
Восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах.
15. Мусоропроводы
Восстановление работоспособности вентиляционных и промывочных устройств, крышек мусороприемных клапанов и шиберных устройств.
Пунктом 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда закреплены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда и по обеспечению: установки на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;
проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
3.7.2. Сбор бытовых отходов следует производить в:
переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.;
контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более.
В качестве временной меры при отсутствии металлических мусоросборников допускается устройство бункера для крупногабаритных отходов, а также деревянных съемных ящиков без дна с загрузочными люками 0,5 х 0,5 мм.
3.7.3. Временные мусоросборники должны быть плотными, а стенки и крышки - окрашены стойкими красителями.
Окраска всех металлических мусоросборников должна производиться не менее двух раз в год - весной и осенью.
В соответствии с Санитарными правилами содержания территорий населенных мест "Санитарные правила содержания территорий населенных мест. СанПиН 42-128-4690-88" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88)) ( разд. 2.2. Сбор твердых бытовых отходов) при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники. Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при "несменяемой" системе - не реже одного раза в 10 дней, "сменяемой" - после опорожнения), деревянные сборники - дезинфицировать (после каждого опорожнения). Вход в мусороприемную камеру необходимо изолировать от входа в здание и в другие помещения. Пол камеры должен быть на одном уровне с асфальтированным подъездом. Категорически запрещается сброс бытовых отходов из мусоропровода непосредственно на пол мусороприемной камеры (в мусороприемной камере должен быть запас контейнеров или емкости в контейнерах не менее чем на одни сутки).Емкости с отходами не допускается выставлять за пределы мусоросборного помещения заблаговременно (ранее одного часа) до прибытия специального автотранспорта.Мусоропровод, мусороприемная камера должны быть исправными. Крышки загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках должны иметь плотный привод, снабженный резиновыми прокладками в целях герметизации и шумоглушения. В жилых домах, имеющих мусоропроводы, должны быть обеспечены условия для еженедельной чистки, дезинфекции и дезинсекции ствола мусоропровода, для чего стволы оборудуются соответствующими устройствами. Ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом.
Таким образом, на ответчика следует возложить обязанность по проведению ремонтных работ текущего характера, а именно по ремонту семи муроприемных камер дома № по ул. <адрес> в г. Ульяновске, обеспечить плотный притвор дверей в подъездах № 3,5,6, снабдить семь мусороприемных камер стандартными мусорными контейнерами.
Требования о возложении на ответчика продлить пандусы подъездов № 1,2,4,5,7 в доме № № по ул. <адрес> в г. Ульяновске на 2,5 метра удовлетворению не подлежат, поскольку размеры данных площадок изначально определяются проектом дома. Изменение конструкций дома требует изготовление технической документации, согласование и получение разрешений в органах местного самоуправления.
Кроме того, порядок реконструкции общего имущества многоквартирного дома определен нормами Жилищного кодекса РФ, требования которого ко дню настоящего судебного разбирательства не соблюдены.
В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Установлено, что организацией, занимающейся обслуживанием многоквартирного дома, а именно ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» нарушались права истца как потребителя услуг по обслуживанию и ремонту жилья. Поэтому суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда. При этом учитывается степень причиненных истцу нравственных страданий, конкретные обстоятельства дела. С учетом требований справедливости и разумности суд полагает необходимым определить ко взысканию компенсацию морального вреда в размере 1500 рублей.
В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом были понесены расходы на оплату услуг по составлению искового заявления 1500 рублей, что подтверждено квитанцией к приходно-кассовому ордеру от 10 сентября 2010 года. С учетом принципа разумности и справедливости суд считает возможным взыскать с ответчика стоимость услуг в размере 500 рублей.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с надлежащего ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 100 рублей с учетом положений ст. 333.20 НК РФ.
В силу ч. 6 ст. 13 ФЗ « О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
С учетом изложенного с ответчика взыскивается штраф в размере 750 рублей, из которых в доход местного бюджета 375 рублей, в пользу Ульяновской городской общественной организации « Центр по защите прав потребителей» - 375 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Громова В.И. удовлетворить в части.
Возложить на открытое акционерное общество « Домоуправляющая компания Ленинского района» обязанность отремонтировать семь мусороприемных камер дома № по ул. <адрес> в г. Ульяновске, обеспечить плотный притвор дверей в подъездах № 3,5,6; снабдить семь мусороприемных камер стандартными мусорными контейнерами.
Взыскать с открытого акционерного общества « Домоуправляющая компания Ленинского района» в пользу Громова В.И. стоимость услуг по составлению иска 500 рублей, компенсацию морального вреда 1500 рублей, пошлину в доход местного бюджета в размере 100 рублей, штраф в размере 750 рублей, из которых перечислить в доход местного бюджета 375 рублей, в пользу Ульяновской городской общественной организации « Центр по защите прав потребителей» - 375 рублей.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд.
Судья В.П.Родионова